Внеклассное занятие в 1-м классе по теме: "Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть"

Разделы: Начальная школа


Дидактические цели: Учить употреблять слова из словаря вежливых и толерантных слов в речи. Учить культуре поведения. Учить выразительному чтению стихотворений.

Воспитательные цели: Воспитывать любовь и уважение к родителям; доброе и вежливое отношение к сверстникам. Закрепить правила поведения культурного человека на практике; приобщить учащихся к правилам хорошего тона.

Оборудование: Детские книги по данной теме (выставка), игра лото (Леопольд) по теме “Устав школы”, игра “Цветик-семицветик” для поэтической игры вежливых слов, сюжетные картинки “хорошие и плохие поступки”, толерантные слова, напечатанные на карточках.

I. Организационный момент.

  • Ребята (стоя), возьмитесь за руки, посмотрите на соседа слева и улыбнитесь, а теперь на соседа справа и тоже улыбнитесь.

II. Объявление темы и целей внеклассного занятия.

  • Прочитайте внимательно тему нашего занятия и подумайте над прочитанным.
  • Так, о чем же наш сегодняшний разговор?
  • Хотелось бы, чтобы после нашего занятия вы стали хоть немного добрее, терпимее и вежливее друг к другу.

III. Основная часть занятия.

  • А начнем наш разговор со стихотворения Н. Тулуповой, которое так и называется

“Разговор о доброте”.

1. Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.

2. Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

3. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

4. Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

– Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, добро – это всё положительное, хорошее, полезное.

Давайте посмотрим сценку по рассказу В. Осеевой “Синие листья”.

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зеленый карандаш!

А Катя говорит:

– Спрошу у мамы.

Приходят на другой обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

– Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что же, спроси еще брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожно говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

– Ну, что же ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зеленого нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

– Я ей давала, а она не берет.

Посмотрела учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

– Почему у Лены листья на деревьях были синими?

– Какое доброе дело могла бы совершить Катя?

– В конце концов, она предложила Лене карандаш. Но почему Лена отказалась?

– Как вы понимаете слова учителя?

– Расскажите, о каких либо добрых поступках, которые вы наблюдали в школе или где– то еще?

Работа по рисункам “хорошие и плохие поступки, которые совершал Буратино”.

– Рассмотрите внимательно рисунки. Их нужно разделить на две группы: хорошие и плохие поступки. Объясните свой выбор:

– Хорошие и плохие поступки живут с нами рядом. И нужно не ошибиться, выбирая их. Поступки наши должны быть всегда такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим друзьям, родителям. Надо стараться быть всегда и во всем быть полезным людям. Эти правила создала сама жизнь. Мы с вами живем в обществе и должны придерживаться этих правил. В нашей школе тоже существуют определенные правила, которые называются “Устав школы”. Вы учитесь уже II год, поэтому должны их знать. Давайте вспомним.

Работа по уставу школы игра “Лото”.

– Прочитайте правило и объясните его.

С обратной стороны карточки нарисована часть рисунка, составим картинку! (Леопольд).

– Как зовут героя известного вам мультфильма? Какой он?

– Сегодня мы вспомнили героев м/ф: “Буратино и Леопольда. Оба они веселые и добрые. Давайте немного отдохнем, а поможет нам в этом песня, которую исполнил Буратино”.

(Дети танцуют)

– Закончился учебный день. За многими из вас приходят мамы, кто-то встречает её придя домой.

– Какой хороший поступок вы смогли бы совершить по отношению к маме?

– Но я очень часто вижу совсем другое. Вы, не обняв маму, не сказав ей слов приветствия, начинаете разговаривать с ней грубым, капризным тоном. И у мамы сразу пропадает улыбка с лица.

– Сейчас я прочитаю стихотворение, которое так и называется “Я маму свою обидел”.

Я маму обидел,
Теперь никогда – никогда
Из дома вместе не выйдем,
Не сходим с ней ни куда.
Она в окно не помашет,
И я ей не помашу.
Она ничего не расскажет
И я ей не расскажу.
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу.
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду.
И через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рождения
Тот самолет прилетит,
И выйдет оттуда мама!

И мама меня простит!

– Почему мама простила своего сына? (все мамы любят своих детей, поэтому прощают)

И вы ребята постарайтесь никогда не огорчат своих мам, никогда не стесняйтесь проявить любовь и ласку к ней.

Сегодня мы говорим о доброте и вежливости.

– А какого человека называют вежливым?

Доброе слово может подбодрить, утешить в трудную минуту, от этих слов становится теплее, радостнее, они могут свершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

– О каких волшебных словах говорится в этих стихотворениях?

1. “Здравствуйте!” Добрая ласковость слова
Стерлась на нет
В ежедневном привете,
“Здравствуйте!” –
Это же будьте здоровы,
Это же дальше живите на свете.

– О каком “волшебном” слове говорится и что оно означает?

2. Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

– О каком слове говорится в этом стихотворении?

– Какие еще знаете (волшебные” слова?

А сейчас проведем поэтическую игру.

– Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)

– Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)

– Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…(спасибо)

– Мальчик вежливый и
Развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте)

– Когда нас бранят за шалости, говорим… (извините, пожалуйста)

– И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания)

– Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова…(извините)

– Дед про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы…(спасибо)

– Волшебные слова знаете хорошо, но главное – не забывайте употреблять их в речи и с особой интонацией. А теперь послушайте стихотворение, в котором говорится о том, как учили вежливости медведя, а что из этого вышло, вы сами расскажите потом.

“Урок вежливости” С.Я. Маршак

– Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести:
– В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловит зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
То должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь и вежлив будь
И уступай прохожим путь,
И старших уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливый,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на шляпу.
Совал, куда не нужно, нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старуха
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили.

– Чему учили медведя?

– Научили медведя кланяться соседям, уступать знакомым место?

– Почему же стихотворение заканчивается такими строчками…?

– В этом стихотворение говорится о том, как учили вежливости медведя, а что из этого вышло вы теперь знаете. Но вы-то люди, а люди способны самостоятельно мыслить и решать, как правильно поступать в различных ситуациях. А помогут вам в этом книги. Посмотрите сколько много писателей помогают вам в этом (реклама книг, взятой в школьной библиотеки).

– Хочется подвести итог нашему разговору. Ещё раз послушайте и запомните то, чему мы с вами сегодня учились.

1. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

2. И если кому-то, когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Итог – В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце. Давайте на этой доброй нотке и закончим наш разговор о доброте и вежливости. Споем все вместе песню, которая так и называется “Если добрый ты”…

1. Дождик босиком по земле прошел,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот – плохо!

2. Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот – трудно.

3. С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними – веселей,
А когда наоборот – скучно.