В программе «Радуга» в качестве одной из центральных задач воспитания дошкольников выдвигается задача формирования у детей познавательных интересов и способностей. Реализация этой задачи в коррекционных группах требует изучения психологических особенностей детей с ОНР и путей их развития. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания, памяти, словесно-логического мышления, в том числе и опосредствованного. Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, и, как следствие, на развитие познавательных интересов и способностей детей с ОНР. Учет этих особенностей лежит в основе целенаправленного педагогического руководства развитием познавательной сферы таких детей.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Исследования показали, что одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач [ 4] . Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу, требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации замысла, ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства – сенсорные эталоны, символы, наглядные модели. Такие средства могут выступать как во внешней, так и во внутренней форме (то есть в форме наглядных образов). Способность к опосредствованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредствованию – это способность к наглядному моделированию.
Под наглядным моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы [ 1] .
В последние годы в психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления. Деятельность с непосредственно воспринимаемыми моделями позволяет детям уже на уровне наглядно-образного мышления усваивать знания и умения, понимать некоторые принципы, связи и закономерности, лежащие в основе явлений и предметов. По данным исследований А.М. Сиверио обучение, направленное на развитие способности к наглядному моделированию, развивает и общую умственную способность к логическому мышлению вообще [ 1] .
В представленной статье предлагаются различные варианты моделей и последовательность их введения в работу с детьми. С помощью моделей у детей развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания у детей, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребенка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.
Опыт показывает, что дети проявляют интерес к таким видам заданий. Кроме этого, модели помогают организовать детей в повседневной деятельности (в организации дежурств, в определении распорядка дня, самообслуживания, в развитии умений давать оценку и самооценку выполненной работы).
Задания, направленные на формирование у детей действия моделирования, включались в занятия по всем разделам программы воспитания и обучения детей, в организацию всех основных видов деятельности на протяжении двух лет пребывания детей в коррекционной группе.
Опираясь на исследования Л.Венгер [ 4] , А. Горячева [ 5] , в своей работе мы использовали следующую последовательность обучения детей моделированию:
- Отработка действий замещения как в направлении овладения широтой использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, чисто условно обозначающим предмет.
- Построение и использование моделей пошаговых
действий. Примерами таких моделей могут быть
последовательность одевания, умывания,
сервировки стола, различных трудовых процессов.
Работая с данной моделью, дети учатся описывать
порядок действий для достижения заданной цели,
выполнять изображенную последовательность
действий, описывать свои действия, расставлять
события в правильной последовательности и
находить ошибки в неправильной
последовательности действий.
Построение и использование мнемотаблиц. В основном мнемотаблицы носят в себе обучающую функцию. В основе мнемотехники лежит умение обозначать символами реальные образы, отражая общие признаки объекта (Т. Большева) [ 2] . - Суть мнемотаблицы – графическая аналогия, модель. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачу, направленную на перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
- Создание моделей по собственному замыслу (модели последовательности эпизодов самостоятельно сочиненных сказок, рассказов, загадок, модели отношений сходства и различия между понятиями, схемы для заучивания стихов).
В обучении моделированию мы придерживались следующих этапов:
1. Использование готового символа или модели.
На этом этапе взрослый демонстрирует детям готовый символ или модель. Происходит их рассматривание, разбор, перекодирование информации в образы, воспроизведение информации с опорой на символ либо модель.
2. Составление моделей и мнемотаблиц совместно с воспитателями.
3. Самостоятельное составление либо придумывание моделей или мнемотаблиц.
Рассмотрим варианты использования символов, моделей и мнемотаблиц в разных видах деятельности.
Развитие речи
С помощью условных заместителей, схем и рисунков можно предложить детям ряд заданий на совершенствование грамматического строя речи (Рисунок 1):
- Правильно согласовать прилагательное с существительным.
- Согласовать числительное с существительным. Например: один носок, два носка, пять носков.
- Подобрать однородные прилагательные к существительному.
- Образовать слова с помощью суффиксов с опорой на величину предмета. Пример: заяц, зайчик, зайчонок, зайчище.
- Образовать сложное слово. Пример: листья падают – листопад.
- Употребить грамматическую категорию. Пример: гнездо, гнезда, не стало гнезд.
- Подобрать антонимы. Пример: высокий – низкий.
- Интуитивно определить род и число существительного без названия терминов. Пример: мой шар, моя сумка (Рисунок 2).
Звуковая культура речи
С помощью табличек-символов можно акцентировать внимание детей на следующих параметрах (Рисунок 3):
- Тембр голоса.
- Высота голоса.
- Сила голоса.
Наглядные схемы также помогают детям характеризовать темп голоса и оценивать выразительность ответа сверстника (громко-тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось - нет) (Рисунок 4).
Грамота
С помощью символов можно предложить детям выполнить следующие задания (Рисунок 5):
1. Определить звук на слух в слоге, слове, фразе.
2. Определить позицию звука в слове: в начале, середине, конце слова; «найти хвост» - определить последний звук в слове; «вернуть нос» - определить первый звук.
Использование наглядных схем позволяет без дополнительных речевых инструкций организовать индивидуальную работу детей по выполнению уже знакомых упражнений (Рисунок 6):
3. Проанализировать звук (гласный – согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий).
4. Определить количество слов в предложении.
5. Определить, где живет «маленькое слово» - предлог.
6. Придумать слово на заданную схему, подобрать схему к заданному слову.
7. Определить ударный гласный звук, который в слове слышится громче остальных, дольше других тянется, поет самые длинные песенки.
8. С помощью схем можно научить распространять предложения. Пример: Падают легкие, пушистые снежинки.
Можно использовать карточки-символы в качестве раздаточного материала: в этом случае воспитатель произносит звук, слово, фразу, а дети подбирают соответствующую заданию карточку-символ.
Связная речь
Предметные и предметно-схематические модели лежат в основе развития связной речи детей. С их помощью дети определяют последовательность изложения в процессе пересказа, составления описательных рассказов или загадок описания. На Рисунке 7 приведены:
- Схема составления описательного рассказа по теме «овощи-фрукты»: цвет, форма, величина, вкус, где растет, как употребляется.
- Набор цветовых символов, который можно использовать для пересказа произведений. Пример: «Наступила осень. На деревьях висят разноцветные листья. Перелетные птицы улетают на юг. Белка делает запасы на зиму. Лягушки спрятались под кочки».
Более сложное задание - задание-наоборот : по условиям, заданным в виде цветовых символов составить творческий рассказ. В начале беседуем с детьми о том, как люди воспринимают цвета: красный – праздничный, желтый – солнечный, синий – мечтательный, зеленый - успокаивающий и т.д. Задание: сочинить рассказ на любую тему, в котором бы присутствовали события, выраженные ощущениями, ассоциациями от цвета. Пример: синий ? черный ? зеленый ? красный.
Музыкальное воспитание
Детям интересны задания на кодирование и декодирование музыкальных и «живых» звуков на язык символов. Пример: стучит град, крадется кошка, звенит капель, лает собака, кричат журавли, плещется рыбка, стрекочет кузнечик, трубит олень (Рисунок 8).
Игровая деятельность
На Рисунке 9 приведен пример моделирования персонажей сказок:
- «Три поросенка».
- «Лиса и журавль».
С помощью моделей дети в сюжетно-ролевой игре передают ролевые взаимодействия (главная – второстепенная роль) (Рис. 9.3).
Использование этих моделей позволяет также развивать диалогическую речь у детей.
Исследовательская деятельность
Здесь мы можем использовать символы для обозначения методов исследования (Рисунок 10). Для того чтобы материалы, собранные в ходе исследования, не забылись и не потерялись, их надо фиксировать. Взрослый исследователь обычно их записывает. Дети дошкольного возраста могут фиксировать эти материалы, пользуясь пиктограммами. Чтобы освоить науку пиктографического письма можно воспользоваться простыми упражнениями, например: письма друг другу, отсутствующему ребенку, Деду Морозу и т.д.
Познавательное развитие
Использование моделей в этом блоке целесообразно начинать с обучения детей расшифровывать и составлять мнемодорожки.
Следующий этап – знакомство с информационными моделями, а затем самостоятельное составление модели-описания конкретных животных. На Рисунке 11 изображена информационная модель признаков животных, которая используется для составления модели - описания. Аналогичные модели составляются по темам: «Царство рыб», «Царство растений», «Царство зверей», «Царство птиц».
Способ мнемотехники позволяет детям самостоятельно готовить мини-доклады по заданной теме. Таким образом, дети кодируют информацию, а в процессе пересказа преобразуют абстрактные символы в образы.
Социально-эмоциональное развитие
Для решения задач социально-эмоционального развития детей в группе оборудованы «Доска желаний», «Доска выбора деятельности», «Доска настроений». «Доска желаний» представляет собой разлинованное полотно с кармашками, куда ребенок вставляет символ с обозначением желаемого вида деятельности. «Доска желаний» помогает воспитателю выявлять предпочтения детей, объединять детей по интересам, изменять предметно-развивающую среду в соответствии с желанием и интересом ребенка.
«Доска выбора деятельности». Цель: Самостоятельное планирование детьми игровой деятельности в утренние и вечерние отрезки времени.
«Доска настроений». Цель: определить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделить детей, которым необходима эмоциональная поддержка, определить причины положительного и отрицательного эмоционального состояния детей, спланировать работу по устранению отрицательного воздействия как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Использование данного оборудования позволяет развивать самостоятельность как базовое личностное качество ребенка и показатель готовности его к школе, способность планировать, систематизировать, регулировать, и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи, способность адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности.
Трудовая деятельность
Использование моделей пошаговых действий способствовало формированию трудовых умений и навыков: распределять обязанности, готовить рабочее место, выполнять последовательность действий (например, при умывании (Рисунок 12)), взаимодействовать в парах, тройках, минигруппах; делать анализ и самоанализ выполненной работы.
Изучение результатов работы показало, что использование моделей помогает в реализации программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи в нескольких аспектах:
- Воспитатель на едином уровне с группами общеразвивающего вида реализует задачи программы «Радуга»;
- Основной процент детей на выходе из детского сада в школу имеет высокий и нормальный уровень психологической готовности к школе;
- Дети отличаются хорошим уровнем сформированности предпосылок к учебной деятельности
Литература:
- Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 11.
- Большева Т.О. Учимся по сказке.
- Ванюхина Г. Речецветик. Екатеринбург, 1993.
- Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 3.
- Горячев А.В. Информатика для дошкольников: новое как хорошо систематизированное старое // Начальная школа: плюс – минус. – 2000. - № 2.
- Савенков А.И. Маленький исследователь или как научить дошкольника приобретать знания.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Москва, 2000.
- Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Фролова Л.А. Моделирование в процессе обучения русскому языку // Начальная школа: плюс – минус. – 2000. - №5.