Тема урока: Соответствие между организмами
и средой обитания.
В одном килограмме свежих листьев различных
растений содержится разное количество
хлорофилла: в подорожнике – 1,8г, в аспидистре –
4,0г. Какое из этих растений является
светолюбивым, какое – теневыносливым? Обоснуйте
свой ответ.
Каким экологическим правилом продиктовано то,
что ушастый еж обитает в южных районах, а
обыкновенный – в более северных?
Можно ли по внешнему виду птиц определить место
их распространения и способ их питания?
У морских рыб, обитающих на разных глубинах,
строение глаз неодинаковое. У большинства рыб
глаза очень большие (например, у морского окуня).
В еще более глубоких слоях глаза у рыб маленькие
или совсем отсутствуют. Объясните особенности
строения органов зрения рыб, живущих на разных
глубинах.
Какие общие приспособления к обитанию в
наземно-воздушной среде существуют у
позвоночных и беспозвоночных животных? Чем
обусловлено возникновение этих приспособлений?
Почему живые аскариды не перевариваются в
желудочно-кишечном тракте организма хозяина, а
мертвые – перевариваются?
В теплое время некоторые рыбы зарываются в ил и
засыпают. Объясните экологическое значение
этого явления.
Один водоем расположен на территории, ярко
освещенный солнцем, другой – в тени. В этих
водоемах ловили личинок и куколок комаров.
Выяснилось, что в одном водоеме преобладают
личинки, в другом – куколки. Назовите эти
водоемы. Аргументируйте свой ответ.
В хозяйстве выкопали котлован и заполнили его
водой. Можно ли выпускать рыб и выращивать их в
таком котловане?
Некоторые виды форели обитают в водоемах со
слабым течением, но икру откладывают в быстро
текущих реках. Можно ли искусственно разводить
этих рыб в прудах? Если это возможно, то при каких
условиях?
Самка жабы – повитухи откладывает до 150 икринок,
объединенных в виде двух шнуров. Самец
наматывает их себе на задние ноги и носит до
появления головастиков. Самка лягушки прудовой
откладывает до 7 тысяч икринок. Чем можно
объяснить разницу в количестве откладываемой
икры у жабы– повитухи и прудовой лягушки?
Тема урока: Динамика популяции.
1. В некоторой популяции животных пометили 500
экземпляров. Через некоторое время поймали 10000
экз., из них 50 с пометками. Как оценить
численность популяции? Каковы возможные
источники ошибок этой оценки? применимо ли
предположение о том, что вид состоит из
популяций, к человеку?
У зябликов в период весеннего прилета до
вылупления 50% популяции составляют годовалые
птицы, впервые начинающие размножение. На 2-х
летних приходится 22%, трехлетних-12%,
четырехлетних– 6%, пятилетних– 4%. На каждую
тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше
7 лет. Максимальная продолжительность жизни
зяблика – 11 лет. Начертите возрастную пирамиду,
используя приведенные данные. Как изменится
возрастная пирамида популяции после выведения
птенцов, учитывая, что чаще всего в кладке у
зябликов 5 яиц, а смертность птенцов до вылета по
разным причинам – около 40%?
Если популяция реагирует на собственную
высокую плотность снижением рождаемости, то
почему возможно чрезмерное размножение
вредителей на полях и в садах?
Английский эколог Чарльз Элтон впервые обобщил
наблюдения и описал взрывы численности
завезенных видов, которые он назвал
“экологическими нашествиями”. Распространение,
какого насекомого и увеличение его численности в
Европе является примером такого
“экологического нашествия”?
Обычно вспышки массового размножения
сибирского шелкопряда наступают после
малоснежных и холодных зим. Какими причинами,
по-вашему, можно объяснить данный факт?
На одном из пунктов наблюдений за перелетными
птицами в течение 10 лет было окольцовано
следующее число ястребов перепелятников: 73, 80, 86,
78, 45, 39, 40, 50, 70. Считая, что количество
окольцованных птиц пропорционально их общей
численности, определите, в какой период
смертность в популяции была более высокой.
Выделяются ли многолетние периоды в колебании
численности?
Приведите примеры взаимосвязи между динамикой
численности и пространственной структурой
популяции.
Тема: Типы экологических взаимодействий.
Некоторые крабы тропических морей держат в
каждой клешне по актинии. Для чего они это делают?
Приведите примеры взаимополезного
сожительства организмов, когда присутствие
одного партнера становится обязательным
условием существования каждого из них.
Многие морские обитатели “склонны к тесной
дружбе”.Примером неразлучного союза служит рак
– отшельник придо и актиния адамсия, которую он
отыскивает и усаживает у входа в раковину – ниже
и позади собственного рта. Объясните в чем смысл
такой дружбы?
Приведите примеры взаимоотношений организмов,
при которых один вид получает от сожительства
пользу, а другому это безразлично. Как называется
такой “союз”?
В океанах обитает много красноногих рачков
калянусов, составляющих основную пищу усатых
китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на
ничтожную величину рачков, ими насыщаются
огромные киты?
Почему не существует конкуренции между
взрослыми насекомыми и их личинками (например,
овод, капустная белянка, майский жук)?
Известно, что переход к паразитизму резко
увеличивает возможность вида выжить.
Подтвердите конкретными примерами
правомерность данного факта.
Известная поговорка “С миру по нитке – голому
рубашка”, по словам ученых, А. Георгиевского и Е.
Попова, отражают природу комменсализма.
Подтвердите примерами мнение ученых.
Пользуясь правилом Гаузе, объясните, почему два
экологически сходных вида не могут жить в одном и
том же биотопе? Что при этом происходит? Каковы
возможные способы сохранится для менее сильного
вида?
Известно, что ерш чрезмерно прожорлив и
плодовит, но дает маленький прирост массы. С
другой стороны, промысловые рыбы (окунь, налим и
другие) потребляют в большом количестве личинок
комаров, других двукрылых насекомых,
органические остатки растений и животных. Почему
ученые относят ерша при его чрезмерном
размножении к рыбам, представляющим опасность
для размножения промысловых рыб?
Предложите методы предупреждения заражения
человека широким лентецом на основе анализа
жизненного цикла паразита и его связей с другими
видами.
Всегда ли присутствие сорняков на полях
оказывается вредным для культурных растений?
Ответ обоснуйте.
Приведите примеры, когда взаимодействие между
двумя популяциями разных видов
- Приводит к угнетению и ослаблению обеих
популяций;
- Приводит к процветанию обеих популяций;
- Для одной популяции воздействие на нее другой
безразлично;
Как называются в экологии такие типы
взаимодействия?
- Какие взаимоотношения существуют между
муравьями и высшими растениями? Весной под
лиственными деревьями встречаются растение
розового цвета, не содержащие хлорофилла, –
петров крест. Если раскопать землю, можно
заметить, что растение прикреплено к корням
деревьев. Какой тип экологических отношений
имеет место в данном случае? Как питается петров
крест, не имеющий хлорофилла
Тема: Организация и экология сообществ.
На основе экологической пирамиды определите,
сколько необходимо планктона (водорослей и
бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог
существовать один дельфин массой 400кг?
Постройте экологическую пирамиду чисел степи
(Летом), если количество особей, кроме
микроорганизмов и почвенных животных на 1000 м
составляет:
продуцентов – 1400000;
консументов первого порядка (растительноядных
животных) – 200000;
консументов второго порядка (хищников) – 1.
Масштаб изображения свободный.
Постройте экологическую пирамиду чисел леса
умеренной жары (летом), если количество особей,
кроме микроорганизмов и почвенных животных на 1000
м составляет:
продуцентов – 200;
хищников – 1;
первичных консументов – 150000;
вторичных консументов – 120000.
Постройте пирамиду биомассы озера, если сухая
масса в г/м2 составляет:
первичных консументов – 10;
вторичных консументов – 3;
продуцентов – 100.
Может ли пирамида биомассы иметь основу более
узкую, чем последующий трофический уровень?
Литература
- Плечева З.Н., Пустовит Н.А. Сборник заданий по
экологии. – Чебоксары: “”КЛИО”, 1997. – 48с.
- Боисова Н.В. Дидактические материалы по
экологии для учащихся 10 – 11 классов средней
школы. – Чебоксары: “”КЛИО”, 1996. – 20с.