Урок чтения по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания детей по рассказам Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья», Геннадия Цыферова « Что у нас во дворе?»;
  • умение применять знание текста в жизни;
  • развивать выразительность чтения, монологическую речь;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру.

Оснащение урока:

  • книга для чтения «Капельки солнца»
  • рисунки детей,
  • иллюстрации,
  • предметные рисунки

Ход урока

1. Организация класса к уроку.

Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

2. Работа над обобщением двух рассказов: Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья», Геннадия Цыферова «Что у нас во дворе?».

а) Речевая разминка.

– Прочитайте чистоговорки сначала голосом волка, а потом голосом гусенка.

Ра – Ра – Ра – во дворе идет игра,
Ши – ши – ши – веселятся малыши.
Ша – ша – ша – очень груша хороша.

б) Вступительная беседа.

– Мы с вами прочитали отрывок из книга Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья», где узнали, что только дружба, согласие, лад, помогло игрушечным героям построить быстро дом – Домик дружбы.

– Кто помогал строить домик дружбы?

(Крокодил Гена, Чебурашка, обезьянка Маруся, жирафа, двоечник, отличница).

– Ранее мы с вами прочитали рассказ Геннадия Цыферова «Что у нас во дворе?»

– Так что же у нас во дворе?

(дом, песочница, дерево, качели, клумба, фонари).

– Но когда мы завершили работу над рассказом Геннадия Цыферова, вам взгрустнулось.

– Почему?

(Катя Персикова, Вова Колесников имеют свой дом, мы имеем тоже дом, а Петя Зайцев не имеет).

– У Зайца Пуса в лесу нет двора, но есть полянка, где играют зайчата.

– Что же мы решили сделать?

– Правильно, мы – друзья Пети Зайцева, решили помочь построить ему дом.

– Что мы сделаем вначале?

– (Распланируем полянку – где будет стоять домик, клумба, деревья, озеро, кусты, цветы.)

– Кто будет жить в домике, который мы построим?

– На полянке у нас вырос домик.

– Как вы думаете понравится ли домик Пете?

– Почему?

– У нас осталось еще место на полянке, что мы еще место на полянке, что мы еще можем тут сделать?

(разбить клумбу, облагородить озеро)

– Что растет на клумбах?

– Правильно!

(цветы)

– Когда в лесу начинают появляться первые цветы?

– Как они называются?

Подснежник

У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.

– Какие еще цветы растут только весной?

(одуванчик, мать-и-мачеха, виола)

– Весной распускаются деревья, кусты.

– Какие вы знаете?

Черемуха

Черемуха пушистая,
Густая и душистая,
Завесила село, –
Как будто подморозило,
Как будто сад у озера
Метелью занесло.

Сирень

В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.

– После весны приходит к нам долгожданное лето.

– Лето дарит нам свою красу.

Колокольчик

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Легкий-легкий, тонкий-тонкий!
Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и кусты?

Ромашка

Знакомые с детства, родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу...
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу!

Мак

Это чудо заметил бы всякий:
Степь синеет все шире, а там –
Разбежались пунцовые маки
По дымящимся в зное холмам.

Разбежались в таком изобилье,
Так порхают, сухи и легки,
Точно это все – бабочек крылья
|А не маков простых лепестки.

Кипрей

Когда на просеке в июльский зной
Проходишь ты меж кочками и пнями,
Кипрея лепестки перед тобой
Мелькают, словно розовое пламя.

Когда в лесу наткнешься невзначай,
На море лепестков в цветочной пыли,
Ты скажешь: «А ведь это Иван- чай,
Его когда- то наши предки пили».

Ночная фиалка

В местах сыроватых, где бродят туманы,
Где в травах опушек росинки блестят,
Ты в сумерках запах услышишь медвяный:
Ночная фиалка струит аромат.

В Бразилии где-то цветут орхидеи –
Большие, как бабочки, чудо – цветы,
Но северный цветик нам ближе, роднее,
Хоть пышной ты в нем не найдешь красоты.

– Какие цветы вы знаете, которые растут и цветут на воде?

– Правильно, это кувшинки!

Кувшинки

Как чаши, на глади речного залива
Раскрылись кувшинки в июльские дни.
Порою волна покачнет их лениво, –
И вновь без движенья застынут они.

Кувшинки, глядящие в высь голубую,
Всегда неподвижные, словно во сне,
Вы знаете каждую тайну речную,
Вы сами родились глубоко на дне.

– После лета к нам приходит осень.

– Осень тоже дарит нам цветы.

Астра

Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли «звездой»,
Так бы ее вы назвали и сами,
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки, совсем золотой.

О георгине

Осенние стынут картины,
Давно осыпается сад,
Но в гордой красе георгины
Одни, не склоняясь, стоят.
Пусть лужиц морщинится блюдце
И бродит туман по кустам, –
Они – молодцы, не сдаются
Осенним сырым холодам!

3. Итог урока.

– Мы посадили цветы на клумбе, на озере, кустарники вокруг озера, которые будут радовать глаз хозяевам и гостям.

– Для кого мы старались?

– И вот что получилось у нас.

Давайте пройдемся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

– Нужно беречь природу, ее красоту охранять, любоваться природой.

– Приумножать.

Нас много, ребята, пусть каждый из нас
Цветочек иль кустик посадит сейчас.
В городе каждом, везде, где живем,
Деревья посадим, сады разобьем!

4. Домашнее задание.

Написать пожелания о благоустройстве вашего двора.