Эколого-биологическая игра "Веселый муравейник"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Пропаганда экологической культуры.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания детей о животном и растительном мире нашей планеты.
  • Воспитать бережное, гуманное отношение к природе родного края.
  • Содействовать сплочению детского коллектива.

Оборудование: мячи; гимнастические палки; игровые карточки; фишки;

Кубики и стаканчики из-под йогурта, магнитофон с фонограммами “Звуки леса”, “Веселая дискотека” Г.Гладкова.

Аудитория: Учащиеся младших классов, отдыхающие в Детском оздоровительном лагере дневного пребывания при МОУ “СОШ № 16” г.Череповца, по 2 звена (команды) в каждом отряде.

Жюри: Старшеклассники или вожатые Детского оздоровительного лагеря дневного пребывания при МОУ “СОШ№16” г.Череповца.

Награждение: Грамоты и дипломы, изготовленные старшими ребятами на компьютерах, оформленные по теме игры, призы и сувениры всем участникам.

Игра проходит в два этапа.

Первый этап – заочный, на котором дети получают краткую информацию по теме игры и домашнее задание:

- придумать и найти в книгах загадки о явлениях природы, растениях и животных для загадывания их команде соперников в конкурсе “Аукцион загадок”;

- Сочинить, проиллюстрировать и продемонстрировать аудитории историю, начатую с предложенной ситуации: “Представьте себе Муравьишку, который шел по лесной тропинке и увидел Гусеницу, только он приблизился к ней, как заметил, что его окружают муравьи из другого племени…

Во втором этапе соревнуются две команды – “Рыжие муравьи” и “Черные муравьи”.

Порядок конкурсных заданий:

  1. Вступительное слово. Представление жюри. Пояснение условий проведения игры.
  2. Аукцион загадок, подготовленных детьми на первом этапе.
  3. Познавательная информация.
  4. Эстафеты “Мурвьиные бега”:

- “Найди дорогу к дому”;
- “Строительство муравейника”;
- “Передача груза”;
- “Дружные муравьи”;
- “Гусеница”;

  1. Кроссворд “Природа – наш общий дом”.
  2. Творческое домашнее задание “История Муравьишки”.
  3. Составить слова из слова “Муравейник”.

Ведущий: Ребята, сегодня у нас состоится эколого-биологическая игра “Веселый муравейник”, посвященная Всемирному Дню защиты окружающей среды. Скажите, пожалуйста, что такое - экология? (Ответы детей). Правильно, ребята, экология – наука об окружающей среде, о том мире, в котором мы с вами живем, о воздухе, которым дышим, о воде, которую пьем, о земле, на которой мы обитаем. Много лет человек неразумно пользовался богатствами нашей планеты, забывая о том, что все мы – дети природы. Теперь мы понимаем свои ошибки и стараемся исправить их. Мы с малых лет учимся познавать природу, любить ее и оберегать, быть созидателями, а не губителями живого мира. Человек и природа – единое целое.

Ведущий 2: Мы начинаем первый конкурс нашей игровой программы “Аукцион загадок”. И я хочу представить жюри, которое будет оценивать все конкурсы.

(Представление жюри).

Вам было дано домашнее задание – найти и придумать загадки о явлениях природы, растениях и животных. Сейчас команды будут по-очереди задавать их друг другу и отгадывать.

Ведущий 1: Команда может совещаться, но ответ принимается только от одного игрока, и только по поднятой руке. За каждый правильный ответ команда получает игровую карточку.

Ведущий 2: Команда, которая последней задаст загадку соперникам - получает дополнительную карточку. Победителем в игре станет та команда, которая больше наберет карточек.

Ведущий 1: Итак, начинаем “Аукцион загадок”!

Загадки

1.Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а ниток ни одной. (еж)

2.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.  (белка)

3.Он высокий и пятнистый,
С длинной – длиной шеей
И питается листьями с деревьев.  (жираф)

4.Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается
А с водой не знается.  (кошка)

5.Посмотри–ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.  (лиса)

6.Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.   (еж)

7.По Горам, по долам ходит шуба да кафтан.   (овца)

8.Зимой спит – летом ульи ворошит. (медведь)

9.Маленькие ножки,
Боится кошки,
Живет в норке,
Любит корки.  (мышь)

10.Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.  (лиса)

11. Осенью в щель заберется,
А весной проснется  (муха)

12. Над цветком порхает,
Пляшет, веером узорным машет  (бабочка)

13. Нос долог, голос тонок.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет      (комар)

14. Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед (пчела)

15. На лугу живет скрипач
Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)

16. Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик (стрекоза)

17. Кто за печкою живет,
Спать мне ночью не дает (сверчок)

18. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых
Май сережки дарит ей (береза)

19. Я из крошки- бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок  (дуб)

20. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает (воробей)

21. На вербе с треском рвутся почки,
На речке лед трещит в ночи.
И гнезда вьют без проволочки
На ветках первые… (грачи)

22. Вьется веревка, на конце головка. (Змея)

23. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

24. Пушистая вата плывет куда - то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

25. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, луна)

26. Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)

27. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек)

28. Летом бежит, зимой спит, весна настала - опять побежала.(Река)

29. Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)

30. В синей чаще алый мяч, он и светел, и горяч. (Солнце)

31. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой.(Небо)

32. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

33. Над домом у дорожки висит пол- лепешки.(Месяц)

34. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)

Ведущий 1: Молодцы, ребята.
А теперь ещё одна загадка:
Мы лесные жители,
Мудрые строители.
Из хвоинок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравьи)

Замечательно! Как вы уже догадались, наша сегодняшняя игра посвящена муравьями.

Муравьи - Это насекомые, самая многочисленная группа животных.

Слово “насекомое” происходит от слова “насечка”, “насекать”.

Если внимательно рассмотреть брюшко этих животных, то можно увидеть на нём поперечные полоски, словно брюшко насечено. У всех насекомых есть брюшко, грудь, голова. Наконец, насекомых не зря называют “шестиногими”. У всех насекомых по 6 ног. Насекомые никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Насекомые откладывают яички, а из яичек появляются личинки. Яиц насекомые откладывают очень много, уцелеет из них только часть. Муравьи - животное хорошо организованные, трудолюбивые.

В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет.

Ведущий 2: Рабочие муравьи несут сухие веточки, стебельки, часто размеры добычи гораздо превышают размеры самих животных. Движение муравьёв идёт в определённом порядке, прямо как на улице большого города. Муравьиная тропа обязательно приведёт к муравейнику, высота которого нередко достигает метра. Он просто усыпан движущимися муравьями. Муравейник постоянно улучшается и совершенствуется.

В муравейнике живет множество муравьев. Для питания им необходимо в день до 10 тысяч, в основном вредных для человека , насекомых. Они очень полезны.

Жилище муравьев представляет собой сложное многоэтажное сооружение из различных ходов и камер, глее размещаются яйца, личинки и куколки муравьев и живут взрослые особи, они исполняют различные обязанности: рабочие, солдаты, няньки и т.д.

Путешествуя по муравьиным тропам в поисках добычи, муравьи уходят далеко от муравейника, но находят обратно дорогу, не сбиваясь с пути, в чем им помогает запах оставленных следов.

Сейчас, ребята, мы предлагаем вам почувствовать себя муравьями. Давайте устроим муравьиные бега.

ЭСТАФЕТЫ “Муравьиные бега”

1. Эстафета для капитанов команд. “Найди дорогу к дому в темном лесу” Капитанам завязывают глаза, они должны преодолеть расстояние, осложненное фишками, на голос команд.

2. Эстафета “Строительство муравейника” Командам предлагается построить из кубиков и стаканчиков из - под йогурта “муравейник”, при чем каждый из игроков укладывает по одному предмету, стараясь, чтоб “муравейник” не развалился.

3. Эстафета “Передача груза”

Конкурс на правильность и быстроту действий. Передать мяч над головой и между коленями.

4. Эстафета “Дружные муравьи”

Перебегает с гимнастической палкой сначала капитан, затем прибавляются по одному игроку, которые преодолевают предложенное расстояние. Эстафета продолжается пока не перебежит вся команда.

5. Эстафета “Гусеница”

Команда “паровозиком” перебегает расстояние, преодолевая препятствие и стараясь сделать это аккуратно, т.е. не задеть фишки.

Объявляется промежуточный итог. Командам предлагается занять свои места. Новое задание - кто быстрее отгадает кроссворд “Природа - наш общий дом”,

Кроссворд “Природа – наш общий дом”

КТО НЕ ВМЕСТЕ С НАМИ ЖИВЕТ В НЕМ? Угадывайте:

1. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.(цапля)

2. Под водой живет народ,
Ходит задом наперед (рак)

3. Хитрая плутовка
Кур ловит ловко (лиса)

4. Спит в норе, а не в берлоге,
У норы большущий сук,
А в норе лежит…. (барсук)

5. Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой и голодный (волк)

6. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (медведь)

7. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (баран)

Ведущий: Настало время показать творческое домашнее задание. Вам была предложена ситуация: Бежит муравей по тропинке, видит гусеницу. Подходит к ней. И вдруг замечает муравей из другого племени…

Ведущий 1: Сейчас хотелось бы услышать продолжение этой истории и увидеть ваши рисунки. Что же случилось с Муравьишкой?

(Дети показывают творческое домашнее задание)

Щубелка Алёна и Купцова Алеся 9 лет

Гусеница и муравей.

Сказка

Жил был муравей. Пошел, как-то муравей гулять и встретил гусеницу. “Как зовут тебя?”- спросил он. “Мурьяша”- ответила гусеница. “Давай с тобой дружить” - сказал муравей. И стали они вместе гулять. Им было очень весело вдвоём. Они громко смеялись. Но тут на их пути появились рыжие муравьи, это были не те муравьи, что жили в одном доме с нашим муравьём. Это были злые разбойники. Испугался муравей только не за себя, а за гусеницу Мурьяшу. Беги, а я их задержу. Только гусеница не хотела бросать друга в беде. Она решила позвать на подмогу братьев муравьёв. Она побежала в муравейник, где жил муравей и позвала братьев на подмогу. А храбрый муравей долго сражался с рыжими муравьями. Когда его силы были на исходе братья пришли на подмогу.

Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги этого конкурса, я предлагаю вам составить как можно больше слов из слова “МУРАВЕЙНИК” за 3 минуты. Время пошло!

(Проводится конкурс).

Ведущий 1: Давайте проверим – какие слова у вас получились, каждое правильно составленное слово, принесет команде игровую карточку.

(Подводятся итоги конкурса).

Ведущий 2: А сейчас жюри объявит оценки за творческий конкурс

“ История Муравьишки” и подведет итоги всей нашей игры.

(Жюри подводит итоги, вручает игровые карточки, которые подсчитываются в командах, победители награждаются грамотами и призами).

Ведущий 1: Наша эколого-биологическая игра “Веселый муравейник” подошла к концу.

Ведущий 2: Сегодня вы много нового узнали о таких интересных насекомых, как муравьи, даже сами побывали в их роли.

Ведущий 1: Надеюсь, теперь, когда вы встретите в лесу муравейник, вы понаблюдаете за нашими добрыми друзьями – муравьями, которые приносят пользу человеку и живут дружной интересной семьей, которую мы с вами, ребята, будем оберегать.

Ведущий 2: И будем оберегать и всю природу, весь окружающий нас мир, наш общий дом!