Из опыта работы мастер-класса. Программа индивидуального сопровождения отстающих учащихся

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили…
Поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети-
просто им вовремя не помогли.

(Из размышлений учителя)

Пояснительная записка

Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

По данным МО РФ 85% детей учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера.

Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества.

У такого ребенка гораздо дольше остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.

Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.

Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из – за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может.

Цель и задачи коррекционных занятий:

  • повышение уровня общего развития учащихся;
  • восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
  • логопедическая коррекция нарушения речи;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание программы

индивидуального сопровождения отстающих учащихся

Содержание

Формы занятий

1.

Выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся. Контрольные работы, контрольные срезы, педагогическая диагностика.

2.

Анализ причин не усвоения программ на основе комплексной диагностики:

а) психофизической;

б) педагогической;

в) логопедической;

г) медицинской;

 

д) социально – педагогической.

Тестирование.

Педагогическая диагностика.

Диагностика.

Медицинское обследование, анализ карт развития.

Индивидуальная беседа с родителями, наблюдение, посещение семьи.

3.

Заключение и рекомендации педагога, логопеда, психолога, социального педагога и врача специалиста по коррекции психофизических и познавательных возможностей учащихся. Индивидуальная консультация.

4.

Первичный ПМПк МОУ СОШ:
  • определение компенсаторных возможностей ребенка;
  • составление комплексной индивидуальной программы;
  • составление плана коррекционных мероприятий специалистами с учетом индивидуальной программы;
  • определение образовательного маршрута для учащегося.
Консилиум.

5.

Реализация индивидуальных программ и плана коррекционных мероприятий с ребенком. Урок, индивидуальное занятие.

6.

Отслеживание динамики в развитии на плановых и срочных ПМПк

МОУ СОШ:

  • оценка динамики обучения и коррекции;
  • внесение изменений в индивидуальную программу;
  • назначение дополнительных обследований.
Обсуждение, беседы с родителями.

7.

Заключительный ПМПк МОУ СОШ :
  • оценка статуса ребенка на момент окончания коррекционной работы по индивидуальной программы;
  • разработка комплексных рекомендаций по переводу и адаптации ребенка к новым условиям обучения.
Консилиум.

8.

Тематический административный контроль “Работа учителей I ступени обучения со слабоуспевающими учащимися”.  

Методическое обеспечение программы

Коррекционные занятия проводятся с учащимися педагогом, психологом и логопедом – дефектологом по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Такое комплексное воздействие на ребенка проводится с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

На каждого ученика заполняется “Лист коррекционных занятий” (см. Приложение 1), где составляется план коррекционной работы для данного ученика. Это позволяет учителю реализовать принцип индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения при опросе, объяснении и закреплении нового материала, то есть на всех этапах обучения. Важным моментом в организации коррекционной работы является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее 1 раза в четверть на консилиумах, с приглашением на них родителей этих учащихся. Ведётся профилактическое пролечивание и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка.

Целесообразно для детей испытывающих трудности в обучении организовать работу в режиме группы продленного дня, обеспечивающих полноценную подготовку домашнего задания. Это позволяет учителю реализовать метод дифференцированного подхода к домашнему заданию исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:

  • нормализация учебной деятельности;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие темповых показателей учащихся;
  • обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Список используемой литературы

  1. Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений//Начальная школа, 1997, №10
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С.Г.Шевченко. М: АРКТИ, 2001
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М: издательство НЦ ЭНАС, 2002
  4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития./Составители: В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе.- СПб: Питер, 2001