Викторина проводится в форме игры “счастливый случай”. Соревнуются команды примерно по 6 человек в каждой. Команды имеют свою эмблему, название.
Цели викторины: расширение знаний учащихся о флоре и фауне; воспитание бережного отношения к природе; формирование экологического сознания.
Учащиеся под музыку входят в зал. Звучит приветственное слово ведущего. Команды представляются. Все рассаживаются за столы.
1 гейм.
Разминка
I. Загадки о живой и неживой природе.
1. Без крыльев летают,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака)
2. Не вода, не суша:
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь. (Болото)
3. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы быть и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
4. Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда –
И сверкает в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)
5. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
6. В одежде богатой,
Сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
7. Я устраиваюсь ловко
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Крот)
8. Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)
9. Уж очень вид у них чудной!
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой,
На что она обижена? (Лев)
10. Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)
2 гейм
“Заморочки из бочки”
Ответ: эти перепонки нужны уткам, чтобы передвигаться в воде; утки плывут, вращая лапками, как ластами. Перепончатой лапкой можно загребать гораздо больше воды.
Ответ: у них вырастают передние, затем задние лапки и отпадают хвостики.
Ответ: жирафы, благодаря длинной шее могут поедать листья, до которых другим животным не дотянуться.
Ответ: в дуплах деревьев живут птицы. Вырубили лес – улетели птицы – появилось много гусениц и насекомых – лес погиб.
Ответ: красный цвет – сигнал тревоги, опасности. Привлеченные красным цветом птицы-родители, суют корм в открытый клюв.
3 гейм
“Темная лошадка”
1. а) Многолетнее травянистое растение, цветы белые, ягодка как шарик. Запах и вкус необычный. Растет ягодка на болоте, во мхах, не боится мороза. Ягоды собирают, варят компоты и варенье. А еще используют ягоды при заболевании сердца и снятия болей в груди, при простуде и как кровоостанавливающее средство. (Морошка)
б) Можно ли охотиться на зверей и птиц весной? (Нет)
2. а) Этот цветок неотделим от русской природы, с ранней весны и до сентября встречаем его на дорогах, в парках и садах, в лесу и на лугах. Листья узорчатые и продолговатые, стебелек длинный, как трубочка. Известен целебными свойствами. (Одуванчик)
б) Как можно уберечь животных и птиц от истребления?
3. а) У меня головка в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилет нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (Синичка)
б) Какой вред причиняют кислотные дожди? (Загрязняют водоемы, почвы, губят растения)
4. а) У меня желтые надкрылья с черными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с противным, раздражающим запахом. Я хорошо летаю и в воде не тону. Люблю лакомиться зеленью томатов, картофеля, баклажанов. А детки мои – личинки красного цвета, очень прожорливы. Кто я? (Колорадский жук)
б) Как можно остановить размывание почвы? (С помощью посадки деревьев)
5. а) Мы живем большими семьями. В каждой семье есть самая крупная самка – матка. Есть у нас и лентяи – трутни. Но больше всего в нашей семье – рабочих. У человека мы живем в специальных домиках. Мы очень любим лакомиться пыльцой и собирать нектар с цветов. Кто мы? (Пчелы)
б) Что из перечисленного служит источником загрязнения: самолеты, велосипеды, автомобили, парусные лодки?
4 гейм
Конкурс капитанов
Разгадывание кроссворда. Приложение 1.
5 гейм
“Бегущие минутки”
За 1 минуту дать как можно больше правильных ответов на вопросы. Приложение 2.
Подведение итогов.
Награждение победителей.