Моделирование взаимодействия семьи и школы

Разделы: Работа с родителями


Всё нравственное воспитание
детей сводится к доброму примеру.
Живите хорошо или хоть
старайтесь жить хорошо,
и вы по мере вашего успеха
в хорошей жизни хорошо
воспитаете детей.
Л.Н. Толстой

Проблемы воспитания детей находятся в центре внимания ученых, педагогических коллективов, широкой общественности. Идут поиски новых подходов к созданию концепции воспитания, системы образования.

На протяжении многих веков мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка. Антон Семенович Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он называл «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Но далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей.

Педагог не может перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но он может содействовать наиболее благоприятным условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. При этом объектом профессионального влияния становится не семья, не родители, а именно семейное воспитание. В этом и заключается взаимодействие педагога, классного руководителя и родителя. Процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым.

Мы глубоко убеждены, что только в совместной умело организованной деятельности со стороны школы, учителя с родителями, можно искать источник дальнейшего становления классного, школьного коллектива и личности в целом. Одна из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив начальной школы: сделать семью, родителей союзниками в решении образовательных и воспитательных задач.

Одной из составляющих взаимодействия является:

- информационное обеспечение-

Полная и объективная информация о процессах образования и воспитания, о целях и задачах, направленных на личностное развитие учащихся, о деятельности, организованной для младших школьников в учебном учреждении.

Данное взаимодействие выстраивается через организацию общешкольных родительских встреч, работы телефона доверия «Горячая линия», сетевое общение, стендовую информация «Родительский клубOK».

-консультационное и профилактическое обеспечение-

Своевременное оказание помощи родителям по проблемам воспитания и образования, а также поиск и обозначение психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.

Данное взаимодействие выстраивается через индивидуальные встречи, тренинги с психологом- консультантом.

-педагогическое просвещение и сопровождение-

Целенаправленное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (родители+ предметники +психолог + классный руководитель), содействующих успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.

Данное взаимодействие выстраивается через организацию родительских собраний и «Родительской школы».

Родительские собрания в нашей школе давно уже стали средством педагогического просвещения. Вопросы успеваемости, посещаемости, дисциплины перестали носить чисто информационный характер, они рассматриваются органически в плане общей культуры работы семьи и школы. И, уж конечно, темой родительского собрания не может быть осуждение и обсуждение личности ученика. Упреки педагогов не только не достигнут положительной цели, но еще больше усугубят положение. Только умело выстроенная, индивидуальная работа с конкретной семьёй поможет найти решение данной проблемы.

Заметный вклад в согласование представлений позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного процесса вносит деятельность в системе «Родительской школы».

Рисунок1.

Родительская школа направлена на повышение психологической и педагогической культуры родителей. Основные её задачи – включить семью в активную деятельность по вопросам воспитания и образования, обеспечить своевременную психолого-педагогическую поддержку. Задачи меняются в зависимости от темы и цели работы при выходе на конкретный классный коллектив. Стиль работы с родителями отличается от традиционного. «Родительскую школу» организуют, ведут и сопровождают классный руководитель, администратор, психолог, предметник (по запросам). В целях включения родителей в активную деятельность используются групповые формы работы. Встреча с опытными педагогами- специалистами, обсуждение насущной проблемы, имитация проблемных ситуаций межличностного общения младших школьников обмен опытом - вот что становится главным содержанием таких встреч. Работа родителей в команде, группе дает возможность решать общие проблемы, не выделяя конкретные личности, позволяет раскрыть объективные и в то же время оптимистические перспективы успехов и неудач собственного ребенка, группы учащихся, конкретного классного коллектива, а также дает возможность подсказать пути дальнейшего сотрудничества с собственным ребенком.

Ни для кого не секрет, что, когда есть доступ в пространство, умело организованное школой, интерес родителей к совместной работе друг с другом, своим ребёнком и учителями значительно возрастает. Родители уходят из школы с большим чувством удовлетворения, потому что получили новый запас полезных сведений. Изменяется их позиция, в начале они слушатели, потом союзники, затем участники рабочих групп, и далее руководители-координаторы, тьюторы кружков, секций, внеклассных мероприятий.

Рисунок 2.

Постоянный поиск контакта с родителями, практикуемый в нашей школе, даёт возможность им быть активными участниками всех процессов, не потерять интерес к воспитанию собственного ребёнка, расширить и пополнить знания о своём собственном чаде. Для школы – это решение вопросов и нравственного воспитания и проблем развития личности младшего школьника.