Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – посеешь судьбу.В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,Но был совсем больной.
На троне всё сидел
И утренней гимнастикой
Заняться не хотел.Нервишки и мигрени
Замучили его
Плохое настроение
Типично для него.Он раздражён, капризен -
Не знает почему.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.
Цели:
- познакомить подростков с характерными особенностями людей и возможностями учёта этих особенностей в общении в ходе творческой, самостоятельной, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами;
- формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
- воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- для каждой группы учащихся листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши;
- на стендах “Мысли мудрых”;
- стенд для размещения проектов учащихся и учителя;
- листы с описанием характерных черт личности человека, релаксация (музыка).
Ход занятия
Каждый хотел бы понять, чем же он отличается от других. Тренинг “За что нам нравятся люди (пять позитивных качеств, пять негативных). Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Как говорили древние люди, характер - это печать человека, “отпечаток”, приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания. Характер человека проявляется в его поведении, в действиях и поступках в обществе. Как, к примеру, вы учитесь? Один делает уроки быстро другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как было бы лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают о своём, третьи думают и об общих для всех классных делах, их заботит, как жизнь класса сделать интересной. Эти особенности составляют черты характера.
Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношение к окружающей действительности. (учащиеся работают с листом характерных качеств личности, разделяя их на позитивные и негативные)
Что нам дано.
В основе характера лежат свойства нервной системы человека, в значительной мере передающиеся по наследству. Например, характеризуя кого-то, мы говорим: “Вылитый отец – живой, общительный”. Эти качества характера, выражающиеся в направленности человека на людей, на себя, на деятельность, на вещи, весьма часто переходят от родителей к детям.
Альтруизм и эгоизм.
Это два противоположных типа поведения человека по отношению к людям и себе: альтруизм – служение людям, жизнь для других, эгоизм – напротив, поведения лишь “для себя”. В крайних проявлениях: эгоист – наносящий ущерб другим ради себя, альтруист – отдающий всё людям, иногда в ущерб себе. Но не торопитесь называть одного плохим, другого хорошим. Как говорил Э. Фромм, “Человек, который любит только других, не любит себя, вообще не способен любить”. Иначе говоря, человеку нужна мера одного и другого.
Что будем воспитывать.
Характер ни есть что-то раз и навсегда данное. “Чтобы хотели увидеть в мужчине и женщине?” (тренинговые упражнения)
В женщине, скажи, какой черте
Придаёшь особое значенье?
Женщине во всём на высоте,
Принимаю всё без исключенья.Более всего, что тебе, скажи,
В мужчине нравится?
Украшает мужество его,
И любовью к женщине он славится. (Р. Гамзатов)
Характер формируется, изменяется в течение всей жизни человека. Человек сам создаёт свой характер. Обратимся к афоризму – эпиграфу этого параграфа. От поступка к привычке, от неё – к характеру, а от характера – к своей судьбе. Таков будет и рецепт, алгоритм воспитания качеств характера.
(учащиеся выписывают те черты характера, которые проявляются у них)
Анкета “Какой характер будешь сеять, девятиклассник?”
- Знаете ли свой характер и самого себя?
- Довольны ли вы характером?
- Занимаетесь ли вы самовоспитанием?
- Может ли человек сам выработать свой характер?
- Какие черты характера вы бы хотели выработать у себя? (пользуясь приведённым выше перечнем, выберите пять самых важных свойств, которые вам надо выработать у себя)
- Составьте таблицу в которой будете отмечать свои действия по выработке этих качеств.
Качества, которые надо выработать | Применяемые средства |
Из сферы отношения к людям… К самому себе… |
Подражание, упражнение, испытание, пробы, соблюдение режима, выполнение обещаний, другие… |
Рекомендации по выработке характера
- Умейте критично оценивать достоинства и недостатки своего характера, поведения.
- Убеждайте себя в необходимости стать лучше, добрее, справедливее (убеждение – это выбор линии поведения).
- Внушайте себе: “Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать”.
- Рассуждайте перед сном: “День прожит и не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра”.
- Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.
- Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.
Упражнение “Я вырабатываю характер”
Составьте образ своего Я, которое осознает задачи по выработке черт вашего характера, дайте оценку по пятибалльной системе каждой из этих черт на настоящее время.
вырабатываю характер | Вырабатываю в себе качества из сферы: - отношение к людям… - отношение к самому себе… |
(Учащиеся на цветных листах бумаги записывают те качества характера. которые помогают им лучше общаться друг с другом, быть более коммуникабельными – на доске выстаиваем “цветок дружбы”).
(Учитель наблюдает за происходящим и также кА школьники узнаёт о них много нового).
Волшебник-валеолог
Сказал – “Долой врача!”
Вам просто не хватает
Прыгучего мячаМяча надо больше двигаться,
В походы ходить
В кругу друзей-приятелей
Общаться и дружить.Несите людям радость,
Добро и сердца свет.
И будете здоровы
Вы много-много лет!
Используемая литература
- К.Г. Зайцев и А.Г. Зайцев – “Твоё здоровье” - “Регуляция психики”, 1998г.
- Г.К. Селевко – “Сделай себя сам”, 2001г.