Конспект логопедического занятия на тему: "Развитие изобретательских умений на примере лексической темы "Весна" (средняя группа детей с тяжелыми нарушениями речи)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Развивать у детей изобретательские умения, учить использовать методы ТРИЗ.
  2. Формировать навык связного последовательного пересказа с использованием элементов ТРИЗ.
  3. Активизировать лексический материал по темам «Зима», «Весна».
  4. Упражнять детей в практическом употреблении предлогов В, НА, развивать фразовую речь.
  5. Учить детей размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи.
  6. Воспитывать умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение, учить детей смело высказывать свои мысли.

Словарная работа:

Активизация слов-предметов: время года, сосулька, ручейки, лужа.

Слов-признаков: прозрачная, блестящая, гладкая, холодная, мокрая, длинная, короткая, высокая, низкая, острая, грязные.

Слов-действий: бегут, греет, тает, отломил, вызвал, улетели, прилетели, промочил, ушла, пришла.

Оборудование: Волшебная коробка, наборное полотно, магнитофонная запись- П.Чайковский «Времена года. Апрель», хвалилки с изображением весеннего солнышка, развивающая игра «Кто в домике живет?»

Демонстрационный материал: пособие «Лесенка противоположностей», пособие «Палитра», графическая модель загадки о сосульке, рассказа «Сосулька», графические рисунки сосульки, мальчика, графические схемы предлогов В, НА.

Раздаточный материал: дидактическая игра «Собери картинки».

Предварительная работа с детьми: наблюдение за приметами ранней весны в природе, рассматривание сюжетных картин из наглядно-дидактического пособия Е.Белозерцевой «Рассказываем по картинам. Времена года. Весна», чтение стихов о весне, заучивание стихотворения М.Тепляковой «Ручей», загадывание загадок о весне.

Дидактические игры: «Назови признак», «Назови действие», «Наоборот», «Назови противоположности» с использованием методов ТРИЗ.

Структура занятия:

Оргмомент:

  1. Игровое упражнение «Добавь словечко» (Метод прямой аналогии).
    Цель: учить детей подбирать по сходству названия признаков, действий, предметов.
  2. Игра «Да-нетка» (Метод контрольных вопросов).
    Цель: развивать умение задавать умные вопросы.

Введение в тему, активизация словаря:

  1. Дидактическое упражнение «На что похоже?» (Метод графической символической аналогии).
    Цель: учить детей сравнивать и определять свойства предметов
  2. Дидактическое упражнение «Что это может быть?» (Метод ассоциаций).
    Цель: учить детей находить смысловые связи.
  3. Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением.

Основная часть - пересказ рассказа «Сосулька» с использованием метода графической символической аналогии.

  1. Чтение и составление графической модели рассказа без установки на запоминание.
  2. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание с последующим пересказом.
  3. Беседа «Вопрос-ответ» по содержанию рассказа.
  4. Коллективный пересказ по цепочке с опорой на графическую модель.
  5. Самостоятельный пересказ (опрос 2-3 детей)

IV. Физкультминутка. «Весна пришла» (Координация речи с движениями с музыкальным сопровождением)

V. Лексико-грамматические упражнения:

  1. Дидактическое упражнение «Хорошо-плохо» (Метод контрольных вопросов).
    Цель: формировать умение выявлять положительные и отрицательные качества предмета.
  2. Дидактическое упражнение «Лесенка противоположностей» (Прием «Наоборот»).
    Цель: учить детей мыслить противоречиями.
  3. Дидактическая игра «Собери картинки» (Моделирование маленькими человечками).
    Цель: упражнять детей в практическом употреблении предлогов В,НА.

VI. Заключение:

Итог занятия, педагогическая оценка деятельности детей.

Ход занятия

I. Оргмомент, настрой на хорошую работу.

Дети заходят в группу и располагаются вокруг логопеда.

- Ребята, сегодня на занятии будем думать, задавать умные вопросы, выполнять Трудные Радостные Интересные Задания и получать хвалилки. А теперь сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

1. Игровое задание «Добавь словечко» (Метод прямой аналогии).

Яркое, теплое (Что?)– солнце
Руки, лужи (Какие?) – грязные
Снег, мороженое (Что делают?) – тают
Звенит, бежит (Что?) - ручей
Котенок, девочка (Какие?) – маленькие
Чашка, тарелка (Что делают?) – стоят

2. Игра «Да-нетка» (Метод контрольных вопросов)

- Посмотрите, у меня «Волшебная коробка». Хотите узнать, что в ней? Поиграем в игру «Да-нетка». Задавайте умные, интересные вопросы.
- Это живое? – Да.
- Живет в воде? – Нет.
- Живет на земле? – Да.
- Живет в лесу? – Нет.
- Живет дома? – Да.
- Это мама? – Нет.
- Это мальчик? – Да.

(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика)

Рисунок 1.

Это мальчик Вова.

II. Введение в тему, активизация словаря.

Дидактическое упражнение «На что похоже?» (Метод графической символической аналогии)

Вова приготовил для вас загадку:

Днем оживает,
Ночью засыпает.

(Выставляется графическая модель загадки о сосульке)

Рисунок 2.

- На что похожа сосулька? (На нос, морковку, колпак, ножик, карандаш, иголку, клюв, указку).

- Давайте назовем красивые слова о сосульке. Сосулька какая? (Прозрачная, длинная, мокрая, холодная, блестящая, прозрачная, острая)

2. Дидактическое упражнение «Что это может быть?» (Метод ассоциаций)

- А что еще может быть мокрым и блестящим? (Лед, лужа, трава, зеркало, окно, машина)

3. Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением.

- Ребята, когда появляются сосульки? (Весной). Давайте поиграем пальчиками.

Кап-кап-кап, весна настала (Пальчики здороваются)

Кап-кап-кап, сосульки тают (Пальчики здороваются)

Побежали ручейки (Большим и указательным пальцами перебираем по столу)

Прилетели к нам грачи (Ладони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями).

III. Основная часть - пересказ рассказа «Сосулька» с использованием метода графической символической аналогии.

1. Чтение и составление графической модели рассказа без установки на запоминание.

- Ребята, хотите узнать, почему Вова загадал вам загадку про сосульку. Послушайте, какая история с ним приключилась.

Вова пошел гулять на улицу. На крыше висели сосульки. Вова отломил сосульку и начал сосать. Вечером у Вовы заболело горло. Мама вызвала врача. Врач дал таблетки и велел лежать.

Рисунок 3. Графическая модель рассказа «Сосулька»

2. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание с последующим пересказом.

3. Беседа «Вопрос – ответ» по содержанию рассказа:

- Куда пошел Вова?
- Где висели сосульки?
- Что сделал Вова?
- Что заболело у Вовы?
- Кого вызвала мама?
- Что дал врач?

4. Коллективный пересказ по цепочке с опорой на графическую модель.

5. Самостоятельный пересказ (опрос 2-3 детей)

IV. Физкультминутка «Весна пришла» (Координация речи с движениями с музыкальным сопровождением. П.Чайковский «Времена года. Апрель»).

- Ребята, давайте мы тоже выйдем на весеннюю улицу и на весну полюбуемся.

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями)

А теперь полетели и на место тихо сели.

V. Лексико-грамматические упражнения.

1. Дидактическое упражнение «Хорошо-плохо» (Метод контрольных вопросов)

- Ребята, вы рады, что весна наступила?

- А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)

- Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

2. Дидактическая игра «Лесенка противоположностей»рием «Наоборот»)

- Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Давайте быстренько поднимемся по лесенке противоположностей (Два контрастных маленьких человечка выставляются на лесенку)

Рисунок 4. Пособие «Лесенка противоположностей»

Зима ушла, а весна… пришла
Зима холодная, а весна… теплая.
Зимой солнце морозит, а весной… греет.
Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
Зимой надевают шубы, а весной … куртки

3. Дидактическая игра «Собери картинки» (Моделирование маленькими человечками). Выставляются схемы предлогов с использованием ММЧ.

- Ребята, еще поиграем с маленькими человечками. Они нам во всем помогают. Посмотрите на «Палитру», возьмите и правильно соберите картинки-пазлы. Расскажите, что нарисовано на вашей картинке. (Дети соединяют картинки со схемой предлогов, ориентируясь на схему)

Рисунок 5. Пособие «Палитра»

Рисунок 6. Образец картинки-пазла.

Белка сидит в дупле.

Белка сидит на дереве. Белка сидит в дупле.
Кубики лежат в ящике. Кубики лежат на столе.
Птица сидит на ветке. Птица сидит в клетке.
Карандаши лежат в корзине. Карандаши лежат в коробке.
Яблоки висят на ветке. Яблоки лежат в корзине.
Кошка сидит на стуле. Кошка спит в коробке.

VI. Заключение. Итог занятия, педагогическая оценка деятельности детей.

- Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы сегодня работали. Все очень старались, получили много хвалилок. Давайте заглянем в «волшебную коробку». Там для вас сосульки, которые можно кушать - это шоколадные сосульки и игра, которая поможет вам узнать много интересного, полезного.

Литература:

1. «Дошкольное воспитание» // - 1998. - № 3, 11
2. Страунинг. Методы активизации мышления. – г. Обнинск, 1996.
3. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. – Екатеринбург: У – фактория, 2004.
4. Тамберг Ю.Г Развитие творческого мышления. - Екатеринбург: У – фактория, 2004.