Цели урока:
– закрепить навыки вычисления степени с натуральным показателем в виде устного счета;
– подвести учащихся к выводу правил действия над степенями с помощью задачи “Сколько весит воздух?” через коллективную деятельность (работа в группах)
План урока
1. Устный счет.
2. Изучение нового материала:
а) постановка учебной задачи;
б) высказывание гипотезы о свойствах степени
3. Итог урока.
4. Домашнее задание.
Записи на доске
1.Дата, классная работа, тема урока.
2.На левой части доски-задания для устного счета под номером 2), на правой части доски– утверждения, в которых нужно заполнить пропуски.
Оборудование
1.Карточки-вопросники, оценочные листы.
2. Таблица “Свойства степеней с натуральным показателем”.
Ход урока
1. Устный счет.
1) Дайте определение степени алгебраического выражения с натуральным показателем, основания и показателя степени.
Ответ:
– степенью алгебраического выражения с натуральным показателем называется произведение множителей, каждый из которых равен ;
– алгебраическое выражение, возводимое в данную степень, называется основанием степени;
– натуральное число, показывающее, сколько раз основание берется множителем, называется показателем степени.
2) Найдите значение степени:
3) В следующих утверждениях заполните пропуски.
– “При возведении в степень положительного числа получается… число”.
– “При возведении в степень нуля получается …”.
– “Степень отрицательного числа с четным показателем есть … число”.
– “Степень отрицательного числа с … показателем есть число отрицательное”.
– “Квадрат любого числа есть … число”.
– “Куб … числа является положительным числом”.
– “Куб … числа является отрицательным числом”.
2. Постановка учебной задачи.
Учитель:
1) Сегодня встретимся с задачей, для решения которой потребуется оперировать со степенями.
2) Попробуем высказать гипотезы ,то есть догадки о свойствах степеней.
3) Проверим гипотезы.
а) К доске выходит ученик, получивший накануне домашнее задание – решить задачу: определить во сколько раз масса земного шара больше массы всего окружающего воздуха.
“На каждый квадратный сантиметр земной поверхности воздух давит с силой около килограмма. Это означает, что вес столба атмосферы, который опирается на 1 кв. см, равен 1 кг. Атмосферная оболочка Земли как бы составлена из таких воздушных столбов: их столько, сколько квадратных сантиметров содержит поверхность нашей планеты; столько же килограммов весит вся атмосфера. Из справочника по физике я узнал, что величина поверхности земного шара равна 510 000 000 кв. км, то есть кв. км. Рассчитаем, сколько квадратных сантиметров в квадратном километре. Линейный километр содержит 1000 м, по 100 см в каждом. Таким образом, линейный километр содержит см, а квадратный километр содержит кв. см. Во всей поверхности земного шара заключается поэтому
квадратных сантиметров. Столько же килограммов весит и атмосфера Земли. Переводя в тонны, получим:
(тонн)
Масса Земли тонн.
Определим во сколько раз наша планета тяжелее своей воздушной оболочки.
(раз),
то есть масса атмосферы составляет примерно миллионную долю массы земного шара.
б) Работа в группах, сформированных по желанию. Каждая группа получает карточку-вопросник и оценочный лист, в котором составляют списки членов своей группы и оценивают все вместе каждого по мере его участия в работе группы по пяти пунктам карточки-вопросника:
1) Проследите по записям решения задачи на доске за тем, какие действия проводились над степенями с основанием 10.
2) Сформулируйте правила выполнения увиденных вами действий над степенями.
3) Изменятся ли правила, если придется выполнять действия над степенями с другими основаниями?
4) Докажите одно из свойств степеней.
5) Подготовьте выступление от вашей группы.
У доски выступает представитель группы, которая первая справилась с заданием 2
На доске и в тетрадях оформляются свойства степеней.
Остальные группы дополняют, доказывают другие свойства степеней (если сумели доказать). Вывешивается таблица “Свойства степеней”.
Все замечания, дополнения учащихся отмечаются также в оценочном листе. На основании оценочного листа выставляются и комментируются отметки за урок.
3. Итог урока.
Учитель:
В заключение нашего знакомства со свойствами степеней отметим следующее.
Мы познакомились с тем, как действовать со степенями. Кроме того, мы прошли путь поиска формулировок и доказательств теорем. Он состоял из таких этапов:
– встреча с задачей, для решения которой потребовалось оперировать со степенями;
– высказывание гипотезы о свойствах степеней;
– проверка гипотезы для степеней с другими основаниями;
– обоснование рассуждений;
– оформление результатов.
4. Домашнее задание
Доказательство свойств степеней.
Сформулировать эти свойства для случая большего числа множителей.
Написать рассказ, сказку или другое творческое произведение по теме “Степень и ее свойства”.