Сценарий занятия педагога-психолога с учащимися 1-2 классов в режиме группы продленного дня
Цель занятия: развитие свойств внимания младших школьников.
Задачи игры:
- Создание условий для более близкого знакомства детей в мини-группе;
- Развитие наблюдательности, памяти, воображения;
- Создать условия для развития свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
Задачи развития, на решение которых направлена данная игра: развитие сенсорного внимания; развитие слухового внимания; развитие моторно-двигательного внимания; повышение познавательного интереса.
Предполагаемый психологический результат: дети с нарушениями внимания имеют возможность под контролем преподавателя (педагога-психолога) упражнять свои умения, чувствовать поддержку взрослого (что формирует у детей веру в успех). Играя, выполняя упражнения, дети с нарушенным вниманием учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:
Взята простая игра – оболочка перевоплощение в гномиков.
Ребятам предлагается побывать в волшебном лесу, в котором живут всевозможные волшебные существа. Путешествуют они по этому лесу в шапочках - колпачках (цвет колпачка выбирается по настроению: желтые, красные, синие, зеленые, фиолетовые). Колпачки можно менять в процессе игры, если настроение меняется. Время от времени звучит музыкальное сопровождение – звуки леса. Первое упражнение – ручеек – происходит на “полянке”, где гномики играют, резвятся и веселятся. Но вдруг оказывается, что один из них заигрался и потерялся. Для того чтобы найти друга, нужно его позвать – “Узнать по голосу”. Пока гномики звали, искали пропавшего в беду, они далеко-далеко ушли в середину леса. К счастью, у них была с собой карта леса, где указана дорога как пройти на опушку к их Волшебному цветному домику. Но вот беда: карты были у всех различные – нужно было найти все отличие и определить правильный маршрут (игра “Найди отличия”). По дороге домой гномы играли в увлекательную игру – ведь так веселее шагать в пути “Летает – не летает”. Дом, такой любимый и дорогой сердцу, встретил гномиков с радостью. И гномики решили украсить свой домик еще больше – выложить к нему замечательную мозаичную дорожку(игра “Выкладывание из мозаики” ) чтобы теперь никто из гномов не потерялся!
Время на игру и на обсуждение: 20 минут + 5 минут
Участники:
Возраст участников: учащиеся 1-2-го класса (6-8 лет)
Размер группы: 6-8 человек.
В качестве ведущих должно участвовать 1 взрослый (педагог-психолог. Возможно, но необязательно участие педагогов в качестве участника, наблюдателя или соведущего).
Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя): рекомендуется провести цикл (10-15) занятий для развития внимания
Подробный сценарий игры с указание задач каждого этапа: на отдельном листе
Формы обсуждения игры: рефлексия проводится в форме обсуждения итогов занятия “С чем мы познакомились? Что понравилось на нем? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?”
Комментарии: Обязательным условием реализации программы является специально созданная предметно-развивающая среда. Особую заинтересованность вызывали игры, направленные на развитие сенсорного и моторно-двигательного внимания. Во время игр дети проявляли инициативу, уверенность в своих действиях.
Подробный сценарий занятия “Гномики” с указание задач каждого этапа.
Упражнение |
Задачи |
Оборудование | Время проведения |
Содержание игры |
Инструкция |
Примечание |
Рефлексия |
1. игра “Ручеек” |
Психогимнастика Создание веселого и жизнерадостного настроения |
Музыкальное сопровождение – (магнитофон) веселая музыка | 3 мин |
Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходящий под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало “ручейка”. Так “ручеек” движется долго, беспрерывно. |
Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами – кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу “ручейка” и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало “ручейка”, то “ручеек движется долго. |
В игре участвует нечетное количество детей | С чем мы познакомились? Что понравилось на нем? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры? |
2. игра “Узнай по голосу” |
Развитие слухового внимания я |
Платок (повязка) для завязывания глаз | 5 мин |
Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами. |
Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру “Узнай по голосу”. Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий – игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру. |
Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп. | |
3. Задание “Найди 5 отличий” |
Развитие произвольного внимания и переключения внимания |
Карточка каждому ребенку | 5 мин |
Ребенку предлагается серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти 5 отличий. |
Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать. |
||
4. Игра “Кто летает?” |
Развитие моторно-двигательного внимания |
Список названий предметов | 4 мин |
Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого |
Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если я назову что-нибудь или кого-нибудь, способного летать, отвечайте: “Летает” - и показывайте, как она это делает, - разводите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: “Поросенок летает?”, молчите и не поднимайте руки. |
Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер | |
5. Выкладывание из мозаики |
Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. |
Образец и мозаика каждому ребенку | 5 мин |
Ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт. |
Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, простой узор и силуэт), как на рисунке. Будьте внимательны! Начинаем играть. |
Разрезать лист 20 на отдельные карточки. | |
всего 22 мин |