Использование блочно-зачётной системы в преподавании физики (на примере темы "Фотоэффект"). 11-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 11


Выбор форм и методов организации учебно-воспитательного процесса существенно зависит от контингента учащихся и остаётся актуальным до тех пор, пока работаешь с конкретными учениками. Нет идеальных детей, нет универсальных методик.

Считаю возможным выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося, создавать и поддерживать у учащихся положительную мотивацию учения при систематическом выполнении следующих условий:

  • Предоставление свободы выбора, поскольку ситуация выбора повышает ответственность за его результаты.
  • “Щадящий” контроль. Внешний контроль часто ослабляет внутреннюю мотивацию.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса обучения, максимальный учёт при формулировании образовательных задач запросов, интересов и устремлений ученика.
  • Такая организация урока, при которой ученику интересен сам процесс учения, как и процесс общения с учителем, одноклассниками.
  • Поощрение и подкрепление достижений ученика только на основе сравнения их (достижений) с его же собственными результатами.

В целях более успешного формирования системы знаний, умений и навыков у учащихся физико-математического профиля использую блочно-зачётную систему преподавания, что позволяет за счёт перераспределения отводимого на изучение темы времени углублять и совершенствовать знания, больше уделять внимания развитию познавательных интересов и творческих способностей, осуществлять индивидуализацию обучения не эпизодически, а в системе.

Изучаемый материал делится на смысловые блоки (укрупнённые дидактические единицы), в рамках каждого блока выбираются формы и методы обучения, варьирующиеся в зависимости от креативных способностей детей и уровня сформированности у учащихся данного класса общеучебных умений и навыков.

Урокам, как и процессу обучения в целом, присущи целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный компоненты, поэтому в структуру блока включаю уроки изучения нового материала, коррекции знаний, закрепления (лабораторные работы, практикумы по решению задач, семинары и др.), зачётные уроки.

Процесс усвоения знаний не заканчивается уроком. Поэтому с целью создания ситуации взаимообучения помимо текущего домашнего задания предлагаю пролонгированные задания – разработанные мной индивидуальные (до 25 вариантов) разноуровневые задания по изучаемой теме.

Работа над блоком начинается с лекции, на которой излагается весь теоретический материал блока в логической связи с ранее изученным. Из-за перераспределения учебного времени на её проведение отводится один - два учебных часа, что позволяет рассматривать крупную тему в единстве всех её компонентов. Лекция побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. Мной подготовлена система презентаций, содержащих лекционный материал по всем темам курса физики. Демонстрация слайдов презентации через мультимедийный проектор позволяет значительно уплотнить урок, а работа с компьютерными моделями в режиме пошаговой анимации при изучении нового учебного материала делает традиционный эксперимент значительно более наглядным. Наряду со своими материалами использую диски серии “Физика в школе” (Электронные уроки и тесты ЗАО “Новый Диск”, 2005), CD “Уроки физики Кирилла и Мефодия”, 7 – 11 классы (ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006) и др. электронные издания.

Уроки коррекции знаний (это, в основном, работа с коррекционными или контрольно-обучающими тестами с последующим анализом выполненного задания в режиме on-line, собеседование) и уроки-консультации по методам решения задач предназначены для индивидуальной работы с учащимися. Быстрота мышления и степень развития интеллекта у учащихся класса различны. Отсюда назначение таких уроков – осмысление полученной информации с учётом индивидуальных особенностей характера мыслительной деятельности учащихся, уточнение и закрепление знаний, формирование целостной картины изучаемого явления, процесса за счёт расчленения сложных понятий и явлений на более простые составляющие компоненты, понятные ребёнку, и последующего синтеза в единое целое и т. д.

Закрепление осуществляется на лабораторных работах, практикумах по решению задач, семинарах и др.

Физика – наука экспериментальная, поэтому уделяю первостепенное значение постановке как демонстрационного эксперимента, так и лабораторного: считаю важным научить учащихся занимать исследовательскую позицию к окружающему миру. Практикую проведение компьютерных лабораторных работ с мультимедийным курсом “Физика. 7 – 11 классы” (C:\Physicon\Physics7-11). Интересные экспериментальные задачи предлагаются на CD “Видеозадачник по физике” (Авторы А. И. Фишман, А. И. Скворцов, Р. В. Даминов, ООО “New Media Generation”): интересные задачи, исчерпывающие объяснения физических явлений, инструменты для измерения некоторых физических величин, интерактивные модели для объяснения ряда задач, возможность выполнения лабораторных работ.

Зачётные уроки в большей степени, чем остальные, требуют учёта индивидуальных особенностей обучающихся, поэтому использую разные формы контроля. Одна из таких форм – выполнение контрольного тестового задания. В процессе изучения темы возможна пересдача во внеурочное время зачётного задания с целью повышения итоговой оценки по блоку.

Опыт работы показывает, что к итоговому контролю по теме или итоговому выходному контролю учащиеся приходят подготовленными, в том числе успешно сдают выпускной экзамен в форме ЕГЭ.

На этапе разработки учебно-методических материалов подготовка к урокам занимает у учителя достаточно много времени, но при их наличии работа приносит большое удовлетворение как учителю, так и учащимся.

Предлагаю систему учебно-методических материалов к учебному блоку “Фотоэлектрический эффект и его законы. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике”. (Тема “Световые кванты. Действия света”. Программа для школ (классов) с углублённым изучением физики. 10 – 11 классы. Авторы программы: Ю. И. Дик, В. А. Коровин, В. А. Орлов, А. А. Пинский). На изучение этого центрального блока темы отвожу не менее 6 уроков из 14, отводимых на изучение всей темы. (Тема “Фотоэффект” присутствует и в других учебных программах, являясь чрезвычайно интересной и важной в мировоззренческом плане, поэтому выбрана в качестве примера).

Урок 1. Изучение нового материала. Лекция (Прилагается презентация лекции на CD).

Урок 2. Коррекция знаний. Коррекционный тест. Анализ теста, работа над ошибками.

Урок 3. Закрепление. Компьютерная лабораторная работа “Изучение законов фотоэффекта” с исследовательской задачей определения постоянной Планка.

Прилагаются вопросы для самоконтроля.

Урок 4. Консультация по решению задач. Работа с информационно-методическими материалами. Запись примеров решения задач.

Прилагается алгоритм применения уравнения Эйнштейна для фотоэффекта к решению задач.

Урок 5. Практикум по решению задач по теме “Фотоэффект”. Работа по методу малых групп.

Прилагаются система разноуровневых задач (вычислительных и графических) по теме “Фотоэффект” для работы в группах и образец индивидуального задания по теме.

Урок 6. Зачёт. Решение заданий контрольного теста.