Методические рекомендации по теме: "Влияние классической музыки на формирование музыкальной культуры у детей дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Нужно ли сегодня кого-нибудь убеждать в том, что музыка является неотъемлемой составной частью духовного богатства общества? Ее идейно-эстетическое и воспитательное влияние на человека огромно.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном “творческом продукте” через музицирование, рисование, словотворчество.

В.А. Сухомлинский писал: “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”

Именно поэтому возникла необходимость обращения к синтезу искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс, по мнению педагогов и психологов (Н. А. Ветлугина, Т С. Комарова, К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева и др.), наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.

Вместе с тем, при интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же — помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

Принципиально важным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизация всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской художественно-творческой деятельности

Музыка, изобразительная деятельность, словотворчество в дошкольном возрасте должны стать средством общения взрослого с ребенком, а не предметом отдельного обучения, изучения или созерцания в специальной, отделенной от жизни ситуации занятий с детьми.

Прежде, чем формировать музыкальную культуру детей, необходимо сформировать её у родителей и педагогов, которые их воспитывают. Поэтому и возникла идея написания методических рекомендаций, которые помогают в формировании музыкальной культуры у всех участников воспитательно-образовательного процесса через занятия студии “Музыкальная палитра”.

В связи с этим возникает необходимость использования взаимодействия различных видов искусства как одного из эффективных путей общего и художественного развития детей.

Цель: создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребенка к миру — эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

Задачи:

  • способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
  • способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
  • воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
  • расширение культурного кругозора дошкольников, создание предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической и современной музыки;
  • способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства:
  • приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной, речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания
  • помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании музыкальной культуры ребёнка, а через неё и художественной и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства, развить его воображение, фантазию, художественные способности через систему творческих заданий.

Интеграция содержания произведений и их эмоционального фона осуществляется различными способами, такими как:

  • поочередное включение произведений в восприятие ребенка, когда музыкальное произведение “дополняет” живописное, или наоборот;
  • попарная интеграция живописных и музыкальных произведений (музыкальные, художественное слово), адекватных по общему эмоциональному звучанию и средствам выразительности;
  • одновременное включение живописных и музыкальных произведений (музыкальное и художественное слово), обеспечивающее восприятие живописного произведения на фоне музыки, и наоборот;
  • контрастный по композиции, темпу, ритму и интонации способ взаимодействия произведений искусства.

В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой. Видеозаписи позволяют увидеть и услышать таких величайших исполнителей, уже ушедших из жизни, как С.Рихтер и В. Горовиц; знакомят со звездами исполнительского искусства - М.Плетневым, П.Осетинской, Е.Кисиным, М. Кабалье,

В. Третьяковым, Д. Хворостовским и др.

Система работы позволяет проводить совместные занятия родителей, детей и педагогов.

Первый этап обучения посвящен освоению образного строя различных видов искусств, развитию навыков перевода произведений искусства из одного художественного ряда в другой Приоритет отдается творческой работе детей созданию иллюстраций, музыкальных фантазий на инструменте, сочинению сказки и пр.

Таким образом, обеспечивается тесная взаимосвязь между восприятием произведений различных видов искусств и самостоятельным творчеством, что не только способствует повышению творческого потенциала у всех без исключения детей, но и создает возможность для более эффективного постижения специфики искусства, формирования целостного представления о роли этой формы духовной культуры в жизни общества. Более того, в результате активного чередования различных видов и форм деятельности происходит некая адаптация в сфере искусства, развиваются склонности и интересы всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Второй этап обучения посвящен изучению музыкальных жанров.

На занятиях, где это возможно и уместно, проводятся параллели с другими видами искусства. Например, изучение таких жанров, как опера, балет, включает в себя знакомство с их литературными источниками, с декорациями, костюмами балетных и оперных спектаклей. Творческое постижение образного строя музыкального искусства в его взаимосвязи с другими видами искусств создает предпосылки для освоения музыки, близкой возрастному восприятию и художественным внутренним потребностям детей.

Ведущий принцип взаимодействия искусств на занятиях:

  • перевод произведения искусства из одного художественного ряда в другой. Например: создание рисунка + подбор музыки или сочинение сказки, сочинение сказки + рисунок к ней, показ героя в действии + характеризующая его музыка и т. д.
  • на всех этапах занятий перевод произведений строится по принципу постепенного накопления сведений о герое:
  • восприятие, фантазирование, “пропускание через себя”
  • перевоплощение - действие: создание образа средствами театрального искусства, характеристика его посредством музыкальной импровизации на фортепиано или на простейших детских музыкальных инструментах
  • рисунок (Приложение)
  • рассказ, сочинение.

Такая последовательность творческих заданий представляет собой как бы замкнутый круг, способствует более глубокому постижению ребенком содержания произведений, специфики художественного языка каждого из искусств. Наряду со слушанием музыки, рассматриванием слайдов и иллюстраций, много внимания уделяется непосредственно практической творческой деятельности ребят, которая осуществляется, в основном, в процессе игры. Это связано и с возрастными особенностями: для 6-7-леnних детей игра - один из основных видов деятельности. Именно она способствует наиболее полному включению дошкольников в процесс познания.

Занятия проводятся один раз в неделю в каждой возрастной группе (старшая группа и подготовительная к школе группа) и длятся от 25 до 45 минут. Их продолжительность зависит от возраста детей, их увлеченности. Условием успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Большая роль в этом процессе отводится родителям. Именно они являются первыми помощниками педагога. Ведь родители любят своих детей, а значит, хотят, чтобы воспитание детей музыкой осуществлялось без надрыва, а постепенно исподволь и своим личным примером они способствуют этому.

Подводя итог, можно сказать: методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. А полученные ребенком знания, умения и навыки являются не целью, а средством приобщения его к мировой и национальной культуре и собственному художественному творчеству.

Составляя план работы студии, обозначены основные цели обучения:

1-этап – первый год обучения - старшая группа

Цель обучения:

  • развитие навыков перевода произведений искусства из одного художественного ряда в другой;
  • начало формирования собственной системы эстетических ценностей, развитие художественного вкуса, заинтересованное, творчески активное отношение ко всем предметам музыкального цикла;
  • активное участие в различных творческих заданиях педагога – ребёнка - родителей.
  • 2 –этап – второй год обучения - подготовительная к школе группа

Цель обучения:

  • развитие музыкальности, т.е. способности переживать музыку как целостность;
  • накопление богатого слухового опыта на лучших образцах классической мировой музыкальной культуры;
  • развитие познавательной, творческой активности детей, формирующее у них качества личности.

Перспективно-тематический план занятий студии

“Музыкальная палитра”

1 год обучения

Блок “Музыка”

Тема: “Шумы и музыкальные звуки”

месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь Подражание. У каждого свой голос. Прогулка в лес. Путешествие в страну гармония.

Тема: “Выразительные средства в музыке”

Октябрь Высоко-низко. Громко-тихо. Быстро-медленно. Играем в сказку.

Тема: “Музыкальные инструменты”

Ноябрь Русские народные образы.

 

Музыкальные инструменты, – какими

они бывают.

Что такое оркестр? Играем

в оркестре.

Блок “Сказка в музыке”

Тема: “Мир образов”

Декабрь .Действительность и образ. Мир народных образов. Фантазия и образ. Ассоциации.

Тема: “Сказочный мир”

Январь Сказка о царе Салтане”

“Море”, “Лебедь и коршун”.

“Город Леденец”, “Белка”. “Тридцать три богатыря”. “Царевна Лебедь”.

“Полёт шмеля”.

Тема: “Мир волшебных превращений”

Февраль Правда

и вымысел.

С.С.Прокофьев “Петя и волк” “Петя и волк”

 

Блок “Живопись в музыке”

Тема: “Мир знакомств”

Март Художник и жизнь. Человек в искусстве. Характер человека в искусстве. Близкие и любимые люди (мама)

Тема: “Природные мотивы”

Апрель Мир вокруг нас. Февраль. Масленица. Май.

Белые ночи

Август. Жатва.

Ноябрь,

На тройке.

Лето. Охота.

Тема: “ Мир настроения”

Май Настроение человека

в искусстве.

Слово-лад-колорит

(мажор-минор)

Настроение природы в искусстве. Разыграй настроение.

Перспективно-тематический план занятий студии

“Музыкальная палитра”

2 год обучения

Блок “Музыка”

Тема: “Музыкальный язык”

месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь Изобразительность в музыке Природа

и музыка.

Природные мотивы. Поиграй.

Тема: “Жанры в музыке”

Октябрь Музыка бывает разной. Танец Песня (романс, вокализ, серенада и др.) Колыбельная

Тема: “Синтетические жанры”

Ноябрь Опера - что это такое?

Опера:

лейтмотивы, образы,

арии, ансамбли, массовые сцены, хор, декорации, костюмы, свет

Н.Римский-

Корсаков

“Снегурочка”

 

Балет: лейтмотивы, образы, вариации, па-де-де, кордебалет, декорации, костюмы, свет С.Прокофьев “Золушка”
Блок “Музыка для детей”

Тема: “Я и моё окружение”

 
Декабрь Мой день. Мой город. Готовимся к празднику.  
Тема: “Жизнь ребёнка в музыке”  
Январь Путешествие

по театру.

П.И.Чайковский “Детский альбом” Обобщающее

занятие

Тема: “Классики в детской музыке”

Февраль С.С.Прокофьев “Детская музыка” Д.Шостакович “Танцы кукол”

 

Блок “Старинная музыка”

Тема: “Мир знакомств”

Март Старинные музыкальные инструменты. И.С.Бах. Токката и фуга Ре минор Сицилиана;

Хоральная прелюдия

Соль мажор

Апрель В.А.Моцарт - светлый гений музыки. “Волшебная флейта” - опера “Менуэт” 2-я часть концерта для фоно с оркестром №21
Май “Симфония при свечах” № 45 (1 часть) И.Гайдн 2-я и 3-я части симфонии

№ 45

1,2,3 –я части

(“Прощальная”)

Обобщающее занятие

Приложение 1

Приложение 2