Спиридон Михайлович Михайлов-Яндуш (1821–1861)

Разделы: Внеклассная работа


Спиридон Михайлович Михайлов-Яндуш
(1821-1861)


Портрет работы заслуженного деятеля искусств ЧАССР художника Н.К.Сверчкова

Введение

 

О, ты, Юнга, родной мой край,
Где колыбель меня прияла,
Лью слёзы, говоря: прощай.
Я сиротой печальной стала.

Прощай, страна моих отцов,
Прощайте, дни мои младые.
В тебе я сохраню любовь,
В пределы удалясь чужие.

Мой конь на всю меня увлёк:
Здесь я часть жизни оставляю,
Прими, прими её навек,
Тебе в дань сердце обрекаю.

 

С.М.Михайлов–Яндуш

В последнее десятилетие 20 века значительно возрос интерес нашего народа к своей истории и культуре, родному краю, своим землякам – известным людям. Богата история и культура нашего села. Жители нашей деревни гордятся своим славным земляком – первым чувашским историком, этнографом, писателем и фольклористом Спиридоном Михайловичем Михайловым, уроженцем нашей деревни Юнгапоси.

В истории нашей страны Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) известен как первый чувашский этнограф, историк, писатель и просветитель. По глубине и широте своих научных исследований, просветительской деятельности, по силе поэтического и педагогического дарования его имя по праву может быть поставлено в одном ряду с именами таких просветителей нерусских народов, как Мирза Фатули Ахундов, Чокан Валиханов, Хачатур Абовян, Доржи Банзаров и др. Имя Спиридона Михайловича справедливо называется рядом с именем одного из образованнейших людей того времени – татарского просветителя Каюма Насыри («Правда» от 25 ноября 1960 года).

Выйдя благодаря содействию прогрессивных русских деятелей на всероссийскую арену, С.М.Михайлов первым в истории чувашей поднял могучий голос в защиту своего обездоленного народа, за его просвещение, за открытие школ для обучения детей на их родном языке.

Он неимоверными усилиями в середине XIX века заложил начатки грамотности среди чувашей. С.М.Михайлов не был педагогом-профессионалом, но путем глубокого изучения и обобщения народного педагогического опыта он внес радикальные предложения по организации обучения детей и молодёжи.

Как предшественник И.Я.Яковлева, основоположника и классика демократической педагогики чувашей, С.М.Михайлов создавал определённые условия для развития чувашской педагогики во второй половине XIX века. Богатейшее наследие, оставленное этим самоотверженным тружеником, безусловно, способствовало успешной деятельности выдающегося чувашского просветителя, педагога И.Я.Яковлева и его талантливых последователей.

Наследие С.М.Михайлова изучается учеными, используется в исследованиях по истории, этнографии, литературе, педагогике. Знакомство с жизнью и деятельностью чувашского ученого включено в программы по изучению культуры и просвещения родного края. Творчество С.М.Михайлова изучается в педагогических классах средних школ, колледжах и высших учебных заведениях, готовящих учителей и воспитателей.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ С.М.МИХАЙЛОВА  

Род Михайловых происходил из некрещеных чувашей, именовавшихся в старину родом Яндуш. Предки С.М.Михайлова отмечены в истории как активные участники военных походов Ивана Грозного и Петра I. «Пращур мой Тевель в 1696 году был под Азовом вместе с козьодемьянскими стрельцами», – писал С.М.Михайлов.

Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) родился 28 (16) декабря 1821 г. в околотке Юнгапоси дер. Юнго-Ядрино Янымовского сельского общества Татаркасинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (ныне дер. Юнгапоси Моргаушского района Чувашской Республики). А на этой фотографии изображена улица, на которой родился С.М.Михайлов. Сейчас эта улица носит его имя.

 

Продолжительное время находились на военной службе и родные братья Спиридона Михайловича – Николай и Дмитрий. Николай служил рядовым гренадерского полка в г.Ревеле (г. Таллин), Дмитрий был барабанщиком резервного батальона гвардейской бригады в Петербурге.

Некоторые из предков С.М.Михайлова были активными деятелями общественной жизни своего села. Родители были государственными крестьянами, занимались земледелием. Отец – Михаил Семёнов и мать – Степанида Николаевна кроме родного чувашского языка владели русским и марийским языками. Нелегко жилось большой семье Михайловых. Она испытывала все трудности казенных крестьян-чуваш: малоземелье, нищету, произвол и бесчинства местных властей. В семье было пять сыновей и четыре дочери. Спиридон был третьим сыном. Детские годы Спиридона прошли в условиях обычной крестьянской жизни. Учиться детям не было никакой возможности, так как тогда школ в чувашских деревнях вообще не существовало. Однако мальчик Спиридон рвался к учёбе. Он плакал, прося отвезти его в город учиться грамоте. «В противном случае я намеревался бежать из дому для науки», – писал С.М.Михайлов впоследствии, вспоминая о своих детских годах.

Страстная тяга к образованию, конечно, крепла в нем не без влияния семейных разговоров о выгодах грамотности. Практическая польза образования была очевидна. Грамотным легче давалась служба в армии, грамотные в сельских условиях имели возможность жить более обеспеченно. Поэтому вполне понятно решение отца Спиридона выучить одного из сыновей, чтобы в семье иметь своего грамотея. И восьми лет Спиридон был отдан на воспитание и обучение в город Козьмодемьянск к знакомому купцу Т.Ф.Михееву. Михеев ранее неоднократно бывал у родителей Спиридона и говорил, что он возьмёт Спиридона к себе «либо в дети, либо на воспитание». Но надо полагать, что Михеев, не имевший своих сыновей (у него были дочери – Анна и Екатерина), согласился взять на воспитание чувашского мальчика, страстно тянувшегося к грамоте, небескорыстно: он хотел подготовить себе помощника по торговым делам. Незадолго до своей смерти С.М.Михайлов по этому поводу писал: «…сам купец Михеев с приказчиками своими хлопотливо занимался судопромышленностью и лесопромышленностью. Имея довольно много мукомольных мельниц, почти всегда находился в отсутствии, а если приезжал домой, то на самое короткое время, да и это время он употреблял на разгул… Следовательно, некогда было ему печься обо мне, когда он и о своих дочерях не пекся, притом, будучи он и сам человек без всякого образования и, живя по старине, не имел надобности отдавать меня в училище, а старался приспособить меня к торговле».

Первой наставницей С.М.Михайлова в Козьмодемьянске была жившая у Михеева русская женщина Анна Кузьминична Дворникова. С ее помощью Спиридон начал понимать и разговаривать по-русски, выучил азбуку и научился читать. Потом его на учебу отдали к мещанину, служившему в городовом магистрате. Однако эта учеба не удовлетворяла Спиридона. «Но он, – вспоминает своего учителя С.М.Михайлов, - мною мало занимался, будучи отвлекаем и своей должностью и разгульными своими сослуживцами, так что я должен был учиться письму сам собою. Выучившись кое-как писать, я не мог без руководителя далее продолжить себе дорогу к наукам…»

Следует к этому добавить, что, живя у Михеева, С.М.Михайлов испытывал немало тягот и горести: его использовали на побегушках, домашние Михеева с ним обращались грубо, часто обижали его, называя чувашским духом, чувашской лопаткой и т.п. Жизнь в Козьмодемьянске, вдали от родителей была суровой. Его жизнь еще более ухудшилась после пожара в Козьмодемьянске в 1833 году. Большая часть города сгорела. Многие из погоревших родственников Т.Михеева перешли к нему на житье, отчего обид прибавилось еще больше. «Я готов был оставить дом купца Михеева и уйти, куда глаза глядят… в своевольной домашней его челяди наглости стало являться еще больше», – вспоминал С.М.Михайлов. В конце 1833 года он вынужден был оставить дом купца Михеева. Оказавшись в крайней нужде, он поступил в местное волостное правление, чтобы «приобвыкнуть к письмоводству», где тоже испытывал немало горя, а некоторые дни даже оставался без пищи.

Документальных данных об окончании С.М.Михайловым какого-либо учебного заведения нет. Однако, как писал В.К.Магницкий, работавший инспектором школ Казанской губернии и собравший много материалов о жизни и деятельности С.М.Михайлова, он обучался в какой-то школе. В архивных документах имеются сведения о намерениях С.М.Михайлова в 1834 году отправиться в Казань для продолжения своего образования. Это признание С.М.Михайлова не может не свидетельствовать о завершении им курса обучения в одном из учебных заведений Козьмодемьянска и получении в подтверждение этого официального документа. Но мечта не осуществилась из-за того, что дальнейшее продолжение образования без покровительства в то время было невозможно.

С.М.Михайлову пришлось наниматься на работу очень рано. В 1834–1842 годах он работает помощником писаря в волостных правлениях и писцом у чиновников земской полиции.

В 1842 году С.М.Михайлов утверждается штатским переводчиком чувашского языка в Козьмодемьянском земском суде. Он и в эти годы не перестает овладевать самостоятельно знаниями по широкому кругу вопросов и благодаря своей настойчивости постепенно становится высокообразованным человеком своего времени.

Михайлов прекрасно владел родным, марийским и русским языками, постоянно общался с народом, систематически занимался самообразованием, читал произведения передовой русской литературы, и это помогло ему совмещать работу переводчика с большой общественной, просветительной, научной, а также публицистической деятельностью.

Активное участие он принимает и в работе различных научных организаций России. Так, в 1853 году С.М.Михайлов избирается членом-сотрудником Российского географического общества, с 1856 года он состоял членом-корреспондентом Казанского губернского статистического комитета, который являлся одним из крупных научных центров страны по изучению Среднего Поволжья. Таким образом, как ученый и просветитель, историк и писатель он становится известным не только в России, но и за ее пределами.

За плодотворную научно-исследовательскую и литературно-публицистическую деятельность С.М.Михайлов в 1859 году Российским географическим обществом награждается серебряной медалью. В том же году он удостоился серебряной медали и за службу в качестве переводчика. Архивные документы подтверждают связи С.М.Михайлова и с Академией наук России, от которой он имел благодарность за присланные в Академию ценные материалы.

Однако весь жизненный путь чувашского ученого-просветителя С.М.Михайлова в условиях царизма был очень трудным. Нужда и материальные недостатки сопутствовали ему и его семье всю жизнь. «Теперь, – писал он о себе 1859 году, – мне от роду 38 лет, в продолжение которых я испытывал довольно горького. В детстве до 15-летнего возраста я сам пробивал себе дорогу; не было у меня решительно никаких покровительств и средств; ползал как червь, гнулся в дугу и нырял в лужу. В особенности терпел много от людей развратных…»

В последние годы жизни С.М.Михайлова его сочинения стали печататься редко, а некоторые капитальные труды затерялись в различных редакциях. Поэтому он был лишён и оплаты за свои труды. Не поддерживал его материально и Комитет «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым», а вознаграждения за свои сочинения, как видно из письма его жены от 21 марта 1861 года, он так и не смог получить до своей смерти. В таких условиях приходилось работать чувашскому ученому. Несмотря на все трудности этот «чиновник» царской канцелярии до конца своей жизни оставался борцом за просвещение и счастье своего народа.

К сожалению, рано прервался его жизненный путь. Умер С.М.Михайлов в расцвете творческих сил, не дожив и до 40 лет.

Скончался он скоропостижно, как указано в метрической книге о его смерти, 27 (15) января 1861 года в г. Козьмодемьянске от паралича.

В своем автобиографическом очерке С.М.Михайлов с удовлетворением отмечает, что после женитьбы он принялся читать книги вдвоем с женой. «У тестя я прочитал «Полные анекдоты Петра Великого», «Потерянный рай», «Смерть Авелеву», «Тысячу и одну ночь» и прочие книги…»

С.М.Михайлов знакомится с творчеством М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова и их предшественников Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, И.А.Крылова и других, проникается глубоким уважением и любовью к их творениям.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.М.МИХАЙЛОВА

«Все мои мысли, все мои желания клонят к тому, чтобы … своих единоплеменцев повлечь за собой. Будет уже жить им в невежестве!»

Спиридон Михайлов

Деятельность Спиридона Михайловича Михайлова была действительно многогранной: он – историк и этнограф, краевед и статистик, фольклорист и литератор, писатель, поэт и переводчик, просветитель, педагог и общественный деятель. Но при всем этом важным в его жизни была просветительская деятельность. Именно в этой области он оказал чувашскому народу наибольшую пользу. Все другие стороны его деятельности, как бы они ни были плодотворны и эффективны, по отношению к его просветительной работе играли подчиненную роль. По-видимому, этим объясняется то, что в одном из писем А.И.Артемьеву цель своей жизни С.М.Михайлов выразил в следующих словах: «Все мои мысли, все мои желания клонят к тому, чтобы … своих единоплеменцев повлечь за собой. Будет уже жить им в невежестве!» Эти слова С.М.Михайлова звучат как клятва, ибо большую часть своей жизни он посвятил борьбе с невежеством и темнотой, за развитие культуры, просвещения и школьного образования среди своих единоплеменников.

Просветительская деятельность С.М.Михайлова проходила в следующих направлениях: глубокое изучение состояния просвещения и школьного дела среди чувашей и других нерусских народов Поволжья и раскрытие важнейших причин неудовлетворительной постановки обучения и воспитания детей трудящихся; борьба за открытие школ для чувашских и марийских детей; разработка организационных мер для улучшения воспитательной работы в школах; работа по созданию художественных произведений и дидактических рассказов для детей и молодежи; исследование истории, этнографии чуваш, марийцев, русских и распространение научных знаний среди молодежи; разработка теоретических вопросов воспитания и образования чувашской молодежи.

Глубокое изучение состояния просвещения и школьного дела среди чуваш и других народов Поволжья являлось важной основой в выработке взглядов С.М.Михайлова на образование детей трудящихся и разработке практических мероприятий по его улучшению.

Чувашский просветитель на протяжении всей своей жизни интересовался состоянием просвещения, сущностью школьной работы и бытом детей. Он читал литературу по этим вопросам, внимательно изучал педагогический опыт народа по воспитанию детей, непосредственно знакомился с работой школ на местах, встречался с учителями, родителями, советовался с ними. Он большое внимание обращал на выяснение причин безграмотности народных масс и выявление условий, которые могли способствовать борьбе с невежеством и темнотой чувашского народа. С.М.Михайлов понимал, что из-за отсутствия школ дети трудового народа из чувашей вообще не имеют никакой возможности для получения даже начального образования. В деревнях, населенных чувашами, почти не было грамотных людей, умеющих хотя бы читать и писать. Чувашский просветитель, сам с большими трудностями сумевший получить образование в уездном городе Козьмодемьянске, анализируя состояние образования среди чувашей к началу 30-х годов XIX века, писал: «В тогдашнее время чуваши грамотность считали за великую науку, совершенно недоступно их детям, так как между чувашами грамотеев почти не было, а если были кое-какие, то волостные писаря… отдавали их в солдаты для искоренения грамотности между чувашами».

В то же время С.М.Михайлов указывал, что из-за отсутствия грамотных людей в чувашских уездах не открываются даже сельские правления. Так, например, по Ядринскому уезду требовалось 36 писарей, но ввиду их недостатка там было открыто лишь девять сельских правлений. Из них, как пишет ученый, только в одном работал писарем чуваш. Такое же положение было и в других уездах края.

Данные С.М.Михайлова свидетельствуют о том, что по сравнению с имущими классами трудовой народ даже в городе мог лишь мизерное количество своих детей отдавать в училище: если из числа дворянского населения обучался каждый 8-й человек, купеческого – каждый 15-й, то из числа крестьянского – лишь каждый 81–й.

Жалкое состояние обучения детей грамоте Михайлов старался смело показывать во многих своих произведениях. Так, например, в труде «Статистические очерки Козьмодемьянского уезда» анализу грамотности и критике постановки образования чувашей и марийцев он посвятил специальный раздел «Степень образования», который поместил в газете «Казанские губернские ведомости» ( 1854 г., № 40, часть неофициальная). На примере одного уезда здесь убедительно показывается ужасная картина степени образованности и охвата начальным обучением молодежи. Он писал: «В 1850 году в Козьмодемьянском уезде всего проживало 73846 человек, из них грамотных людей было всего 770 человек. Следовательно, принимая в расчет общее число населения во всем уезде, грамотность составляла 1 процент». В городе Козьмодемьянске в 1852 году функционировали одно уездное и одно приходское училища, в которых обучалось 105 человек.

Еще хуже обстояло дело с обучением детей в сельской местности. Как указывает С.М.Михайлов, в уезде было только семь приходских училищ для государственных крестьян. В них обучалось 198 человек, из них мальчиков 187, а девочек только 11! Итого во всем уезде обучалось, таким образом, 303 человека. Число учащихся к общему количеству населения относилось как 1:260.

В своих произведениях чувашский просветитель на конкретных примерах показывал бездеятельность представителей царизма, местных органов власти по просвещению чуваш. «Местные власти … не обращают внимания», – писал он, объясняя причины отсутствия школ в чувашских селениях.

С.М.Михайлов подчеркивал, что местные власти и духовенство сознательно тормозят расширение грамотности среди молодежи. «Утвердительно могу сказать, что писаря, старшины и некоторые из духовенства вместо прилежания к просвещению чуваш стараются как можно продолжать в них закоренелое невежество, дабы они с постепенным образованием не могли перебить им дорогу на пути тунеядства и проч.…». Для доказательства своего вывода он приводит следующий пример: «Около 30 лет тому назад, до открытия еще в приходах училищ, у одного чувашина было пять сыновей, из них третий в детстве возымел сильную страсть к русской грамоте: не проходило дня, чтобы он с плачем не просил своего отца отвезти его к одному знакомому гражданину… Здесь чувашский мальчик, выучивши церковную азбуку и псалтырь под влиянием одной старухи, желал дальнейшего образования, но благодетель его, гражданин, помер… Пылкий юноша, обучившись кое-где… по неимению покровительства и средств, поступил к одному благородному человеку, принявшему в нем некоторое участие, у коего усовершенствовавши в письме, ознакомился несколько с канцелярским порядком. Потом избран в одно присутственное место на должность, соответственно его званию, служит 15 лет… занимаясь и своею службою и полезными сочинениями для науки. Но всего этого добился он без покровительства, руководительства и средств… Зато сколько же перетерпел сей чувашин в юности притеснений от мелкой аристократии!.. Не говоря здесь о мелочах, скажу только, что его три раза назначали в солдаты…». Подобные трудности на пути к образованию Михайлов, как видно из его «Автобиографического очерка», написанного по его признанию, для истории своего образования, испытывал и сам. Не только беззаботность органов власти в просвещении чувашей, но и всякие сознательные противодействия их в распространении грамотности среди народа, по мысли С.М.Михайлова, тормозили развитие образования у единоплеменников.

По свидетельству чувашского просветителя, препятствием к обучению крестьянских детей во многом являлись также бедность их родителей, отсутствие средств.

С.М. Михайлов в своих произведениях не ограничивался показом и раскрытием причин потрясающей картины школьного обучения чувашей. Убежденный в том, что всюду трудовой народ находится в темноте и невежестве, он в силу своих возможностей лично оказывал помощь народу в борьбе за его просвещение.

Борьбу за открытие школ в сельской местности он ставит на первое место, смело пишет об открытии школ и в своих письмах, и статьях, печатавшихся в газетах и журналах.

С.М. Михайлову принадлежит большая заслуга и в открытии школы в селе Ишаки Козьмодемьянского уезда (ныне Чебоксарского района).

C.М. Михайлова глубоко волновало отсутствие возможностей обучения грамоте крестьянских детей непосредственно его местности. Школ не только здесь, но и в окрестностях почти не было. Об открытии школ в таком небольшом населенном пункте, как Юнгапоси, где еще не было церкви, местные и вышестоящие органы власти не хотели даже и слышать. Тогда С.М. Михайлов решил сам организовать обучение крестьянских детей своей деревни. Обучал он их в доме своего отца. Ядро школы, созданной по типу школы-семьи, состояло из четырех учащихся, в числе которого был и младший брат создателя школы – Николай.

По воспоминаниям земляков – старожилов, первым учебным пособием для учащихся служил рукописный чувашский букварь, составленный самим С.М.Михайловым.

Для освещения работы школы – семьи С.М. Михайлова достаточных документальных данных не имеется. Но бесспорным является то, что создание очага просвещения в чувашской деревне, где он сам родился и провел детские годы, несмотря на непродолжительное его существование, было знаменательным событием для всех его односельчан. В школе С.М.Михайлов сам научил несколько человек читать и писать, тем еще более усилил тягу крестьянских детей к образованию.

Поднимая вопросы открытия школ для чувашских детей, разрабатывая прогрессивные меры по улучшению их обучения, чувашский просветитель и педагог С.М. Михайлов заботился и о просвещении других нерусских народов Поволжья, и в первую очередь марийцев.

Как и всех прогрессивных деятелей культуры и просвещения России, С.М. Михайлова волновали не только общее состояние просвещения, но и постановка учебно-воспитательной работы в школах.

Коренным недостатком чувашских школ, по мысли С.М. Михайлова, являлось то, что преподавание в них велось на русском языке, непонятном для учащихся. Если русским детям в то время учёба давалось с большими трудностями, то можно себе представить, какими усилиями давалось усвоение школьной грамоты чувашскому мальчику, совершенно не знающему русского языка. Все это осложнялось еще тем, что почти все учителя чувашских школ сами не владели даже разговорным языком учащихся. Поэтому одним из важнейших мероприятий по образованию чувашских детей С.М. Михайлов считал первоначальное преподавание в школах на родном языке.Он не мыслил интеллектуального прогресса народа без опоры на родном языке. Одновременно Михайлов подчеркивал важное значение русского языка, который он считал вторым родным языком.

Важное значение имеет деятельность С.М.Михайлова по созданию букваря, дидактических рассказов и художественных произведений для чувашских детей и молодёжи. Из воспоминаний ближайших родственников С.М.Михайлова известно, что его рукописный букварь хранился отцом за иконами. Родной брат С.М.Михайлова Дмитрий нередко с гордостью показывал букварь своего брата местным учителям, которые весьма похвально отзывались о его содержании, показывали его своим ученикам, с радостью читали из него многие страницы.

С.М.Михайлов является автором первых чувашских стихов и песен для детей. Им собран неиссякаемый источник живого народного творчества: чувашские сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни. Его перу принадлежат первые печатные произведения для детей на чувашском языке. Среди них особое место занимают стихотворения «Постой, постой, синица», «Ути, ути, утка»… При этом необходимо отметить такой немаловажный факт: рядом с чувашским текстом произведения печатался перевод его на русский язык, это делало удобным не только для сравнений текстов на двух языках, но и для использования русского и чувашского текстов в качестве русско-чувашского и чувашско-русского словарей.

Весьма широкую популярность приобрела записанная С.М.Михайловым песня «Чи, чи, кaсaя»(«Постой, постой, синица»).Она является первым в истории Чувашии печатным детским произведением. Начиная с 1873 года, она прочно вошла в буквари для чтения и пользовались вниманием И.Я.Яковлева как классическое сочинение для детей в духе народных традиций. Указанная песня и поныне не утратила своего значения, с большим интересом изучается детьми, а учащиеся Юнгинской средней школы, носящий имя С.М.Михайлова, включают её в программу своих концертов художественной самодеятельности.

С.М.Михайлов прилагал немало усилий для того, чтобы шире распространить свои произведения среди чувашского народа. После появления того или иного своего произведения в печати он сразу обращался в редакции газет, журналов и в Русское географическое общество с письмами, в которых настоятельно просил выслать ему определённое количество экземпляров своих трудов для того, чтобы он мог ознакомить с ними своих единомышленников. Свои произведения он высылал проживающим в чувашских селениях Казанской губернии знакомым учителям и родным, которые читали, пересказывали содержание их неграмотным, распространяя таким образом знания среди народа.

Нельзя не указать на попытки С.М.Михайлова научно разработать грамматику чувашского языка. В этих целях, как подтверждают архивные документы, он составлял «Словарь простонародного языка и местных наречий с показанием употребительных ударений и примеров в складе речи, произношении и географии распространения наречий и прочее».

С.М.Михайлов в своих произведениях давал некоторые выводы по чувашскому языку, которые обоснованы убедительными фактами и аргументами. Он, например, описал различие «низовых» и «верховых» чувашей, посвятив этому вопросу специальную статью. В то же время он делает попытку установить место чувашского языка среди других языков, определить его родство с другими языками, установить этимологию отдельных чувашских слов.

То, о чём мечтал С.М.Михайлов, было осуществлено позднее другим просветителем чувашского народа – И.Я.Яковлевым. Лишь ему, великому просветителю чувашского народа, удалось создать новую письменность, учебники и хрестоматии на чувашском языке.

Многие исследования С.М. Михайлова по истории и этнографии чувашей не потеряли своего исторического значения и в настоящее время. Им пользуются учёные, интересующиеся историей чувашского народа.

ТРУДЫ С.М.МИХАЙЛОВА

Опубликованные работы, вошедшие в книгу «С.М.Михайлов. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов» (Выявлены и собраны П.Г.Григорьевым, подготовлены к печати В.Д.Димитриевым. Чебоксары, 1972):

 

О Козьмодемьянске
Балдран-базар Козьмодемьянском уезде
Предания чуваш
Сундырская гора
О музыке чуваш
Ещё о Сундырской горе
Чувашские свадьбы
Краткое этнографическое описание чуваш
Статистическое описание Козьмодемьянского уезда за 1852 год
О происхождении имени «чуваш»
Свадьбы горных черемис Казанской губернии
Статистические очерки Козьмодемьянского уезда
Капустки, простонародные игры в Козьмодемьянском уезде
Покровская ярмарка в Козьмодемьянском уезде
Как управлять чувашами
Село Ишаки Козьмодемьянском уезде
О приходских школах в чувашских сёлах
Чувашские аристократы
О ярмарках в Козьмодемьянском уезде в 1856 году …
Масленица у горных черемис Казанской губернии
Историко-статистическое описание села Владимирского Басурманова в Козьмодемьянском уезде
Село Чемеево в Ядринском уезде
Очерк расселения русского племени в Козьмодемьянском уезде
Свадебные обряды (русских) в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии
Корреспонденция из Козьмодемьянска
Село Подберёзье в Свияжском уезде
Известия из Козьмодемьянска
Масленица (в Козьмодемьянске)
Вести из Козьмодемьянска
Воспоминание о пугачёвщине
Грамота об именовании встарь чуваш татарами
История службы козьмодемьянских ямщиков
Казанские инородцы перед памятником Державину в Казани
Чебоксарцы-свиносудцы
Про вятчан
О Сарые
«Человек предполагает, а бог располагает» (Хитрая кошка)
Разговор на постоялом дворе
Злополучный сын
Автобиографический очерк (О себе)

Стр.

19
21
25
32
38
43
45
70
97
127
133
149
158
167
172
174
190
192
194
201
210
227
237
246
263
265
271
275
278
281
287
292
325
328
329
331
333
335
339
349

ПРЕДКИ ЯНДУША

Один из предков Яндуша – Сепет. Его сын или внук – Тевел. С.М.Михайлов вспоминает его в нескольких местах. Тевел в Юнге был знатным человеком: даже через сто лет о нем говорили в деревне. У него было два сына – Янтуш и Янтимер. Их потомки по-прежнему носят фамилии Яндушкин и Яндимиркин. Янтуш и Янтимер пришли на место сегодняшних Юнгапось и образовали деревню. В молодости Янтуш был беден и ходил работать далеко в Казань к татарам. К счастью, по дороге домой он ловит рой пчел и начинает их разводить.

Янтуш в Юнге был известным человеком. Вот, что пишет о нем С.М.Михайлов: «…прадед Иаков Иванов-Янтуш был при Екатерине II поверенным своего общества по земляным делам. Умный и богатый Яндуш оставил своему сыну и моему деду Симону довольно пчел и скота». «…Благоразумного Яндуша, которого чуваши по кончине его, летом повезли хоронить на 9 лошадях, запряженных в дровни, дабы на телеге не растрясло прах этого великого родоначальника. Яндуш помер после принятия великого крещения». («Труды» с.28.)

У Яндуша были сыновья: Хветер, Пронька, Симон, Афанасий. У Симона был сын Михаил, у Проньки – 3 сына: Кузьма, Осип и Михаил. Михаилу в своей жизни приходилось жениться два раза. У него со Степанидой было пять сыновей (Дмитрий, Григорий, Спиридон, Илья, Николай) и две дочери (Пелагея, и Татьяна). У Спиридона детей не было.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОДОЛЖАТЕЛИ РОДА ЯНДУША

На протяжении долгого времени работы С.М.Михайлова-Яндуша не были известны чувашскому народу. Благодаря работникам научно-исследовательского института после Великой Отечественной войны начали собирать его работы. Среди них были профессор М.Я.Сироткин, В.Д.Дмитриев, кандидат наук П.Г.Григорьев, Д.Е.Егоров. Егоров Дмитрий Егорович собирает много информации по работам С.М.Михайлова. Он же старался над тем, чтобы Юнгинской школе присудили звание С.М.Михайлова.

Среди продолжателей рода Яндуша много известных людей. Вот их имена:

Степан Васильевич Васильев – доцент, работал в Чувашском педагогическом институте с 1932 по 1964 гг. (до смерти). Он первым выпустил книги по химии, физике, ботанике и методике на чувашском языке.

Семен Васильевич Яндушкин – с 1922 г. был членом партии. Первый секретарь газеты «Канаш» в Казани, затем директор краеведческого музея в Чебоксарах.

Макар Васильевич Яндушкин – в 1920-х гг. работал секретарем и председателем Юнгинского сельского совета. Писал стихи.

Федор Яковлевич Яндушкин – ветеран войны и труда.

Кузьма Андреевич Яндушкин – ветеран войны и труда. Учитель Калайкасинской средней школы.

Климентий Николаевич Яндушкин – начальник лаборатории Севастопольского научно-исследовательского института.

Нил Иванович Яндушкин – техник-электрик Ангарского химкомбината Иркутской области.

Иосиф Михайлович Михайлов – первый киноинженер из чуваш, ветеран войны и труда, персональный пенсионер.

Николай Иванович Суворов-Яндуш – долгое время работал директором Юнгинской средней школы.

Яндушкин Николай Иванович – майор, офицер запаса внутренней службы.

Яндушкин Леонид Иванович – подполковник, офицер запаса Советской Армии.

Яндушкин Валерий Иванович – капитан, ПВЧ-6, инспектор ГПС МВД ЧР.

Яндушкин Иван Иванович – (отец Николая, Леонида и Валерия Ивановичей). Участвовал в ВОВ и награжден орденом «Красная Звезда».

Яндушкин Евгений Иванович – инженер по снабжениюООО «Волготранс4» .

Яндушкины, которые участвовали в империалистической войне:

Яндушкин Алексей Тимофеевич

Яндушкин Семен Тимофеевич

Яндушкины, которые участвовали в Гражданской войне:

Яндушкин Иван Степанович – 18941946 – рядовой, Ленинградский фронт;

Яндушкин Кузьма Андреевич – 1920 г. рождения, умер в деревне Калайкасы в 198…г., офицер, Великие Луки;

Яндушкин Яков Герасимович

Яндушкин Семен Тимофеевич

Яндушкин Семен Николаевич – пропал без вести.

Яндушкин Николай Никитич – пропал без вести.

В ВОВ из д.Юнгапоси участвовали 96 человек, из них 42 человека погибли.

Яндушкины, которые участвовали в ВОВ:

Яндушкин Федор Андреевич – погиб в войне;

Яндушкин Михаил Ефимович

Яндушкин Иван Андреевич – погиб в войне;

Яндушкин Евлампий Андреевич – погиб в войне;

Суворов-Яндушкин Александр Иванович – погиб в войне;

Суворов-Яндушкин Николай Иванович

Суворов-Яндушкин Михаил Иванович

Яндушкин Григорий Максимович

Яндушкин Матвей Яковлевич – 19111981 гг., 590 гауб. артиллерийский полк – орудие 203 мм, награжден орденами «Красная Звезда» и «Слава»;

Яндушкин Егор Васильевич – (мой дедушка) 19211983 гг., рядовой, в тыловых частях в хозвзводе, один его глаз не видел. Он был обозником;

Яндушкин Иван Иванович – адъютант, награжден орденом «Красная Звезда»;

Яндушкин Филипп Семенович – разведчик, погиб в войне;

Яндушкин Варфоломей Федорович – 19191961 гг.;

Яндушкин Андрей Федорович

Яндушкин Игнат Федорович – 19211964 гг., офицер Западный фронт, начальник штаба батальона;

Яндушкин Лаврентий Алексеевич – 19231976 гг., младший лейтенант;

Яндушкин Владимир Алексеевич – 19261998 гг., рядовой, Дальневосточный фронт, шофёр-стрелок;

 Яндушкин Николай Васильевич – 1901 г.;

Яндушкин Иван Васильевич – 18941968 гг., рядовой;

Яндушкин Федор Яковлевич – 1917 г., живёт в Юваново;

Яндушкин Полувий Ефремович – 19261997 гг., рядовой, стрелок, 401 стрелковый полк;

Яндушкин Михаил Ильич – 19251947 гг., I Украинский фронт, танкист.

В ВОВ из Яндушкиных участвовало 21 человек. Яндушкиныникогда не забывали и не забудут свое доброе имя.

В 1966 году школе присвоено имя первого чувашского историка, этнографа, фольклориста, просветителя Спиридона Михайловича МихайловаЯндуша, нашего земляка, уроженца деревни Юнгапоси Моргаушского района. В 1985 году открыта мемориальная доска.

МОУ «Юнгинская СОШ им. С.М.Михайлова»

В декабре 2006 года открыт памятник С.М.Михайлову
в д.Юнгапоси Моргаушского района Чувашской Республики.

О том, что школе присвоено имя С.М.Михайлова имеются документы.

СОВЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР г. Чебоксары

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от " 24 " декабря 1966 г. № 751

О присвоении Юнгинской средней школе Моргаушского района имени Михайлова СМ. в соответствии с постановлением Совета Министров P СФ CP от 30 ноября 1966 года № 952 Совет Министров Чувашской АССР постановляет:

Присвоить Юнгинской средней общеобразовательной трудовой политехнической школе Моргаушского района имя просветителя Чувашского народа, педагога, историка этнографа, писателя и фольклориста Михайлова Спиридона Михайловича и впредь именовать ее – Юнгинская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа имени СМ. Михайлова.

Зам. Председателя Совета Министров Чувашской АССР – Л.Астапов.

Управляющий делами Совета Министров Чувашской АССР – Н.Егоров.

 2.

За плодотворную научно-исследовательскую и литературно-публицистическую деятельность в 1854 году С.М.Михайлов был избран членом-сотрудником Российского Географического Общества, в 1856 году – членом-корреспондентом Казанского Губернского Статистического Комитета, являвшегося одним из научных центров по изучению Среднего Поволжья. Труды С.М.Михайлова в 1856 году заслужили благодарности Российской Академии наук и награждения большой серебряной медалью Российского Географического Общества.

С.М.Михайлов родился 28 ноября 1821 года в д.Юнгапоси Козмо демьянского уезда Казанской губернии в семье крестьянина – чуваша. Ныне д. Юнгапоси входит Ю нгинский сельский Совет Моргаушского района Чувашской АССР.

В связи с вышеизложенным Совет Министров Чувашской АССР просит присвоить имя С.М.Михайлова Юнгинской средней общеобраз овательной трудовой политехнической школе.

Председатель Совета Министров чувашской АССР (М.ЗАЙЦЕВ)

г. Чебоксары, 4 октября 1966г.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

О присвоении имени С.И.Михайлова Юнгинской
средней трудовой политехнической школе Моргаушского района Чувашской АССР

СПИРИДОН МИХАЙЛОВИЧ МИХАЙЛОВ (1821–1861 гг.) является первым просветителем чувашского народа, педагогом, историком, этнографом» писателем и фольклористом. По глубине и широте научных исследований и просветительской деятельности он зани­мает одно из почетных мест в истории чувашского народа.

С.М.Михайлов – предшественник основоположника и классика чувашской демократической педагогики И.Я.Яковлева. Он заложил зачатки грамотности среди чуваш в середине XIX века, сделал попытку приспособления русской письменности для целей просвещения чуваш. Многосил прилагал для открытия чувашских школ, в том числе в селениях Ишаки, Чемево и в своей деревне. Им вне­сены радикальные предложения по организации обучения в школах чувашских детей.

С.М.Михайловым написано свыше 50 исторических, этнографи ческих, устно-поэтических и педагогических произведений. Мно­гие из них печатались в газетах и журналах, выходящих в то гремя в Казани, Москве, Петербурге. Своими трудами он привлекал внимание русских ученых, возбуждал в них научный и общественный интерес к прошлому чуваш, их своевременному положению и будущности. Научными и литературными трудами С.М.Михайлова пользовались видные ученые России и других стран. В них С.М.Михайлов разоблачал ложные взгляды на нерусские народности, в том числе и на чуваш, как не способных создавать ценности материальной и духовной культуры. Поборник дружбы чувашского и русского народа С.У.Михайлов в своей научной и публицистической деятельности получал огромную помощь от представителей передовой русской культуры, профессоров Казанского, Московского и Петербургского университетов.

Трудами СМ.Михайлова пользовались просветители последующих поколений чувашского народа, многие из его высказываний и произведений, исследований не потеряли своего значения и в настоящее время.

Заключение

 


С.М. Михайлов (1821–1861) работа народного художника России Н.Овчинникова.

Народный художник России Н.Овчинников выполнил заказ одного из вузов республики – написал портрет первого чувашского писателя, этнографа и историка С.Михайлова (1821–1861). Фотоснимки Спиридона Михайловича в архивах не сохранились. Портрет создан по описанию, полученному от известного ученого В. Димитриева. Василий Димитриевич встречался с братьями Михайлова, которые рассказывали ему о своём известном родственнике. Над картиной трудились вдвоем: художник и ученый.

Это не первая попытка воссоздать образ давно ушед шего писателя. В справочнике о чувашских писателях М.Юрьева 1968 года издания опубликован портрет, написанный с правнука С. Михайлова. Были и другие попытки.

С. Михайлов оставил для потомков книги, отдельные труды и многочисленные публикации в разных изданиях, к которым не угасает интерес и по сей день. Конечно, новым поколениям читателей хочется взглянуть на авто ра, а портрета не было. Вот и выполнен пробел.

Г. МАТВЕЕВА. Фото В. РОМАНОВА

28(16) ноября исполнилось 185 лет со дня рождения С.М.Михайлова–Яндуша. Чтобы увековечить добрую память первого чувашского просветителя в деревне Юнгапоси Моргаушского района Чувашской Республики, где он родился, 3 декабря 2006 года поставили памятник. Он стоит на территории, где раньше был дом С.М.Михайловых–Яндушей.

Чудесный памятник сегодня воздвигнут благодаря потомкам Яндуша, которые приложили при этом много сил и стараний.

Чувашские прибаутки и загадки в творчестве С.М.Михайлова – Яндуша

У родного народа С.М.Михайлов собирал произведения устного народного творчества, глубоко изучал их. Идейная философская основа богатейшего чувашского фольклора, сложившегося в процессе многовековой непрерывной борьбы народных масс, явилась одним из могучих источников формирования мировоззрения С.М.Михайлова, его просветительских взглядов. Без использования народного творчества, его лучших произведений С.М.Михайлов не смог бы стать одним из талантливых деятелей культуры и просвещения своего народа, потому что, как указывал М.И.Калинин, «самые даровитые поэты, самые талантливые композиторы становились гениями в своём творчестве только тогда, когда они соприкасались с народным творчеством, когда они обращались к его истокам».

«Те, которые читали статьи господина Михайлова, невольно удивляются его оригинальному, по простому и выразительному складу мысли и слова; в молодом ещё чувашском писателе заметно даже умение обращаться с учёными предметами учёным образом», – говорит в своей статье казанский литератор А. Невзоров.

Чувашские прибаутки

 Старая старушка, нет ли у тебя хмельных напитков?

(По чувашской примете, старухи щедры на угощение.)

 Казанская лошадь – черная лошадь, а астраханская лошадь – буланая лошадь.

(То есть, казанская лучше астраханской лошади.)

 Чвык, чвык, бабушка! (Так кричат ребятишки, когдаиграют в жмурки с завязанными глазами.)

Шиш в конюшню, шиш в конюшню – весною синичка поет.

Я тебя не боюсь: наш дядюшка в подполье (сидит)!

Маленькая женщина мастерица бочонков. Курица.

Красивою назвать – не очень красива, сестрицею назвать – не сестрица, мышью назвать – не мышь. Репа

Макар, Макар, Макарушка! Сегодня или завтра если не придёшь, упаду и умру. Посев ячменных зёрен.

На поле стоит котёл. Овинная яма.

Кривой петух с наскоком пёт. Топор при рубке дров.

На овине петух поёт. На дуге колокольчик.

Помелом заметает, а сам хромой с прискоком вертится. Сорока.

Под печкою синий мешок повешен. Желчь внутри тела.

Два петуха через колоду дерутся. Глаза.

Два пшеничных зёрнышка по всему свету пойду – рассею. Два глаза.

Четыре братца, и все четверо кудрявы. На светце рога.

У одной избы сорок окошек. Овинный шиш.

Отец толст, мать гладка, дочь красива, сын дурак.

Отец – овинный шиш, мать – ток на гумне, дочь – метла, сын – цеп.

По плетню красная кошка бежит, а бросаемое ею с плетня падает. Горящая на светце лучина.

Затвори, затвори лубочную; в лубочной конюшне ещё с костями конюшня; в этой с костями конюшне игрени жеребец стоит и ржёт. Во рту язык.

У чёрной кобылы глаза так прядают, стучат. Железный замок.

Под одним покрывалом четыре девицы воют. Стул.

У второго старшего братца палец кривой. Кочерга.

У одного клубка семь дыр. Голова.

Две горлицы играют, а шершень птица с волками борется. Лошадь, пьющая воду.

С кузовом вилы к воде ползут. Корова, идущая на водопой.

В подполье буланый жеребчик ржёт. Пиво.

Хоть и мочальник, но у мочальника серединка хороший подарок.

У капусты вилок.

На лавке червивый войлок лежит. Солод.

За двумя пятеро нечистоту убирают. Пальцами вычищение носа.

Подпольем войско проходит. В воде рыба.

На насести белые курицы сидят. Зубы.

У одной собаки хвост пеньковый. Иголка с ниткой.

Железный баран с горы катается. Косарем щепание лучины.

На печи лежит бабушкина денежка. Лепёшка.

В подполье висит масляная сумка. Сердце.

На той стороне дядя шерсть бьёт. Кричание дергуна.

Под печкою висят четыре мочки. Коровье вымя.

Я одного быка за пупок стану тянуть. Прядение пряжи.

Что за скальница такая, целую деревню позабавит. Играние на гуслях.

Против клети гораздо дольше подпора под неё. Хвост у сороки.

У одной женщины сто заплаток. Подмазки у печи.

На избе половина каравая лежит. Ущерб месяца.

В поле длинный мужик лежит. Гряда.

В поле голая сковорода лежит. Ток на гумне.

В избу длинный мужик идёт. Луч света, прошедши

Приложение

Литература

  1. Журнал «Тaван Атaл»(Радная Волга) – № 6, 1966 г.
  2. Егоров Д.Е. «С.М.Михайлов».
  3. Газета «Ленин корны» (на марийском языке) – 26 октябрь 1966 г.
  4. Газета «Ceнтерy ялавe»(Флаг победы) – № 137, 26 ноябрь 1966 г.
  5. Газета «Советская Чувашия» – № 277, 1 декабрь 1966 г.
  6. Газета «Советская Чувашия» – 27 декабрь 1966 г.
  7. Журнал «Родная Волга» – 1986 г.
  8. Газета «Ceнтерy ялавe» (Флаг победы) – 30 декабрь 1986 г.
  9. Газета «Хыпар»(Вести) – 21 декабрь 1996 г.
  10. Ответы старожилов и родных Яндуша.