Тема урока: Соответствие между организмами и средой обитания.
- В одном килограмме свежих листьев различных растений содержится разное количество хлорофилла: в подорожнике – 1,8г, в аспидистре – 4,0г. Какое из этих растений является светолюбивым, какое – теневыносливым? Обоснуйте свой ответ.
- Каким экологическим правилом продиктовано то, что ушастый еж обитает в южных районах, а обыкновенный – в более северных?
- Можно ли по внешнему виду птиц определить место их распространения и способ их питания?
- У морских рыб, обитающих на разных глубинах, строение глаз неодинаковое. У большинства рыб глаза очень большие (например, у морского окуня). В еще более глубоких слоях глаза у рыб маленькие или совсем отсутствуют. Объясните особенности строения органов зрения рыб, живущих на разных глубинах.
- Какие общие приспособления к обитанию в наземно-воздушной среде существуют у позвоночных и беспозвоночных животных? Чем обусловлено возникновение этих приспособлений?
- Почему живые аскариды не перевариваются в желудочно-кишечном тракте организма хозяина, а мертвые – перевариваются?
- В теплое время некоторые рыбы зарываются в ил и засыпают. Объясните экологическое значение этого явления.
- Один водоем расположен на территории, ярко освещенный солнцем, другой – в тени. В этих водоемах ловили личинок и куколок комаров. Выяснилось, что в одном водоеме преобладают личинки, в другом – куколки. Назовите эти водоемы. Аргументируйте свой ответ.
- В хозяйстве выкопали котлован и заполнили его водой. Можно ли выпускать рыб и выращивать их в таком котловане?
- Некоторые виды форели обитают в водоемах со слабым течением, но икру откладывают в быстро текущих реках. Можно ли искусственно разводить этих рыб в прудах? Если это возможно, то при каких условиях?
- Самка жабы – повитухи откладывает до 150 икринок, объединенных в виде двух шнуров. Самец наматывает их себе на задние ноги и носит до появления головастиков. Самка лягушки прудовой откладывает до 7 тысяч икринок. Чем можно объяснить разницу в количестве откладываемой икры у жабы– повитухи и прудовой лягушки?
Тема урока: Динамика популяции.
- 1. В некоторой популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экз., из них 50 с пометками. Как оценить численность популяции? Каковы возможные источники ошибок этой оценки? применимо ли предположение о том, что вид состоит из популяций, к человеку?
- У зябликов в период весеннего прилета до вылупления 50% популяции составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение. На 2-х летних приходится 22%, трехлетних-12%, четырехлетних– 6%, пятилетних– 4%. На каждую тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше 7 лет. Максимальная продолжительность жизни зяблика – 11 лет. Начертите возрастную пирамиду, используя приведенные данные. Как изменится возрастная пирамида популяции после выведения птенцов, учитывая, что чаще всего в кладке у зябликов 5 яиц, а смертность птенцов до вылета по разным причинам – около 40%?
- Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?
- Английский эколог Чарльз Элтон впервые обобщил наблюдения и описал взрывы численности завезенных видов, которые он назвал “экологическими нашествиями”. Распространение, какого насекомого и увеличение его численности в Европе является примером такого “экологического нашествия”?
- Обычно вспышки массового размножения сибирского шелкопряда наступают после малоснежных и холодных зим. Какими причинами, по-вашему, можно объяснить данный факт?
- На одном из пунктов наблюдений за перелетными птицами в течение 10 лет было окольцовано следующее число ястребов перепелятников: 73, 80, 86, 78, 45, 39, 40, 50, 70. Считая, что количество окольцованных птиц пропорционально их общей численности, определите, в какой период смертность в популяции была более высокой. Выделяются ли многолетние периоды в колебании численности?
- Приведите примеры взаимосвязи между динамикой численности и пространственной структурой популяции.
Тема: Типы экологических взаимодействий.
- Некоторые крабы тропических морей держат в каждой клешне по актинии. Для чего они это делают?
- Приведите примеры взаимополезного сожительства организмов, когда присутствие одного партнера становится обязательным условием существования каждого из них.
- Многие морские обитатели “склонны к тесной дружбе”.Примером неразлучного союза служит рак – отшельник придо и актиния адамсия, которую он отыскивает и усаживает у входа в раковину – ниже и позади собственного рта. Объясните в чем смысл такой дружбы?
- Приведите примеры взаимоотношений организмов, при которых один вид получает от сожительства пользу, а другому это безразлично. Как называется такой “союз”?
- В океанах обитает много красноногих рачков калянусов, составляющих основную пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на ничтожную величину рачков, ими насыщаются огромные киты?
- Почему не существует конкуренции между взрослыми насекомыми и их личинками (например, овод, капустная белянка, майский жук)?
- Известно, что переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить. Подтвердите конкретными примерами правомерность данного факта.
- Известная поговорка “С миру по нитке – голому рубашка”, по словам ученых, А. Георгиевского и Е. Попова, отражают природу комменсализма. Подтвердите примерами мнение ученых.
- Пользуясь правилом Гаузе, объясните, почему два экологически сходных вида не могут жить в одном и том же биотопе? Что при этом происходит? Каковы возможные способы сохранится для менее сильного вида?
- Известно, что ерш чрезмерно прожорлив и плодовит, но дает маленький прирост массы. С другой стороны, промысловые рыбы (окунь, налим и другие) потребляют в большом количестве личинок комаров, других двукрылых насекомых, органические остатки растений и животных. Почему ученые относят ерша при его чрезмерном размножении к рыбам, представляющим опасность для размножения промысловых рыб?
- Предложите методы предупреждения заражения человека широким лентецом на основе анализа жизненного цикла паразита и его связей с другими видами.
- Всегда ли присутствие сорняков на полях оказывается вредным для культурных растений? Ответ обоснуйте.
- Приведите примеры, когда взаимодействие между двумя популяциями разных видов
- Приводит к угнетению и ослаблению обеих популяций;
- Приводит к процветанию обеих популяций;
- Для одной популяции воздействие на нее другой безразлично;
- Какие взаимоотношения существуют между муравьями и высшими растениями? Весной под лиственными деревьями встречаются растение розового цвета, не содержащие хлорофилла, – петров крест. Если раскопать землю, можно заметить, что растение прикреплено к корням деревьев. Какой тип экологических отношений имеет место в данном случае? Как питается петров крест, не имеющий хлорофилла
Как называются в экологии такие типы взаимодействия?
Тема: Организация и экология сообществ.
- На основе экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400кг?
- Постройте экологическую пирамиду чисел степи (Летом), если количество особей, кроме микроорганизмов и почвенных животных на 1000 м составляет:
- Постройте экологическую пирамиду чисел леса умеренной жары (летом), если количество особей, кроме микроорганизмов и почвенных животных на 1000 м составляет:
- Постройте пирамиду биомассы озера, если сухая масса в г/м2 составляет:
продуцентов – 1400000;
консументов первого порядка (растительноядных
животных) – 200000;
консументов второго порядка (хищников) – 1.
Масштаб изображения свободный.
продуцентов – 200;
хищников – 1;
первичных консументов – 150000;
вторичных консументов – 120000.
первичных консументов – 10;
вторичных консументов – 3;
продуцентов – 100.
Может ли пирамида биомассы иметь основу более узкую, чем последующий трофический уровень?
Литература
- Плечева З.Н., Пустовит Н.А. Сборник заданий по экологии. – Чебоксары: “”КЛИО”, 1997. – 48с.
- Боисова Н.В. Дидактические материалы по экологии для учащихся 10 – 11 классов средней школы. – Чебоксары: “”КЛИО”, 1996. – 20с.