Цель работы:
- Помочь молодым учителям географии выделять приемы учебной работы на уроках географии.
- Помочь учителю достичь подлинной непрерывности в обучении детей физической географии.
Задачи:
1. Использование карт в учебном процессе.
2. Формирование умений и навыков работы с картой у учащихся.
3. Овладение учителем приемами учебной работы.
Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы:
1. Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.
2. 11риемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы, территории
3. Чтение условных знаков тематических карт - климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.
В зависимости от диапазона применения приемы «чтения карты» могут быть обобщенными и частными, например:
Система приемов чтения карты в курсе географии материков
Частные приемы | Обобщенные приемы |
Чтение условных знаков карты строения земной поверхности, климатической карты, карты природных зон и климатических поясов, комплексной карты и др. Характеристика географического положения материка, характеристика рельефа территории, полезных ископаемых территории, климата территории и климатических поясов и областей, характеристика внутренних вод территории, природных зон территории, почв. Комплексная характеристика природы территории. | Чтение условных знаков карты. Характеристика компонента природы. |
В начальном курсе физической географии (6 класс) формируются приемы « чтения условных знаков» обще географической карты. В состав приема входят следующие действия:
1) прочитать название карты, сделать вывод о том, какие объекты и явления на ней изображены;
2) изучив легенду карты, определить способы изображения на ней объектов и явлений. В курсе 7-го класса требуется не просто описать тот или иной объект или явление, но и объяснить причины его особенностей. Поэтому учащихся необходимо вооружить приемом сопоставления карт, который включает в свой состав следующие действия.
Действия, входящие в состав приема | Опорные приемы |
1. Познакомиться с названием карт. 2. Найти на картах заданную территорию, используя ориентиры: градусную сетку, очертания береговой линии, речную сеть и др. 3. Пользуясь приемом чтения условных знаков карты, рассмотреть территорию последовательно на той и другой карте. 4. Сопоставив содержание данных карт, сделать вывод о характере и взаимосвязи рассмотренных компонентов. |
Чтение условных знаков карты. Определение направлений по карте. |
С помощью приема « сопоставления карт» раскрывают взаимосвязи между компонентами природы, поэтому он является составной частью почти всех приемов характеристики компонентов природы, формируемых в 7 классе.
В курсе географии материков все материки изучаются по единому плану: вначале дается общая характеристика природы материка по компонентам, потом рассматриваются особенности природы отдельных областей материка. Так при изучении рельефа и полезных ископаемых материков удобно использовать прием:
Состав приема ч< характеристика рельефа и полезных ископаемых территории»
Характеристика рельефа территории | Характеристика полезных ископаемых территории. |
1. По физической карте установить общий
характер поверхности территории. 2. По шкале высот определить преобладающие высоты территории. 3. По подписи отметок высот определить наименьшие и наибольшие высоты. 4. Определить размещение отдельных форм рельефа территории где, в какой части, в каком направлении от центра материка. 5. Сопоставив физическую и тектоническую карты, объяснить размещение форм поверхности. |
1. Найти заданную территорию. 2. С помощью легенды установить, какие полезные ископаемые здесь залегают. 3. Определить, в каких частях территории залегают полезные ископаемые, как они размещаются на территории материка, 4. Определить, к каким формам рельефа приурочены, 5. Сопоставив физическую карту и карту строения земной поверхности, объяснить размещение полезных ископаемых. |
При характеристике размещения полезных ископаемых учащиеся, кроме сведений из карты, должны по возможности рассказать и об их происхождении, используя учебник. Такой подход к изучению рельефа повышает интерес учащихся, способствует лучшему усвоению материала.
11оследовательность действий в приеме « работы с картой» совпадает с последовательностью планов характеристик компонентов природы, но в отличие от плана. прием раскрывает систему действий. Покажем отличие
приема от плана на примере « характеристика климата территории»
Отличие приема «характеристика климата территории» от плана.
План описания климата | Действия, входящие в состав приема. |
1. Географическое положение 2. Температура января и июля |
Найти заданную территорию на карте. Определить ее положение относительно экватора, океанов и морей, крупных форм поверхности. Изучить легенду карты, найти изотермы января и ИЮЛЯ, сделать вывод о средних температурах зимы и лета в данном районе. Объяснить, как размещаются изотермы, указать. |