Приёмы чтения карт в курсе физической географии

Разделы: География


Цель работы:

  1. Помочь молодым учителям географии выделять приемы учебной работы на уроках географии.
  2. Помочь учителю достичь подлинной непрерывности в обучении детей физической географии.

Задачи:

1. Использование карт в учебном процессе.
2. Формирование умений и навыков работы с картой у учащихся.
3. Овладение учителем приемами учебной работы.

Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы:

1. Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.
2. 11риемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы, территории
3. Чтение условных знаков тематических карт - климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

В зависимости от диапазона применения приемы «чтения карты» могут быть обобщенными и частными, например:

Система приемов чтения карты в курсе географии материков

Частные приемы Обобщенные приемы
Чтение условных знаков карты строения земной поверхности, климатической карты, карты природных зон и климатических поясов, комплексной карты и др. Характеристика географического положения материка, характеристика рельефа территории, полезных ископаемых территории, климата территории и климатических поясов и областей, характеристика внутренних вод территории, природных зон территории, почв. Комплексная характеристика природы территории. Чтение условных знаков карты. Характеристика компонента природы.

В начальном курсе физической географии (6 класс) формируются приемы « чтения условных знаков» обще географической карты. В состав приема входят следующие действия:

1) прочитать название карты, сделать вывод о том, какие объекты и явления на ней изображены;

2) изучив легенду карты, определить способы изображения на ней объектов и явлений. В курсе 7-го класса требуется не просто описать тот или иной объект или явление, но и объяснить причины его особенностей. Поэтому учащихся необходимо вооружить приемом сопоставления карт, который включает в свой состав следующие действия.

Действия, входящие в состав приема Опорные приемы
1. Познакомиться с названием карт.
2. Найти на картах заданную территорию, используя ориентиры: градусную сетку, очертания береговой линии, речную сеть и др.
3. Пользуясь приемом чтения условных знаков карты, рассмотреть территорию последовательно на той и другой карте.
4. Сопоставив содержание данных карт, сделать вывод о характере и взаимосвязи рассмотренных компонентов.
Чтение условных знаков карты. Определение направлений по карте.

С помощью приема « сопоставления карт» раскрывают взаимосвязи между компонентами природы, поэтому он является составной частью почти всех приемов характеристики компонентов природы, формируемых в 7 классе.

В курсе географии материков все материки изучаются по единому плану: вначале дается общая характеристика природы материка по компонентам, потом рассматриваются особенности природы отдельных областей материка. Так при изучении рельефа и полезных ископаемых материков удобно использовать прием:

Состав приема ч< характеристика рельефа и полезных ископаемых территории»

Характеристика рельефа территории Характеристика полезных ископаемых территории.
1. По физической карте установить общий характер поверхности территории.
2. По шкале высот определить преобладающие высоты территории.
3. По подписи отметок высот определить наименьшие и наибольшие высоты.
4. Определить размещение отдельных форм рельефа территории где, в какой части, в каком направлении от центра материка.
5. Сопоставив физическую и тектоническую карты, объяснить размещение форм поверхности.
1. Найти заданную территорию.
2. С помощью легенды установить, какие полезные ископаемые здесь залегают.
3. Определить, в каких частях территории залегают полезные ископаемые, как они размещаются на территории материка,
4. Определить, к каким формам рельефа приурочены,
5. Сопоставив физическую карту и карту строения земной поверхности, объяснить размещение полезных ископаемых.

При характеристике размещения полезных ископаемых учащиеся, кроме сведений из карты, должны по возможности рассказать и об их происхождении, используя учебник. Такой подход к изучению рельефа повышает интерес учащихся, способствует лучшему усвоению материала.

11оследовательность действий в приеме « работы с картой» совпадает с последовательностью планов характеристик компонентов природы, но в отличие от плана. прием раскрывает систему действий. Покажем отличие

приема от плана на примере « характеристика климата территории»

Отличие приема «характеристика климата территории» от плана.

План описания климата Действия, входящие в состав приема.
1. Географическое положение

2. Температура января и июля

Найти заданную территорию на карте. Определить ее положение относительно экватора, океанов и морей, крупных форм поверхности. Изучить легенду карты, найти изотермы января и ИЮЛЯ, сделать вывод о средних температурах зимы и лета в данном районе. Объяснить, как размещаются изотермы, указать.