Цели:
- ознакомить с явлениями и понятиями из области словообразования, учиться находить в словах суффиксы, образовывать новые слова с помощью суффиксов;
- формировать орфографическую зоркость;
- развивать речь;
- расширять словарный запас;
- учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать;
- воспитывать интерес к русскому языку.
1. Организационный момент. (1 слайд)
- Прозвенел веселый звонок,
Начинаем наш урок.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Воспроизведение правила.
- Ой, что такое? Небо нахмурилось, тучки набежали, пошёл снег.
(Это суффиксы) (2 слайд)
– Что такое суффикс? Выберите правильный ответ. (3 слайд)
(у детей карточки с цифрами 1, 2, 3)
а) Суффикс – часть предложения.
б) Суффикс – часть слова.
в) Суффикс – слово.
- Прочитаем хором верное утверждение.
- Расскажите, что вы еще знаете о суффиксе? (Дети рассказывают правило: суффикс стоит после корня, с помощью суффикса образуются новые слова)
-Какая орфограмма в слове суффикс? (удвоенная согласная фф)
3. Минутка чистописания.
Фф
4. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, вы уже, наверное, сможете сформулировать тему нашего урока.
(Суффикс). Мы будем учиться находить в словах суффиксы, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
5. Словарная работа. (4 слайд)
- Жил-был суффикс –чик-. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс.
- Запишите, какие слова получатся (экран)
Трамвай - …(трамвайчик)
Стакан - …(стаканчик)
Барабан - …(барабанчик)
- Какие орфограммы пропущены? Что объединяет эти слова? (они словарные, в них нужно запомнить непроверяемые безударные гласные а, ударение падает на последний слог) (5 слайд)
- Какое значение вносит суффикс –чик- в слово? (Уменьшительное. )
- Составьте предложения с новыми словами (устно).
6. Игра “Побудь волшебником”. (6 слайд)
- Вот у меня “волшебная” палочка, а вот слова: нос, карандаш, шар, слон, дом. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
- С помощью какого суффикса образовали слова? Слова с каким значением образуют суффиксы –ок, -ик, -онок, -енок
7. Закрепление изученного материала.
Упражнение 125, с. 79 (“Русский язык” Р. Н. Бунеева)
- Прочитайте задание. Письмо с комментированием “цепочкой”, несколько слов записать на доске.
Галчонок, мышонок, волчонок, котёнок, лисёнок … (тигрёнок, лосёнок и т. д. )
Много галчат, мышат, волчат, котят, лисят … (тигрят, лосят и т. д. )
-Какие встретились суффиксы? Почему в словах первой группы суффиксы –онок- , -ёнок-, а в словах второй группы –ат-, -ят-? Чем различаются слова? (Числом. ) Какую работу выполняют суффиксы –онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-?
8. Письмо по памяти. (7 слайд)
Пять мышат в траве шуршат.
Три мышонка спят под ёлкой.
(читаем с экрана, проводим физминутку, повторяем про себя, пишем по памяти)
- Найдите однокоренные слова и выделите суффиксы в словах (мышат, мышонка).
Самопроверка. (8 слайд)
- Назовите изученные орфограммы.
9. Итог урока. (9 слайд)
- Какую часть слова повторяли сегодня?
- Зачем нужны суффиксы?
- Слова с каким значением образуют суффиксы?
- Суффикс прощается с вами. (10 слайд)
10. Домашнее задание.
Упражнение 107, с. 50 (Дидактический материал)