Тип урока: интегрированный урок обучения чтению, обучения письму, технологии.
Учебники: Горецкий В. Г. И др. “Русская азбука” 1 класс – М. “Просвещение” или распечатанные тексты для детей.
Тема урока: “Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук [ц]”.
Цели урока:
- познакомить с новыми буквами и звуком [ц] – всегда твердым и глухим, формировать навыки чтения, обобщать знания о твердых непарных и мягких непарных согласных звуках;
- учить писать строчную и заглавную буквы ц и Ц, правильно соединять буквы между собой, совершенствовать навык правописания;
- воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, гуманности по отношению друг к другу, любовь к природе, учить видеть ее красоту.
Наглядность и оборудование.
На партах у учащихся: карточки с заданиями, кружочки с точками, обозначающими количество слогов в слове, “светофорчики”, клей-карандаш, простой карандаш, ручка, тетрадь.
У учителя: карточки с заданиями, лепестки Цветика-семицветика, карточки со слогами, таблица с названием цветов.
Изобразительный ряд: рисунки с изображением Волшебницы, цапли, буквы “ц”.
Музыкальный ряд:
- Отрывки из м/ф “Петушок и краски”,
- Песня о “Волшебном цветке” муз. Чичиков Ю., сл. Пляцковский М.
ТСО:
- магнитофон
- телевизор
- видеомагнитофон
- компьютер
Ход урока
I. Организованное начало урока.
Подойдите к своим партам,
Обведите взглядом их.
Все ль готово там к уроку?
Все ль лежит сейчас на них?
Вы друг другу улыбнитесь,
На места свои садитесь.
Начинается урок.
Пусть нам всем пойдет он впрок.
II. Вводная беседа.
К нам сегодня на урок
Собирался петушок.
Но куда-то он пропал,
Может быть дорогу потерял?
Есть у нас “волшебный глаз”,
Все покажет он сейчас.
(С помощью видеомагнитофона смотрим начало из м/ф “Петушок и краски”).
- Что же случилось? Почему Петушок не пришел к нам? (Он некрасивый, над ним все смеются).
- Что нужно сделать, чтобы Петушок стал красивым? (Найти цветные краски и раскрасить Петушка).
- Поможем Петушку? (Да).
- А если вдруг трудности на пути встретим? (Постараемся их преодолеть).
- Петушок у нас волшебный, сказочный, а это значит, что и краски должны быть сказочными и волшебными?
Где в природе можно встретить изобилие красок? (Ответы детей).
- А я тоже знаю одно место, где нам могут помочь и где много разных красок. Закройте глазки. (Звучит песня “Волшебный цветок”, на доске появляется рисунок с изображением Волшебницы, а у детей на головах маски-цветы).
III. Постановка темы и целей урока.
1) Введение в тему.
- Ой, ребята, посмотрите вокруг. Куда это мы попали? Как много цветов вокруг. (Это волшебный сад, здесь много красивых цветов). (Включается магнитофон, звучит голос Волшебницы).
Проходите, проходите!
Очень рада видеть вас
С новой буквой, с новым звуком
Познакомлю вас сейчас.
Было чудо у меня,
Это чудо берегла.
Налетел вдруг ветер злой
И унес его с собой.
Что за чудо это было
Вы, ребята, угадайте,
И в табличку непростую
Букву верно подставляйте.
(на доске появляется табличка)
…ветик – семи…ветик |
(Дети догадываются, что нужно вставить букву “ц”)
- Прочитайте, что получилось. (Цветик-семицветик)
- Какую букву вставили? (Букву “ц”).
- На что она похожа? (Ответы детей).
2) Знакомство с буквой “ц”.
На доске появляются рисунки (Рис. 2 и Рис. 3)
Буква “ц” - внизу крючок,
Словно с краником бачок.
Вот какая буква “ц”:
С коготочком на конце.
Коготок царапка,
Как кошачья лапка.
Ц Ц
(Включается магнитофон, звучит голос Волшебницы).
Голос:
Молодцы, что догадались,
Видно сильно вы старались!
Был волшебным цветик мой,
Но налетел тут ветер злой.
Бушевал в моем саду,
Принес мне страшную беду:
На цветке – ни лепестка
Нет в нем больше волшебства.
Чтоб снова он волшебным стал
И вам, ребята, помогал,
Нужно лепестки собрать
На них заданья выполнять.
А когда цветочек вновь засияет своей красотой,
Чудо вдруг произойдет:
Петушок ваш расцветет.
Учитель:
- Ну, что, ребята, найдем лепесточки цветика-семицветика, выполним задания, которые на них написаны? (Да).
- А кто из вас догадался с какой буквой и с каким звуком сегодня будем работать? (Дружно).
IV. Работа над новым материалом.
1) Работа над связной речью.
Прочитайте пословицу:
Дружба в делах помощница.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Знаете ли вы еще пословицы с подобным смыслом?
- Есть ли в этой пословице новая буква?
2) Артикуляция звука.
А какой звук она обозначает? (Звук [ц]).
- “Положите” его на язычок. Дайте ему характеристику. ([ц] – согласный, глухой, твердый).
- Ребята, под табличкой и пословицей я нашла первый лепесток, а значит – первое задание: составьте слово, используя первые звуки слов:
Цыпленок аист
парус
ласточка
яхта
(Учащиеся читают слова, написанные на доске. Из первых букв составляют слово “цапля”.)
3) Звуковой анализ слов.
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат. (Цапля).
- Сколько слогов в слове? Покажите. (Дети поднимают карточки).
- Какие звуки вы услышали в первом слоге? Во втором?
- Что услышали в слиянии 1 слога?
Сделайте схему к этому слову в своей карточке. (Сравниваем со схемой на доске).
- Отгадайте загадку.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры).
- Покажите сколько слов в этом слове?
- Какие звуки услышали с первом слоге? Во втором?
- Что слышали в слиянии первого слога? ([цы]).
Сделайте схему к этому слову.
- Сравните звук [ц] в этих словах. Что вы заметили? (В слове “цапля” после ц стоит буква а, в слове” цифры” после ц стоит буква ы, но звук [ц] в этих словах звучит твердо).
- Молодцы! Звук [ц] действительно всегда твердый. Я думаю, что мы справились с заданием первого лепесточка.
4) Чтение с доски слогов и слов.
- А вот второй лепесток и второе задание:
Прочитайте слоги с буквой “ц”, которые написаны на доске:
ца | цо | цы | ци | цу | це |
Как они звучат? (Всегда твердо).
Дополните слоги до слов.
Возможны такие варианты:
ца Царь Царица Цапля Царапина |
цо Цокотуха Цокот |
цы Цыпленок Цыган Цыпочки
|
ци Цирк Цикорий Цитрус |
цу Цунами |
це Церковь Цена Цемент Цель Центр |
и т. д.
5) Определение положения звука в словах.
- Молодцы! Справились и со вторым заданием. Попробуем выполнить третье.
Но для этого мы должны сесть за компьютеры и вспомнить правила работы за компьютером. Попробуйте самостоятельно выполнить задания и проверьте, правильно ли вы их выполнили. (Приложение 1).
V. Физкультминутка.
- Хорошо справились и с этим заданием. А теперь посмотрите сколько здесь красивых цветов растет в этом прекрасном саду. Давайте выйдем в сад и отдохнем.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки,
Ветерок пусть дышит,
Лепестки колышет.Наши нежные цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают
Головой качают.
VI. Продолжение работы над темой урока.
1) Чтение текстов на индивидуальных карточках. (дифференциация по степени сложности).
- А где еще могут расти цветы?
Давайте прочтем об этом в тексте.
(Дети читают текст на карточках. Карточка 1 “а” и 1 “б”).
Царица цветов. И по красоте, и по запаху розу называют царицей
цветов. Она растет на кустах. |
Цветы. У нас есть цветы. |
- Подчеркните в тексте букву, с которой сегодня познакомились.
Справились с этим заданием. Молодцы.
2) Чтение слов с доски, выделение корня, работа над словарным запасом учащихся.
А вот и пятое задание: прочитайте слова, написанные на доске:
- цвет
- цветы
- цветок
- цветочек
- цветник
- цветущий
- цветовод
- цветочница
- Выделите общую часть. Как она называется? (Корень).
Кто такой цветовод? (Ответы детей).
Цветовод – это специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод – это профессия. Ее можно получить в с/х институте на специальном факультете.
Справились еще с одним заданием. Молодцы!
3) Чтение с доски.
- А вы знаете цветы, в названии которых встречается буква “ц”? Назовите их. Я тоже знаю. Давайте прочтем названия этих цветов на доске.
Циссус
Нарцисс
Цикламен
Циния
Драцена
Циперус
Настурция
Цикорий
Медуница
Кислица
4) Индивидуальная работа на карточках (Карточка 2 “а” и 2 “б”).
- Шестое задание не из простых. На ваших партах лежат карточки. Впишите в слова вместо точек слоги с буквой “ц” и у вас получатся названия цветов. У некоторых ребят слоги уже выписаны, их нужно подчеркнуть (дифференциация по степени помощи).
Нар. . сс . .ссус . . кламен настур. .я дра. .на . .ния . .перус . .корий медуни. . кисли. . |
Нарцисс циссус цикламен настурция драцена циния циперус цикорий медуница кислица |
- Поменяйтесь карточками. Посмотрите, что получилось у вашего соседа по парте. (Взаимопроверка).
VII. Письмо строчной и заглавной букв “ц” и “Ц”.
1) Отгадывание загадки.
- Отгадайте кто пришел к нам на урок.
Явился в желтой шубке:
Прощайте две скорлупки. (Цыпленок).
Этого цыпленка зовут Цып (На доске появляется рисунок)
Он пришел, чтобы помочь нам выполнить последнее седьмое задание: научиться писать строчную и прописную буквы “Ц, ц”.
2) Гимнастика для пальчиков.
- Но прежде чем начать писать, мы должны сделать гимнастику для наших пальчиков.
Раз – кружок
Раз – шажок.
Наши пальчики шагают
На кружочки наступают.
Раз, два, три, четыре, пять
Ходят пальчики опять.
От мизинца до большого
И опять к мизинцу снова.
Ну что ж, пальчики подготовили.
- А теперь проверим осанку, правильно положим перед собой тетради, возьмем ручки и внимательно слушаем и смотрим:
- Жил цыпленок по имени Цып. Он был очень любознательным. Однажды он взобрался на горку, но вдруг подскользнулся и кувырком скатился вниз:. Цыпленку это понравилось, он взобрался на следующую горку и весело скатился вниз , но вдруг зацепился за кустик и покружился вокруг него. Цыпу было совсем не больно и он засмеялся. С тех пор цыпленок любит кататься с горки, а буква “Ц” стала первой буквой его имени Цып. И младших своих братишек он тоже научил кататься с горки, но только поменьше, вот так: .
3) Письмо букв после показа учителем.
- А мы сейчас попробуем написать красиво эти буквы. (Учащиеся в своих тетрадях прописывают буквы).
- Молодцы. Выполнили все задания. А для чего мы их выполнили? (Чтобы собрать цветик – семицветик и помочь Петушку стать красивым).
VIII. Аппликация “Цветик – семицветик”,
- Все лепесточки мы собрали. Осталось сделать из них цветок. На ваших партах тоже лежат маленькие лепесточки, ножницы, цветная бумага, клей. Сейчас каждый из вас вместе со мной, сделает свой маленький цветик – семицветик. (С помощью клея – карандаша, учащиеся очень быстро выполняют данную работу).
IX. Подведение итогов урока.
- Ну вот наши цветики – семицветики готовы. Собрали мы и большой цветик – семицветик, выполнили все его задания. Чему мы научились, что нового узнали, выполняя эти задания? (Познакомились с новой буквой и звуком, научились находить ее в словах, запомнили, что звук (ц) – всегда твердый, учились читать слова с буквой “ц” и писать ее.
А для чего мы все это делали? (Чтобы помочь Петушку, а заодно узнали много нового).
Ну что ж, давайте посмотрим наш “Волшебный глаз” и узнаем, что там с Петушком. (Смотрим окончание м/ф “Петушок и краски”).
- Молодцы, ребята! Помогли Петушку, много потрудились на уроке. Я вами очень довольна. Спасибо за урок!
Список использованной литературы:
- Горецкий В. Г. И др. Русская азбука. 1 кл. – М.: Просвещекние.
- Тивикова С. К. “Сказка научит буквы писать” - Н. Н.: Нижегородский гуманитарный центр.
- http://festival.1 september.ru