Задачи к школьному курсу "Экология"

Разделы: Экология


Тема урока: Соответствие между организмами и средой обитания.

  1. В одном килограмме свежих листьев различных растений содержится разное количество хлорофилла: в подорожнике – 1,8г, в аспидистре – 4,0г. Какое из этих растений является светолюбивым, какое – теневыносливым? Обоснуйте свой ответ.
  2. Каким экологическим правилом продиктовано то, что ушастый еж обитает в южных районах, а обыкновенный – в более северных?
  3. Можно ли по внешнему виду птиц определить место их распространения и способ их питания?
  4. У морских рыб, обитающих на разных глубинах, строение глаз неодинаковое. У большинства рыб глаза очень большие (например, у морского окуня). В еще более глубоких слоях глаза у рыб маленькие или совсем отсутствуют. Объясните особенности строения органов зрения рыб, живущих на разных глубинах.
  5. Какие общие приспособления к обитанию в наземно-воздушной среде существуют у позвоночных и беспозвоночных животных? Чем обусловлено возникновение этих приспособлений?
  6. Почему живые аскариды не перевариваются в желудочно-кишечном тракте организма хозяина, а мертвые – перевариваются?
  7. В теплое время некоторые рыбы зарываются в ил и засыпают. Объясните экологическое значение этого явления.
  8. Один водоем расположен на территории, ярко освещенный солнцем, другой – в тени. В этих водоемах ловили личинок и куколок комаров. Выяснилось, что в одном водоеме преобладают личинки, в другом – куколки. Назовите эти водоемы. Аргументируйте свой ответ.
  9. В хозяйстве выкопали котлован и заполнили его водой. Можно ли выпускать рыб и выращивать их в таком котловане?
  10. Некоторые виды форели обитают в водоемах со слабым течением, но икру откладывают в быстро текущих реках. Можно ли искусственно разводить этих рыб в прудах? Если это возможно, то при каких условиях?
  11. Самка жабы – повитухи откладывает до 150 икринок, объединенных в виде двух шнуров. Самец наматывает их себе на задние ноги и носит до появления головастиков. Самка лягушки прудовой откладывает до 7 тысяч икринок. Чем можно объяснить разницу в количестве откладываемой икры у жабы– повитухи и прудовой лягушки?

Тема урока: Динамика популяции.

  1. 1. В некоторой популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экз., из них 50 с пометками. Как оценить численность популяции? Каковы возможные источники ошибок этой оценки? применимо ли предположение о том, что вид состоит из популяций, к человеку?
  2. У зябликов в период весеннего прилета до вылупления 50% популяции составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение. На 2-х летних приходится 22%, трехлетних-12%, четырехлетних– 6%, пятилетних– 4%. На каждую тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше 7 лет. Максимальная продолжительность жизни зяблика – 11 лет. Начертите возрастную пирамиду, используя приведенные данные. Как изменится возрастная пирамида популяции после выведения птенцов, учитывая, что чаще всего в кладке у зябликов 5 яиц, а смертность птенцов до вылета по разным причинам – около 40%?
  3. Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?
  4. Английский эколог Чарльз Элтон впервые обобщил наблюдения и описал взрывы численности завезенных видов, которые он назвал “экологическими нашествиями”. Распространение, какого насекомого и увеличение его численности в Европе является примером такого “экологического нашествия”?
  5. Обычно вспышки массового размножения сибирского шелкопряда наступают после малоснежных и холодных зим. Какими причинами, по-вашему, можно объяснить данный факт?
  6. На одном из пунктов наблюдений за перелетными птицами в течение 10 лет было окольцовано следующее число ястребов перепелятников: 73, 80, 86, 78, 45, 39, 40, 50, 70. Считая, что количество окольцованных птиц пропорционально их общей численности, определите, в какой период смертность в популяции была более высокой. Выделяются ли многолетние периоды в колебании численности?
  7. Приведите примеры взаимосвязи между динамикой численности и пространственной структурой популяции.

Тема: Типы экологических взаимодействий.

  1. Некоторые крабы тропических морей держат в каждой клешне по актинии. Для чего они это делают?
  2. Приведите примеры взаимополезного сожительства организмов, когда присутствие одного партнера становится обязательным условием существования каждого из них.
  3. Многие морские обитатели “склонны к тесной дружбе”.Примером неразлучного союза служит рак – отшельник придо и актиния адамсия, которую он отыскивает и усаживает у входа в раковину – ниже и позади собственного рта. Объясните в чем смысл такой дружбы?
  4. Приведите примеры взаимоотношений организмов, при которых один вид получает от сожительства пользу, а другому это безразлично. Как называется такой “союз”?
  5. В океанах обитает много красноногих рачков калянусов, составляющих основную пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на ничтожную величину рачков, ими насыщаются огромные киты?
  6. Почему не существует конкуренции между взрослыми насекомыми и их личинками (например, овод, капустная белянка, майский жук)?
  7. Известно, что переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить. Подтвердите конкретными примерами правомерность данного факта.
  8. Известная поговорка “С миру по нитке – голому рубашка”, по словам ученых, А. Георгиевского и Е. Попова, отражают природу комменсализма. Подтвердите примерами мнение ученых.
  9. Пользуясь правилом Гаузе, объясните, почему два экологически сходных вида не могут жить в одном и том же биотопе? Что при этом происходит? Каковы возможные способы сохранится для менее сильного вида?
  10. Известно, что ерш чрезмерно прожорлив и плодовит, но дает маленький прирост массы. С другой стороны, промысловые рыбы (окунь, налим и другие) потребляют в большом количестве личинок комаров, других двукрылых насекомых, органические остатки растений и животных. Почему ученые относят ерша при его чрезмерном размножении к рыбам, представляющим опасность для размножения промысловых рыб?
  11. Предложите методы предупреждения заражения человека широким лентецом на основе анализа жизненного цикла паразита и его связей с другими видами.  
  12. Всегда ли присутствие сорняков на полях оказывается вредным для культурных растений? Ответ обоснуйте.
  13. Приведите примеры, когда взаимодействие между двумя популяциями разных видов
    • Приводит к угнетению и ослаблению обеих популяций;
    • Приводит к процветанию обеих популяций;
    • Для одной популяции воздействие на нее другой безразлично;

    Как называются в экологии такие типы взаимодействия?

  1. Какие взаимоотношения существуют между муравьями и высшими растениями?  Весной под лиственными деревьями встречаются растение розового цвета, не содержащие хлорофилла, – петров крест. Если раскопать землю, можно заметить, что растение прикреплено к корням деревьев. Какой тип экологических отношений имеет место в данном случае? Как питается петров крест, не имеющий хлорофилла

Тема: Организация и экология сообществ.

  1. На основе экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400кг?
  2. Постройте экологическую пирамиду чисел степи (Летом), если количество особей, кроме микроорганизмов и почвенных животных на 1000 м составляет:
  3. продуцентов – 1400000;
    консументов первого порядка (растительноядных животных) – 200000;
    консументов второго порядка (хищников) – 1.
    Масштаб изображения свободный.

  4. Постройте экологическую пирамиду чисел леса умеренной жары (летом), если количество особей, кроме микроорганизмов и почвенных животных на 1000 м составляет:
  5. продуцентов – 200;
    хищников – 1;
    первичных консументов – 150000;
    вторичных консументов – 120000.

  6. Постройте пирамиду биомассы озера, если сухая масса в г/м2 составляет:
  7. первичных консументов – 10;
    вторичных консументов – 3;
    продуцентов – 100.

Может ли пирамида биомассы иметь основу более узкую, чем последующий трофический уровень?

Литература

  1. Плечева З.Н., Пустовит Н.А. Сборник заданий по экологии. – Чебоксары: “”КЛИО”, 1997. – 48с.
  2. Боисова Н.В. Дидактические материалы по экологии для учащихся 10 – 11 классов средней школы. – Чебоксары: “”КЛИО”, 1996. – 20с.