Немного о школе
МОУ Силикатненская средняя школа муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области располагается в поселке городского типа. Школа с 1.09.99 года работает в одну смену. Школа работает в режиме 6-ти дневной недели. Продолжительность уроков 40 минут. В школе обучается 393 учащихся, 20 классов комплектов. В школе выделяется три ступени образования: на первой ступени развития реализуется начальное образование, на второй – основное, а на третьей – полное. Школа является составной частью ассоциации, в которую входят ДОУ «Сказка», детская школа искусств, детско-юношеский центр, некоммерческая организация «Вдохновение», сельская библиотека. Успешное взаимодействие членов ассоциации способствует наиболее полной реализации социального заказа. В школе укомплектован компьютерный класс, где создана сеть, класс подключен к Интернету, приобретено и подключено оборудование к образовательному каналу спутникового телевидения, оборудована локальная сеть школы, закуплен учебно – методический комплекс КМ –школа, имеются электронные диагностические методики.
Состояние социального заказа и прогноз тенденций адресуемых школе образовательных потребностей и социального заказа.
МОУ Силикатненская средняя общеобразовательная школа – школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные дети и обычные, а также нуждающиеся в коррекционно - развивающем обучении. С одной стороны, такая школа стремится максимально адаптироваться и учиться, а с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды, создавая условия, обеспечивающие равный доступ в удовлетворении образовательных и культурных потребностей всего социума и формирования у учащихся компетентностного подхода к обучению, обладающая своей системой гражданского воспитания, с сетью кружков и секций во вторую смену на базе членов Ассоциации, позволяющим школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам. Для того, чтобы выпускники школы были более конкурентоспособными, необходимо усилить целенаправленную подготовку учащихся. У не городского жителя нет условий для получения объективной информации. Современные информационные ресурсы и технологии могут стать реальным шансом модернизации школьной системы, ее переориентации с образования, дающего дезинтегрированные по сути знания, на компетентностно-ориентированное образование.
Состояние и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды в свете нового социального заказа
Модернизация системы образования в России связана с тем, что результаты деятельности должны соответствовать запросам государства, общества, личности в условиях экономических и демократических преобразований, происходящих в стране. Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способностей работника приобретать и развивать имеющиеся умения и навыки.
В этой ситуации изменились цели образования. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, должны стать средством. Знаниевая ориентация школы заменяется компетентностно - ориентированным образованием, нацеленным на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовывать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние (информационные, человеческие, материальные и т.п.) ресурсы для достижения поставленной цели.
Другими словами, образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Кроме того, формирование максимального набора компетенций через реализацию основных направлений работы: проектная деятельность, развитие информационных и. здоровьесберегающих технологий становится важнейшей задачей функционирования и развития нашей школы.
Мы считаем, что для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений выпускник современной школы должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
- готовность делать осознанный и ответственный выбор,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),
- информационная компетентность,
- социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),
- коммуникативная компетентность.
Формирование жизненно важных компетенций (информационных, коммуникативных, способности к самореализации и самообразованию) у максимального количества учащихся требует введения в образовательный процесс современных педагогических технологий. В нашей школе это модульная организация образовательного процесса, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии и проектная деятельность. В связи с этим изменяется и роль учителя: он выполняет функцию организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.
Направления развития школы, обеспечивающие создание единой информационной среды:
- Достижение современного качества образования через совершенствование образовательной системы на основе внедрение новых образовательных технологий.
- Модернизация культурно – образовательного пространства поселка в условиях Ассоциации.
Исходя из этого, определяется следующая цель: создать такую социально – педагогическую систему, которая обеспечила бы равный доступ в удовлетворении образовательных и культурных потребностей всего социума и предоставила возможность формирования у учащихся ключевых компетентностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- внедрить информационные технологии в образовательную систему;
- создать условия для реализации прав жителей посёлка на получение качественного образования (с использованием дистанционных возможностей глобальных и локальных компьютерных сетей);
- предоставлять образовательные услуги, отвечающие новым социально-экономическим, политическим и культурным условиям, с учётом экономических, национальных, социальных особенностей поселка (в т.ч. и дистантное образование);
- обеспечить открытость и "прозрачность" деятельности школы (отражение работы и результатов деятельности на сайте школы).
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий приводит к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса, находящего свое отражение, прежде всего, в сфере образования. Достижения в области создания и развития принципиально новых педагогических технологий, основанных на реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий, позволяют прогнозировать разработку и применение программно-методических средств информационного взаимодействия, ориентированных на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, хранению информации об изучаемых, исследуемых объектах предметной среды, их моделях, имитациях. Тем самым обуславливается необходимость включения школы в процесс информатизации общества.
Существующая информационная среда школы не дает возможности в полной мере использовать наиболее эффективные формы и методы обучения, не создает условий для самоорганизации познавательной деятельности учащихся. Для поддержания качества образовательных услуг на должном уровне необходимо поэтапное наращивание информационного пространства, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, использование дистанционного обучения (школа подключена к образовательному каналу Современной гуманитарной академии). Новая информационная среда даст возможность нашим школьникам иметь доступ к глобальному информационному каналу наравне с городскими.
Школа ставит перед собой задачу полного внедрения информационных технологий в свою образовательную систему:
- создание единого информационного пространства;
- формирование информационной культуры;
- создание глобального информационного канала для всего социума поселка;
- разработка и апробирование в условиях поселковой школы модели новой информационной среды;
- создание поселкового Интернет-центра;
- создание школьной медиатеки, обеспечивающей широкий доступ учащимся и педагогам к различного вида информационным ресурсам.;?
- внедрение новых информационных технологий обучения в различных предметных областях;
- максимальное использование ресурсов образовательного канала СГУ ТВ;
- разработка и апробация других применений информационной среды школы, основанных на потребностях всего социума.
Информационные ресурсы школы.
Школа должна быть информационной. Основополагающим элементом такой школы должна стать информационно-технологическая среда с развивающейся архитектурой учебно-познавательного пространства, т. е. основной упор в ней должен делаться на создание технически оснащенной и включающей в себя большое количество информации обучающей среды, обладающей гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной в плане эффективного использования учебного пространства и времени, а также на разработку образовательной программы, учитывающей вопрос взаимодействия учащихся, преподавателей и администрации образовательного учреждения с компьютерно-информационной технологией и информационным обществом.
Информационные ресурсы |
|
Развитие информационных технологий в школе | Сотрудничество с интернет-центрами |
Знания о другом опыте | Создание имиджа школы посредством СМИ |
Собственный опыт | Информационные ресурсы как средство влияния на другие ресурсы |