1.1. Общая схема органов ученического самоуправления
Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей для достижения значимых целей.
По отношению к личности выделяются четыре основные функции:
- Обеспечение гармонии во взаимоотношениях в коллективе;
- Умение сочетать индивидуальные и коллективные виды деятельности, объединять усилия педагогов, детей, родителей для результативной деятельности;
- Помогает определить перспективы на основе диагностики;
- Помогает осознанию ответственности за дела и судьбы людей.
Основная цель ученического самоуправления, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.
Цель создания модели детского самоуправления: упорядочение деятельности, содействующей развитию социально активной личности, готовой к жизни в современных условиях.
Задачи модели:
- Создать условия для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;
- Увеличить число детей и подростков, принимающих участие в организации внутришкольной жизни.
- Научить ребят самостоятельно устранять дефицит общения;
- Сформировать умение сочетать личные и групповые интересы;
- Формировать потребность в здоровом образе жизни;
- Выработать правила и законы совместной жизни в Стране “Школярия”.
- Формировать уважительное отношение к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
Прогнозируемые результаты
- Повышение уровня воспитанности.
- Учет администрацией школы возможности детского самоуправления.
- Расширение связей с родителями, вовлечение их в игровую деятельность Страны “Школярия”.
- Активизация сотрудничества, детей и взрослых.
- Увеличение числа творческих групп взрослых для работы с детьми.
- Вырабатывать навык анализа прогноза сферы своей деятельности.
- Сформированность социально-активной личности готовой к жизни в современных условиях.
- Полное внедрение модели планируется осуществить в течение 2005 – 2008 годов.
Позиционный блок.
Используя опыт новых технологий и учитывая имеющиеся модели самоуправления в ноябре 2003 года было принято решение о создании игрового государства “Страна “Школярия”. В течение года была сформирована символика: флаг, гимн, герб. Страна Школярия имеет три республики: “Детство” (1-4-е классы), “Отрочество” (5-8-е классы), “Юность” (9-11-е классы). С интересом было предложено объединить классы в города. Взрослыми должны быть представлены такие виды деятельности, чтобы участники игры смогли осознать необходимость активной жизненной позиции, пусть в игровой форме, но понять, что качество жизни в государстве зависит в какой-то мере от каждого отдельного гражданина. Проведение игры без постоянного педагогического руководства невозможно. Эти усилия должны принести свои результаты в виде активности и ответственности школьников. Предполагается, что в дальнейшем учащиеся сами будут заинтересованы в организационной работе при подготовке и проведении различных образовательных и воспитательных мероприятий.
Кроме этого, школьники получат начальный опыт государственной деятельности в качестве президента, министров, мэров городов, функционирующих в игровом государстве.
Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
1. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
2. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
3. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
4. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
5. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
6. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
Структура самоуправления в школе трехуровневая:
Первый уровень – ученическое самоуправление в классе, которое предполагает: высший орган – собрание класса – города, из которого выдвигается совет класса. Члены совета класса имеют свой “портфель”: “Учеба”, “Культура”, “Спорт”, “Труд”, “Информация”, “Правопорядок”. Возглавляет класс – город – мэр города.
Второй уровень – школьное ученическое самоуправление, которое предполагает: высший орган – собрание жителей Страны “Школярия”, из которого выдвигается Школьная Дума. Школьная Дума имеет министерства:
- Министерство науки и образования
- Министерство правопорядка
- Министерство здравоохранения и спорта
- Министерство информации
- Министерство труда и заботы
- Министерство культуры и досуга
Возглавляет Школьную Думу – президент.
Третий уровень - общешкольное самоуправление. Совет школы. Он состоит из членов (учащихся) Школьной Думы, педагогов и родителей. Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.
Содержательный блок.
Основные функции органов ученического самоуправления:
Совет школы:
- Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления .
- Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школы.
- Вырабатывает и формирует предложение ребят по совершенствованию работы.
- Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты.
Школьная Дума
- Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу.
- Организует самообслуживание учащихся и дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.
- Устанавливает шефство старшеклассников над малышами, учащихся над ветеранами, инвалидами.
- Рассматривает и утверждает положение, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в классах.
- Организует выпуск школьных газет.
- Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решение об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.
- Организует соревнования между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги.
- Утверждает состав делегации учащихся школы на районное мероприятие.
Президент – глава Страны “Школярия”
- Обеспечивает согласованность действий всех органов ученического самоуправления.
- Координирует деятельность Министерств.
- Следит за соблюдением правил игры всеми участниками, в том числе взрослыми.
Министерство науки и образования
- Создает условия для учебной деятельности школьников.
- Собирает информацию об учебном процессе.
- Руководит ученическим научным обществом.
- Проводит интеллектуальные мероприятия.
Министерство здравоохранения
- Отслеживает показатели медицинских осмотров учащихся.
- Отвечает за подготовку и проведение спортивных мероприятий.
- Занимается сбором информации о спортивных достижениях учащихся школы.
Министерство труда и заботы
- Распределяет классы для дежурства по школе.
- Помогает администрации в обеспечении порядка в школе.
- Организует проведение уборки помещений школы.
- Отвечает за благоустройство территории школы.
- Оказывает помощь младшим и организовывает заботу о ветеранах.
Министерство информации
- Формирует имидж школы.
- Организует выпуск школьной газеты.
Министерство правопорядка
- Отвечает за дежурство по школе.
- Знакомит учащихся школы с правилом безопасного поведения.
- Осуществляет контроль за выполнение требований внутреннего распорядка.
Министерство культуры и досуга
- Отвечает за подготовку и проведение вечеров отдыха, праздников, интеллектуальных игр, выставок конкурсов.
Собрание класса – города
- Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
- Рассматривает и утверждает план работы класса-города.
- Выбирает совет класса.
- Заслушивает отчет о выполнении решений класса отдельными учениками.
Управленческий блок
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять:
Анализ осуществляется на всех уровнях в школьном самоуправлении. На первом уровне в классных коллективах анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом.
Результаты планирования – это ответ на вопрос: “Что делать?” (в классе, в школе).
Организация – ответ на вопросы: Кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.
Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседы, изучение школьной документации и работ учащихся.
Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционировании системы, если она откланяется от нормы.
Технологический блок
Формы и методы работы органов самоуправления:
- КТД, традиционные школьные дела и праздники (День Знаний, День Учителя, Осенний калейдоскоп, Вечер школьных друзей, Мастерская деда мороза, Вахта Памяти, 8 марта, Последний звонок, Выпускной бал).
- Деловая игра (“Мозговой штурм”, “Избирательная кампания”).
- Школа юного лидера
- Экскурсии
- Оформление классных уголков, стендов
- Выпуск школьных стенгазет
- Спортивные соревнования
- Акции (“Я - гражданин России”, “Копейка”, “Кормушка”)
- Конкурсы плакатов, стенгазет, сочинений (Мой семейный архив, Мы против СПИДа, Марийский край, Лес в творчестве юных, Гимн и герб Страны “Школярия”).
- Рейды (Опоздания – это нарушения, Чистота спасет мир, Береги учебник)
Нормативно-правовой блок
- Конституция Российской Федерации;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- Программа развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл на 2004 – 2007 годы;
- Конвенция о правах ребенка;
- Устав муниципального образовательного учреждения “Средняя школа №3
- п. Советский”. Зарегистрировано в новой редакции Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РМЭ от 28.06.2002 года;
- Положение о Совете школы МОУ “Средняя школа №3 п. Советский”;
- Положение о педагогическом совете МОУ “Средняя школа №3 п. Советский”;
- Положение о Школьной Думе МОУ “Средняя школа №3 п. Советский”;
- Правила для учащихся МОУ “Средняя школа №3 п. Советский”