Цели:
- Познакомить с различными формами изображения красоты русской природы.
- Развивать речь детей, художественно – эстетическое восприятие окружающей природы.
- Воспитывать бережное отношение к природе, культуру общения детей
Ход урока
1. Приветствие
У: - Доброе утро всем! У меня сегодня хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите сигналы.
(хорошее настроение - солнышко, плохое – тучка).
2. Вводная часть
У: Сейчас я вам показываю карточку со словами на 2 секунды, а вы внимательно читаете и постараетесь их запомнить.
- заяц
- человек
- ручей
- дятел
У: Какое слово лишнее? Почему?
Д: Лишним является слово “ручей”, так как оно обозначает неживое явление природы, а всё остальное – живое.
У: Следующая группа слов:
- снег
- проталина
- снеговая
- снеговик
Д: Лишним является слово “проталина”, так как все остальные слова родственные.
У: третья группа слов:
- дуб
- подснежник
- берёза
- липа
Д: Лишним является слово “подснежник”, так как это цветок, а всё остальное – деревья.
У: четвёртая группа слов:
- голубь
- скворец
- воробей
- ворона
Д: Лишним является слово “скворец”, так как это перелётная птица, а все остальные - зимующие.
У: Внимательно посмотрите на слова, которые вы выбрали:
На доске слова:
- ручей
- проталина
- подснежник
- скворец
У: О чём хотят сказать нам эти слова?
- Описывая какое время года, мы употребляем эти слова?
Д: Весну.
У: Как мы назовём тему сегодняшнего урока?
Д: (Предположения)
У: Мы продолжаем работать над разделом: “Люблю природу русскую!” и темой сегодняшнего урока будет: “Весна идёт, весна идёт!”
У: Какой вы представляете себе весну?
(Высказывания детей)
У: Весна – это прекрасное время года, когда вся природа просыпается после зимнего сна.
- Ребята, а как можно изобразить красоту весенней природы?
Д: Нарисовать картину.
3. Работа по картине
У: Как мы называем человека, который рисует картины7
Д: Художник.
На доске слово “художник”.
У: Многие великие художники изображали красоту весенней природы. Изображение природы в живописи называется пейзажем.
На доске рядом со словом “художник” появляется слово “пейзаж”.
У: Перед нами картина Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Написана картина в 1871 году. Посмотрите как мастерски Саврасов передаёт состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны.
Ребята, а как художник показывает нам приближение весны?
Д: Местами растаял снег и видна земля. Небо ещё затянуто облаками, но уже край голубеет.
У: Какие краски преобладают на картине?
Д: Жёлтые, голубые, серые, коричневые.
У: Почему художник не использует ярких красок?
Д: На картине изображена ранняя весна, природа только просыпается после долгого зимнего сна.
У: На что мы сразу обращаем внимание?
Д: Мы видим грачей.
У: Да, грачи – первые вестники весны. А как вы думаете, какие звуки можно услышать, глядя на картину?
Д: Крики птиц, шум крыльев, журчание воды.
У: Художник не старается приукрасить действительность, он рисует так, как есть на самом деле.
- Ребята, что, на ваш взгляд очень дорого самому художнику?
Д: Грачи. Они радуют людей своим прилётом.
У: Чем заняты птицы?
Д: Они строят новые гнёзда и ремонтируют старые. Здесь они будут выводить своё потомство.
У: Саврасов показывает не только пробуждение природы, но и верность грачей своей Родине.
4. Физкультминутка
Ритмические упражнения:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, тихонько помашем – это к нам гуси летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки сложили назад.
5. Работа со стихотворением Ф. И,Тютчева “Весенние воды”
У: Ребята. А как ещё можно изобразить красоту весенней природы?
Д: Можно написать стихотворение.
У: Кто пишет стихотворения?
Д: Поэт.
На доске появляется слово “поэт”
У: Ребята, а при помощи чего обычные фразы превращаются в стихотворения? Что обязательно должен соблюдать поэт?
Д: При помощи рифмы.
На доске рядом со словом “поэт” появляется слово “рифма”.
У: Очень много поэтов посвятили свои стихотворения весне. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф. И. Тютчева “Весенние воды”.
У: Как вы думаете, о чём будет идти речь в этом стихотворении?
Д: О ручьях, о большой воде.
У: Самостоятельно прочитайте стихотворение в учебнике, а после чтения ответите на вопрос:
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
После самостоятельного чтения стихотворения, идёт анализ прочитанного.
У: Какое же настроение в этом стихотворении?
Д: Радостное, весёлое. Автор показывает, что вся природа рада приходу весны.
У: Сейчас вы послушаете в стихотворение в записи. Найдите слова, которые мы сейчас не употребляем, или же слова, записанные не так, как мы привыкли их слышать.
(Дети прослушивают запись стихотворения на аудиокассете)
У: Какие слова вам незнакомы?
Д: Гонец, брег.
У: Гонец – так в старину называли человека, посылаемого со срочным известием.
Брег - берег.
У: Сейчас читаем первое четверостишие. Найдите слова, которые повторяются.
Д: Выразительное чтение.
У: Какие слова повторяются?
Д: Бегут – бегут.
У: Для чего Тютчев использует такое повторение?
Д: Показывает движение.
У: Читаем второе четверостишие и ищем в нём главную фразу.
Д: Выразительное чтение. Главная фраза “Весна идёт, весна идёт!”
У: Кого подразумевает Тютчев под гонцами?
Д: В роли гонцов выступают ручьи.
У: Читаем третье четверостишие. Подумайте, о каком хороводе идёт речь?
Д: Хоровод – это тёплые майские дни, которые вскоре наступят.
У: Читаем стихотворение по цепочке, по одной строчке. Постарайтесь читать очень выразительно!
Д: Выразительное чтение.
6. Физ. пауза
(Дети выполняют упражнения с мешочками на голове, для формирования правильной осанки, под музыку)
7. Работа над музыкальным произведением П. И. Чайковского “Времена года. Подснежник”.
У: А можно ли ещё как-то представить красоту весенней природы?
Д: При помощи музыки.
У: А как мы называем человека, который пишет музыку?
Д: Композитор.
На доске появляется слово “композитор”
У: Музыку нельзя увидеть, но её можно увидеть и представить каким звукам природы она соответствует. А при помощи чего композиторы записывают музыку?
Д: При помощи нот.
Слово “ноты” появляется рядом со словом “композитор”
У: Великий русский композитор П. И. Чайковский написал цикл пьес “Времена года”.
Сейчас положите головы на парты, закройте глазки и послушайте музыку.
(Дети прослушивают запись на аудиокассете).
У: Какому времени года соответствует это произведение?
Д: Это весна!
У: А как вы думаете, какой это месяц?
(Выслушиваются ответы детей)
У: Да, это произведение называется “Подснежник” и посвящено оно апрелю. А какие звуки природы вы услышали, слушая это музыкальное произведение?
Д: Звонкое журчание ручейка, шум струящейся воды.
У: Многие композиторы воспевали приход весны в своих музыкальных произведениях.
8. Работа над деформированным текстом.
У: Ребята, а можно ли написать рассказ о весне? Как мы называем человека, который пишет рассказ?
Д: Писатель.
На доске появляется слово “писатель”
У: Что нужно, чтобы написать рассказ?
Д: Использовать нужные слова, из которых можно построить предожения.
Рядом со словом “писатель” появляется “слово”
У: Сейчас вы сами выступите в роли писателя. У каждой группы на столе лежат карточки со словами. Ваша задача – составить красивое предложение из данных слов. Затем каждая группа прочитает своё предложение и мы послушаем полученный рассказ.
Дети работают в группах по 4 человека
После составления предложении. по одному человеку от группы читают полученный рассказ:
Вот и пришла долгожданная весна. Тёплые лучи яркого солнца льют на землю. Зажурчали звонкие ручьи. Из-под снега пробиваются первые цветы. Возвращаются в родные места перелётные птицы. Всё вокруг оживает после долгого зимнего сна.
У: Подберите название к нашему рассказу.
Выслушиваются предложения детей.
У: Молодцы, ребята! Родная природа красива в любое время года. Красоту природы мы можем изобразить разными способами – нарисовать картину, сочинить музыку, написать стихотворение или рассказ. А мы будем просто любить родную природу.
Послушайте, как дети рассказывают о нашей земле
Дети рассказывают наизусть стихотворение, по цепочке:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
Раздаётся стук в дверь и входит девушка в костюме “Весны”
“Весна”: Здравствуйте, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня говорили обо мне. Я принесла вам приглашение на весеннюю поляну Только я хочу спросить вас, а умеете ли вы себя вести в лесу?
Дети рассказывают стихотворение наизусть, по цепочке:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Ветки дуба не ломай
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать,
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Хлопать, топать, палкой бить
Ты в лесу всего лишь гость.
“Весна”: Молодцы, ребята. Спасибо вам. До встречи на лесной полянке.
“Весна уходит, оставляя детям приглашение
У: Вот и закончился наш урок. Большое спасибо, ребята!