Дидактические цели: Учить употреблять слова из словаря вежливых и толерантных слов в речи. Учить культуре поведения. Учить выразительному чтению стихотворений.
Воспитательные цели: Воспитывать любовь и уважение к родителям; доброе и вежливое отношение к сверстникам. Закрепить правила поведения культурного человека на практике; приобщить учащихся к правилам хорошего тона.
Оборудование: Детские книги по данной теме (выставка), игра лото (Леопольд) по теме “Устав школы”, игра “Цветик-семицветик” для поэтической игры вежливых слов, сюжетные картинки “хорошие и плохие поступки”, толерантные слова, напечатанные на карточках.
I. Организационный момент.
- Ребята (стоя), возьмитесь за руки, посмотрите на соседа слева и улыбнитесь, а теперь на соседа справа и тоже улыбнитесь.
II. Объявление темы и целей внеклассного занятия.
- Прочитайте внимательно тему нашего занятия и подумайте над прочитанным.
- Так, о чем же наш сегодняшний разговор?
- Хотелось бы, чтобы после нашего занятия вы стали хоть немного добрее, терпимее и вежливее друг к другу.
III. Основная часть занятия.
- А начнем наш разговор со стихотворения Н. Тулуповой, которое так и называется
“Разговор о доброте”.
1. Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
2. Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
4. Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
– Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, добро – это всё положительное, хорошее, полезное.
Давайте посмотрим сценку по рассказу В. Осеевой “Синие листья”.
У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зеленый карандаш!
А Катя говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что же, спроси еще брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожно говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
– Ну, что же ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зеленого нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
– Я ей давала, а она не берет.
Посмотрела учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
– Почему у Лены листья на деревьях были синими?
– Какое доброе дело могла бы совершить Катя?
– В конце концов, она предложила Лене карандаш. Но почему Лена отказалась?
– Как вы понимаете слова учителя?
– Расскажите, о каких либо добрых поступках, которые вы наблюдали в школе или где– то еще?
Работа по рисункам “хорошие и плохие поступки, которые совершал Буратино”.
– Рассмотрите внимательно рисунки. Их нужно разделить на две группы: хорошие и плохие поступки. Объясните свой выбор:
– Хорошие и плохие поступки живут с нами рядом. И нужно не ошибиться, выбирая их. Поступки наши должны быть всегда такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим друзьям, родителям. Надо стараться быть всегда и во всем быть полезным людям. Эти правила создала сама жизнь. Мы с вами живем в обществе и должны придерживаться этих правил. В нашей школе тоже существуют определенные правила, которые называются “Устав школы”. Вы учитесь уже II год, поэтому должны их знать. Давайте вспомним.
Работа по уставу школы игра “Лото”.
– Прочитайте правило и объясните его.
С обратной стороны карточки нарисована часть рисунка, составим картинку! (Леопольд).
– Как зовут героя известного вам мультфильма? Какой он?
– Сегодня мы вспомнили героев м/ф: “Буратино и Леопольда. Оба они веселые и добрые. Давайте немного отдохнем, а поможет нам в этом песня, которую исполнил Буратино”.
(Дети танцуют)
– Закончился учебный день. За многими из вас приходят мамы, кто-то встречает её придя домой.
– Какой хороший поступок вы смогли бы совершить по отношению к маме?
– Но я очень часто вижу совсем другое. Вы, не обняв маму, не сказав ей слов приветствия, начинаете разговаривать с ней грубым, капризным тоном. И у мамы сразу пропадает улыбка с лица.
– Сейчас я прочитаю стихотворение, которое так и называется “Я маму свою обидел”.
Я маму обидел,
Теперь никогда – никогда
Из дома вместе не выйдем,
Не сходим с ней ни куда.
Она в окно не помашет,
И я ей не помашу.
Она ничего не расскажет
И я ей не расскажу.
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу.
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду.
И через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рождения
Тот самолет прилетит,
И выйдет оттуда мама!
И мама меня простит!
– Почему мама простила своего сына? (все мамы любят своих детей, поэтому прощают)
И вы ребята постарайтесь никогда не огорчат своих мам, никогда не стесняйтесь проявить любовь и ласку к ней.
Сегодня мы говорим о доброте и вежливости.
– А какого человека называют вежливым?
Доброе слово может подбодрить, утешить в трудную минуту, от этих слов становится теплее, радостнее, они могут свершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.
– О каких волшебных словах говорится в этих стихотворениях?
1. “Здравствуйте!” Добрая ласковость
слова
Стерлась на нет
В ежедневном привете,
“Здравствуйте!” –
Это же будьте здоровы,
Это же дальше живите на свете.
– О каком “волшебном” слове говорится и что оно означает?
2. Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
– О каком слове говорится в этом стихотворении?
– Какие еще знаете (волшебные” слова?
А сейчас проведем поэтическую игру.
– Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
– Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
– Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…(спасибо)
– Мальчик вежливый и
Развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте)
– Когда нас бранят за шалости, говорим… (извините, пожалуйста)
– И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания)
– Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова…(извините)
– Дед про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы…(спасибо)
– Волшебные слова знаете хорошо, но главное – не забывайте употреблять их в речи и с особой интонацией. А теперь послушайте стихотворение, в котором говорится о том, как учили вежливости медведя, а что из этого вышло, вы сами расскажите потом.
“Урок вежливости” С.Я. Маршак
– Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести:
– В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловит зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
То должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь и вежлив будь
И уступай прохожим путь,
И старших уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливый,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на шляпу.
Совал, куда не нужно, нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старуха
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили.
– Чему учили медведя?
– Научили медведя кланяться соседям, уступать знакомым место?
– Почему же стихотворение заканчивается такими строчками…?
– В этом стихотворение говорится о том, как учили вежливости медведя, а что из этого вышло вы теперь знаете. Но вы-то люди, а люди способны самостоятельно мыслить и решать, как правильно поступать в различных ситуациях. А помогут вам в этом книги. Посмотрите сколько много писателей помогают вам в этом (реклама книг, взятой в школьной библиотеки).
– Хочется подвести итог нашему разговору. Ещё раз послушайте и запомните то, чему мы с вами сегодня учились.
1. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
2. И если кому-то, когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Итог – В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце. Давайте на этой доброй нотке и закончим наш разговор о доброте и вежливости. Споем все вместе песню, которая так и называется “Если добрый ты”…
1. Дождик босиком по земле прошел,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот – плохо!
2. Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот – трудно.
3. С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними – веселей,
А когда наоборот – скучно.