Занятие № 1
Цель занятия:
- Познакомить учащихся со Словарем парадоксальных определений.
- Развивать умение доказательства или опровержения.
- Стимулировать творчество, исследовательские умения.
На доске написаны слова и их парадоксальное толкование из Словаря парадоксальных определений. Знания — это пища для понимающего, приправа для пресыщенного и отрава для неготового. Интерес — мотор жизнедеятельности. Интеллект — это способность видеть и показывать соединенность фактов. Книга — это шелестящая кормушка мысли. Критика — умение быть писателем, оставаясь читателем. Правило — это ботинок, который всегда жмет ногу свободе. Противоречие—это дрожжи понимания. Словарь — это проекция мировосприятия на алфавит. Способности — это мышцы души. Талант — зерна неба для земли.
Ход занятия
I. На плакате написано слово парадокс. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
- Какие ассоциации у вас возникают, когда произносят слово парадокс?
- Встречали ли вы парадоксы в реальной жизни?
- Могут ли парадоксы стать действительностью?
П. После ответов на поставленные вопросы ребятам предлагается толкование слова парадокс из Толкового словаря и записать его. Парадокс — неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. Существует выражение “Человек, говорящий парадоксами”.
III. Практическое задание. В конвертах находятся листы бумаги, на которых написаны слова и их толкование из Словаря парадоксальных определений (текст взят из книги В. Г. Кротова “Массаж мысли”.). Учащимся необходимо согласиться или опровергнуть за две минуты каждое толкование, написанное на листке. Вся группа слушает каждого выступающего и аплодирует, если толкование нравится.
IV. Домашнее задание. Проверка задания — на занятии № 2.
Дать парадоксальное толкование следующих слов телефон, цирк, улитка, детский сад, ученик, учитель, деньги, ремень, торт, телевизор.
V. Рефлексия. Ребята получают три вида карточек. На первой карточке изображена точка. На второй карточке — вопросительный знак? На третьей карточке — восклицательный знак!
Точка означает, что задания понятны и трудностей не вызывают.
Вопросительный знак означает, что участник занятия испытывал интеллектуальное затруднение при выполнении задания.
Восклицательный знак означает, что задание вызывает интерес и желание повторить такую работу еще раз.
Карточки прикрепляют на лист ватмана или на доску. Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, наиболее интересные задания, а также те задания, которые понятны всем.
Занятие № 2
Цель занятия:
- Определить умения членов НОУ по работе со Словарем парадоксальных определений.
- Дальнейшее развитие умения доказательства, опровержения.
- Обучать учащихся умению делать собственный вывод и высказывать собственное мнение по проблеме.
Ход занятия
I. Беседа с учащимися о трудностях, возникших при выполнении задания.
- Какие чувства Вы испытывали при выполнении задания?
- Сколько времени ушло на выполнение задания?
- Какие трудности возникали при выполнении задания?
- Обращались ли Вы к кому-нибудь за помощью?
II. ПДТД — парад домашних творческих достижений.
Ребята должны были дать парадоксальное толкование слов: телефон, цирк, улитка, детский сад, ученик, учитель, деньги, ремень, торт, телевизор.
Каждый ученик участвует в толковании каждого слова. Группа определяет лучшее парадоксальное толкование каждого слова, которые записываются в школьный Словарь парадоксальных определений.
III. На доске написано начало афоризма Г. К. Лихтенберга “Самая занимательная поверхность на земле — это (лицо)”. Учащиеся должны продолжить и аргументировать ее окончание. Затем психолог читает авторское завершение фразы и задает вопрос:
- Как вы думаете, почему Г. К. Лихтенберг именно так закончил свою мысль?
- Считаете ли вы, что автор прав? Если — да, то докажите.
IV. Работа в группах.
Ребята объединяются в пары или в группы по 3—4 человека в зависимости от количества людей в общей группе. Ребята получают начало фразы, которую они должны закончить.
- Самый счастливый человек тот, который...
- Самое трудное в жизни — это...
- Самый главный вопрос на земле — это...
- Самый сладкий сон — это...
V. Защита афористических проектов.
Ребята все вместе решают, как закончить фразу и выступают с защитой окончательного варианта. Время выполнения задания — 10 минут.
VI. Домашнее задание. Проверка задания — на занятии № 3. Найти афоризмы, связанные с чувствами и характером человека.
Занятие № 3
Цель занятия:
- Развивать у учащихся лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ.
- Учиться слушать других и себя.
- Развивать творческие способности учащихся.
Ход занятия
I. На доске в беспорядке написаны слова. Учащимся необходимо распределить эти слова по группам под общим понятием. Найти это общее понятие.
Корова, химия, диван, сентябрь, свекла, ручка, свинья, физика, кровать, июнь, картофель, карандаш, овца, математика, тахта, июль, капуста, тетрадь, лошадь, история, софа, август, морковь, пенал. Время выполнения задания — 2 минуты.
II. На доске в три столбца написаны слова. Необходимо за 3 минуты рядом со словом написать его антоним (противоположное значение слова).
высокий... | редко... | расширять... |
начало... | помнить... | лучший... |
белый... | радость... | медлить... |
покупать... | вредно... | мокрый... |
верх... | прибыль... | центр... |
старший... | мелкий... | осуждать... |
позже... | предлагать... | защита... |
вражда... | повреждение... | вместе... |
чистый... | ссориться... | запрещать... |
уронить... | откровенность... | высший... |
вдоль... | внутренний... | опорожнить... |
помогать... | уволить... | сомнение... |
храбрость... | жестокий... | праздный... |
III. Составление коллективного рассказа по заданной теме. На доске написана тема рассказа. Каждый учащийся называет по одному предложению. Каждое последующее предложение является продолжением рассказа. Задание выполняется быстро, без особых раздумий. Время выполнения — 10 минут.
IV. Для составления рассказа на доске написаны слова девочка, костюм, цветок, ключ, крокодил, корабль, земля, солнце, радость, удовольствие. Каждому учащемуся предлагается составить свой рассказ, использовав предложенные слова. В каждом предложении должно быть использовано по одному слову.
Все рассказы зачитываются и определяются их достоинства и недостатки.
Требования к составлению рассказов
- логичность,
- завершенность,
- наличие сюжетной линии,
- использование разнообразных языковых средств для написания рассказа.
Домашнее задание.
Составить рассказ с предложенными выше словами, используя при этом разные литературные жанры:
- юмористический,
- детективный,
- исторический,
- публицистический.
Занятие № 4
Цель занятия:
- Продолжить с учащимися работу по развитию лингвистических умений.
- Развивать творческое мышление, наблюдательность, оригинальность мышления, память.
Ход занятия
I. Проверка домашнего задания.
Ребята зачитывают рассказы, которые они написали в различных литературных жанрах, используя предложенные слова.
Авторы лучших рассказов получают возможность опубликовать их в литературном альманахе школы.
II. В классе на стенах прикреплены листочки бумаги с написанным на них текстом.
(Примерный текст диктанта)
Про ворона и павлина
В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: “Кто мог позволить такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной. Взгляните только, какие у нее безобразные ноги. А ее оперение — что за отвратительный синий цвет? Такой цвет я бы никогда не носила. Свой хвост тащит за собой будто лисица”. Ворона замолкла, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: “Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я — гордячка, потому что я хожу с высоко поднятой головой, от этого перья у меня на плечах поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом деле я — все что угодно, только не гордячка. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что мои ноги пожилые и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, поэтому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразием, как раз больше всего и нравится во мне людям”.
Учащиеся должны списать текст в тетрадь. Для этого нужно встать и подойти к любому из листочков, посмотреть в текст, вернуться на место и записать то, что удалось запомнить с первого раза. Подходить к тексту можно столько, сколько нужно. Пометок делать нельзя. Время выполнения задания — 15 минут. За это время необходимо полностью переписать текст в свою тетрадь.
III. Когда ребята выполнят задание, им необходимо задать следующие вопросы:
- Интересно ли было выполнять задание?
- Было ли задание трудным? Если да, то почему?
- Каким словом можно назвать качество человека, которое иллюстрирует данная притча?
IV. Предложить детям пересказать текст, не глядя в листок. Учащиеся должны сравнить написанный ими диктант с оригиналом.
V. Домашнее задание. Проверка задания — на занятии № 5.
I. Объясните следующие психологические этюды:
- Если я знаю, что я ищу, то зачем ищу, а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не знаю, что я ищу, то, как же я могу искать.
- Парадокс древнегреческих ученых.
Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на окружающих, весь в гневе, лик его ужасен. Он кричит: “Почему не доложили, что сын уже вырос?”
II. Придумайте текст к следующим ниже высказываниям. Тексты будут заслушаны на следующем занятии.
а) не задавай вопросов — не получишь лжи.
б) одно дело слушать, а другое — слышать.
Занятие № 5
Цель занятия:
- Развивать наблюдательность, оригинальность мышления, ассоциативное мышление.
- Способствовать развитию креативности, положительных эмоций.
Ход занятия
I. Мини-опрос.
- Какие чувства Вы испытываете, идя на наши занятия?
- Помогают ли эти занятия в Вашей интеллектуальной деятельности?
- Есть ли у Вас желание поделиться с кем-нибудь тем, что мы делаем на наших встречах?
4.Хотели бы Вы привести кого-нибудь к нам на наши встречи?
П. Проверка и анализ домашнего задания.
1. Ребята зачитывают тексты, которые они придумали к высказываниям.
а) Не задавай вопросов — не получишь лжи.
б) Одно дело слушать, а другое — слышать.
2. Ребята объясняют психологические этюды.
III. 1. Расшифровать предложение, написанное на доске. И ответить на вопрос: “Так это или нет?”.
ВСЕЛЮдиболыииеималенъкиеЗлыеинеоченьНАЧАльникииПОДчинениыеЛю бятСКазки.
2. Ответить на вопросы.
- Какие сказки Вы любите и почему?
- Пробовали Вы писать сказки или нет?
- Что из этого получалось?
IV. Работа в группах. Ребята получают листочки бумаги, в которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
/. Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, велоралли, соревнование.
- Баба, дед, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка, дача, молодежь, костер.
- Избушка, лягушка, мышка, волк, медведь, заяц, лиса, кооператив, новоселье, соседи, праздник.
Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки — 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.
V. Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит... (Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки.)
Тема выступления:
Если бы..., то... Время выступления — 2 минуты.
VI. Домашнее задание. Оно проверяется и анализируется на занятии № 6.
- Подготовить выступление “Великий автор великих сказок” (по выбору учащегося). Задание выполняется в группах.
- Ребята получают текст сказки “Красная шапочка”. Они должны задать каждому персонажу сказки не менее 3-х вопросов.
- Написать мораль сказки в стихотворной форме.
Занятие № 6
Цель занятия:
Развивать умения размышлять и анализировать, делать собственные оригинальные выводы.
Ход занятия
I. Анализ домашнего задания.
1.Учащиеся представляют задание “Великий автор великих сказок”.
2. Индивидуально ребята задают вопросы персонажам сказки “Красная шапочка”. Они могут быть такими:
- Почему мама отпустила девочку одну в лес?
- Почему мама так редко встречается с бабушкой, что даже не знает о ее болезни?
- Почему мама не пошла навещать бабушку вместе с девочкой?
- Почему девочка вступает в разговор с волком?
- Почему девочка, зная, что у нее больная бабушка, теряет время, собирая в лесу цветы и ягоды?
- Почему девочка дает волку адрес бабушки?
- Почему у бабушки так легко и просто открывается входная дверь, в которую может проникнуть любой?
- Почему у бабушки, которая плохо видит, не было очков?
- Почему бабушка не узнает голос родной внучки?
- Почему дровосеки не наказали раньше кровожадного волка?
3. Ребята индивидуально представляют в группах мораль сказки.
П. Предлагается написать сказку “Красная шапочка” в стиле А. С. Пушкина, П. П. Бажова, Г. X. Андерсена. Время выполнения задания — 10 минут.
III. Обсуждение полученных результатов.
IV. На доске прикреплен лист ватмана. У детей в руках цветы. С помощью этих цветов предлагается ответить на вопрос: продолжить или прекратить занятия. На ватман каждый прикрепляет свой цвет: зеленый цветок — занятия продолжить, красный — уменьшить нагрузку, черный — занятия прекратить.
Занятие № 7
Цель занятия:
Развитие дикции, произношения и речевых умений участников группы.
Ход занятия
I. Ответить на вопросы:
- Кто такие Бернард Шоу, И. Ильф и Е. Петров?
- Почему на сегодняшнем занятии мы связываем их имена друг с другом? Можете ли вы это объяснить?
- Кто такие Элиза Дулитл и людоедка Эллочка?
- Как Вы можете охарактеризовать речь Элизы Дулитл и сколько слов было в словаре людоедки Эллочки?
II. Несколько занятий мы посвятим развитию речевых умений.
1. Просмотр эпизодов из кинофильма “Карнавал”, когда героиня сдает экзамены в театральный институт, а затем работает над улучшением своей дикции.
2. Игра “Вступительный экзамен в театральный институт”.
Ребята получают конверты, в которых находятся тексты. Эти тексты необходимо четко и правильно произнести перед “приемной комиссией”.
* Даже шею, даже уши Ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем, После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши и не пачкай тушью уши. |
* Бомбардир бонбоньерками
бомбардировал барышень. * Брит брат Клим, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. * Тридцать три корабля лавировали, лавировали и не вылавировали. |
III. Объясните ошибки в ответах учащихся.
1. Как называются дикие степные лошади в Америке? (Мускаты).
2. Какая растительность в Америке? (Там растут огайо).
3. Паганелъ был галантерейным человеком.
4. Я одел пальто и шапку.
IV. Домашнее задание. Проверка и анализ задания — на занятии № 8.
- Найдите в тексте произведений “Пигмалион” Б. Шоу и “Золотой теленок” И. Ильфа и Е. Петрова места, связанные с речью людоедки Эллочки и Элизы Дулитл.
- Объясните высказывание Б. Шоу:
“Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как она с ней себя держит”.
Занятие № 8
Цель занятия:
- Стимулировать развитие внутренней речи учащихся.
- Развивать умения делать обобщения.
Ход занятия:
I. Проверка домашнего задания.
- Чтение и анализ отрывков из литературных произведений “Пигмалион” и “Золотой теленок”.
- Разыгрывание отдельных сцен (по желанию ребят).
- Учащиеся индивидуально дают свои объяснения высказываниям Б. Шоу.
II. На доске написаны слова, каждое из которых нужно обобщить более широким понятием.
Трамвай, физика, женщина, черепаха, пальто, кукла, пчела, хлеб, секунда, дом, дуб, кровать.
Привести аргументы в качестве правильно выбранного обобщения.
III. Ответьте на вопрос: Что имел в виду французский писатель Франсуа де Ларошфуко, когда сказал:
“5 то время, как люди умные умеют выразить много в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать”?
IV. Расшифруйте аббревиатуры ВУЗ, КПСС, СССР, ООО, ОАО, ВУК, сельхозпрод, ПТУ, КГБ, МВД, МГПУ, МГЛУ, РОО, ГУМ, ЦУМ.
V. Какая вывеска должна быть...
... над входом в магазин, где продают хлеб —
...над входом в магазин, где продают торты и конфеты —
...там, где можно читать книги —
...там, где шьют одежду —
...там, где делают фото —
...там, где принимают в стирку белье —
...там, где покупают очки —
...там, где лечат людей —
...там, где лечат зубы —
...там, где заверяют документы —
...там, где решают имущественные и личные споры —
...там, где решают вопросы ремонта в домах —
...там, где слушают музыку?
VI. Домашнее задание. Анализ задания — на следующем занятии. Напишите стихи в стиле своего любимого поэта.
Занятие № 9
Цель занятия:
- Продолжить развитие речевых умений учащихся, их словарного запаса.
- Развивать логическое мышление, языковую догадку.
Ход занятия:
I. Анализ домашнего задания.
Ребята зачитывают свои стихи, написанные в стиле своего любимого поэта.
II. Игра “Испорченный телефон”.
1. Ребятам предлагается прослушать текст с магнитофона и передать его друг другу на ухо шепотом. (Текст взят из книги “Познавательная энциклопедия”, Минск, 1999.)
В 1504 году на площади итальянского города Флоренции поставили мраморную скульптуру Давида — юноши, победившего в единоборстве Голиафа. Сейчас эта скульптура в музее, а на площади стоит ее бронзовая копия.
Создавал Давида великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти.
Микеланджело с детства посвятил себя искусству — в 13 лет он стал учеником художника Гирландайо. Когда ему было 26 лет, он взялся за работу, от которой отказались многие художники. Во Флоренции была мраморная глыба высотой более 5 метров. Под умными руками Микеланджело из нее родился Давид.
В 1508 году художник начал роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. На высоких лесах, лежа на спине, без помощников работал Микеланджело. 4 года жизни он отдал росписи и еще долго не мог нормально читать: его глаза почти перестали видеть. Микеланджело был некоторое время главным архитектором собора Святого Петра в Ватикане.
2. Сравнить оригинал текста и конечный вариант пересказа.
III. Домашнее задание.
Проверка задания — на занятии № 10. Написать анализ результатов занятий. Мое мнение о наших занятиях.
Занятие № 10
Цель занятия:
Ход занятия:
I. Обсуждение мнений учащихся о занятиях.
П. 1. Если учащиеся предлагают продолжить занятия, то каждому предлагается письменно охарактеризовать три...
- ...лучшие черты своего характера;
- ...черты характера, которые тебе мешают;
- ...преобладающие способности;
- ...явные неспособности, которые тебе хотелось бы исправить;
- ...свои надежды.
- Учащиеся зачитывают свои характеристики друг другу - работа продолжается 10 минут.
- Ребята лепят из пластилина образ той проблемы, которая им мешает. Это может быть конкретный предмет или абстрактный образ. Затем по очереди выступают и демонстрируют свои проблемы, если хотят это делать.
Каждый выступающий начинает свою речь так: “Чтобы решить свою проблему, я должен...”.
“Ладошка”. Каждый участник группы на отдельном листочке обводит контур ладони и пишет свое имя и фамилию. Остальные проходят и пишут пожелание каждому из членов группы на этих листочках.
“Корзина чувств”. Педагог подходит к каждому из участников группы и предлагает положить в воображаемую “корзину чувств” написанное им на листочке чувство, которое они испытывали, занимаясь в группе.
Литература:
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001. – 48 с.
- Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игрокоррекций. М., Новая школа, 1993.