Приёмы и формы работы со словарными словами по русскому языку в начальной школе разнообразные. Вашему вниманию предлагается урок, проведённый в 3 классе во втором полугодии, когда у детей уже есть определённый опыт по работе с новыми словами.
Цели урока:
- научить выявлять непроверяемую орфограмму в исторически – родственных словах;
- научить работать с научно-познавательной статьёй;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать интерес к этимологии слов;
- развивать речь и творческую индивидуальность учеников.
Задачи урока:
- восстановить способ работы со словарными словами;
- создать условия для применения этого способа к новым словам;
- обнаружить способ проверки трудной орфограммы в словах ЛОПАТА и ЛОПУХ по этимологии;
- выявить семью “родственников” для каждого нового слова;
- создать условия для употребления новых слов при составлении текста;
- проверить уровень усвоения нового слова при письме по памяти;
- определить слово для дальнейшего исследования.
Задача ученика:
Определить, как по слову ЛОПАСТЬ можно проверить орфограмму в словах ЛОПАТА и ЛОПУХ, зная их этимологию.
Ход урока
- На прошлом уроке мы работали со словарными словами СТРЕКОЗА и ДЕЛЬФИН. Почему они относятся к словарным словам?
- Орфограммы в этих словах нельзя проверить по сильной позиции.
- Вы про это хорошо знаете, а если к нам придёт ученик из другой школы, который не знает, как с этими словами справиться? Чтобы посоветовали вы, для того, чтобы он лучше запомнил эти слова. Запишите свои рекомендации по работе со словарными словами. Работать будете в группах.
(Работа в группе 5 минут. Защита групповой работы. Зачитывание рекомендаций и дополнения других групп. Список рекомендаций фиксируется одной группой у доски)
Работа первой группы:
Мы выяснили, чтобы запомнить словарное слово надо:
- узнать лексическое значение слова;
- узнать его этимологию (от какого слова оно родилось);
- придумать ассоциацию (если возможно) по цвету, по запаху, по размеру, по форме;
- подобрать родственные слова;
- придумать предложение, подобрать пословицу с этим словом для записи текста классу.
Остальные группы оценивают работу, высказывают свои пожелания, замечания.
- Попробуем применить эти рекомендации к словам БЕРЁЗА и ЛОПУХ (устно), восстанавливая способ по цепочке. Какой шаг не работает пока на слове ЛОПУХ?
- Не знаем, от какого слова образовалось слово ЛОПУХ?
- Как мы поступим, ваши предложения? (фиксирую предложения детей на доске).
- Посмотреть словарь.
- Спросить у взрослых.
- А я предлагаю вам наш учебник. В нём вы найдёте интересную статью “Что могут рассказать слова друг о друге?” (В.В.Репкин “Русский язык 3 класс 2 часть”)
Что могут рассказать слова друг о друге?
Всем хорошо знаком обыкновенный лопух. Тот самый лопух, который цепляется своими колючими шишками за одежду и волосы. Но своим именем лопух обязан не колючкам, а листьям.
В толковом словаре ты найдёшь слово “лопасть”. Так называется широкий плоский конец какого-либо предмета. Например, весла. Теперь ты, наверно, и сам догадаешься, что лопату назвали лопатой не случайно. Когда-то эти два слова были близкими родственниками.
Ну, а лопух? Если присмотреться к его листьям, то можно без труда объяснить тайну и его имени.
- С какой целью мы знакомились с этой статьёй?
- Нам надо было узнать, от какого слова образовалось слово ЛОПУХ?
- А как проверить орфограмму в этом слове, зная его этимологию, это и будет нашей задачей на этот урок.
Вы прочитали текст, есть ли в статье готовый ответ на наш вопрос?
- В тексте нет ответа на наш вопрос.
- А можно ли домыслить его? Почему ЛОПУХ так назвали? Попробуем разобраться. Выпишем слова, о которых шла речь в статье в том порядке, в котором они появляются в тексте, проговаривая их орфографически.
(На доске и в тетрадях появляется запись.)
ЛОПУХ | ЛОПАСТЬ | ЛОПАТА |
- В каких словах орфограмму слабой позиции нельзя проверить по сильной?
- ЛОПУХ, ЛОПАТА.
- Вы прочитали статью, как бы вы объяснили написание буквы О в слове ЛОПАТА теперь?
- Используем сходство по форме и знание статьи можем слово ЛОПАТА, проверить по слову ЛОПАСТЬ.
Используем наши рекомендации групп:
Дети предлагают:
- сходство в происхождении (можно проверить по бывшему родственнику)
ЛОПУХ ------------------------------------> ЛОПАСТЬ
- сходство по форме (ассоциации)
- А ЛОПУХ почему так назвали?
- Сходство листьев с лопастями и проверка по бывшему родственнику.
ЛОПАТА----------------->ЛОПАСТЬ
- Раньше они были родственниками, а теперь, как доказать, что они не родственные?
- У каждого слова своя семья родственных слов.
- Поработайте в паре и подберите к каждому слову родственников. Что для этого вам потребуется?
- Словари.(В.В.Репкина “Учебный словарь русского языка”, “Толковый словарь” Ожегова)
Работа в парах. Выводы одной группы фиксируются на доске.
ЛОПУХ ЛОПАТА ЛОПУШОК ЛОПАСТЬ ЛОПАТКА ЛОПУХОВЫЙ ЛОПАТОЧКА ЛОПУШИСТЫЙ ПЕРЕЛОПАТИТЬ
К какому слову вы не смогли подобрать родственные слова?
- К слову лопасть мы не подобрали родственных слов.
- Как же проверить орфограмму в слове ЛОПУХ?
- Можно запомнить или проверить по бывшему родственнику ЛОПАСТЬ.
- Запишем эти новые слова в наш тематический словарь. Определите тему.
- Слово ЛОПУХ запишем в тему “РАСТЕНИЯ”, а ЛОПАТУ и ЛОПАСТЬ в “МИР НАУКИ И ТЕХНИКИ”.
- Теперь нам надо составить текст с использованием этих слов ЛОПАТА, ЛОПУХ и ЛОПАСТЬ.
Составление текста в группах (7 минут). Одна из групп зачитывает текст, орфографически проговаривая новые слова. Вот один из текстов.
На даче.
У нас на даче возле забора вырос большой лопух. Осенью бабушка взяла лопату и выкопала его корни, высушила их. А зимой она заваривала эти корешки и мы использовали этот отвар для полоскания волос. Бабушка рассказала, что этим отваром можно укрепить волосы.
- Мы составили тексты, теперь их можно использовать для других ребят при списывании, для диктовки.
А я вам приготовила другой текст. Прочитаем его.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цв_ты уд_вились друг другу:
И в л_пушке, и на каждой тр_винке
По ог_нёчку, по серебринке.
- Проверьте пропущенные орфограммы (устно).
Этот текст будем писать по памяти. Как можно озаглавить этот отрывок? Какое время года описано? Где происходят события, когда? Сколько можно нарисовать к этому отрывку картинок? Опишите последнюю картинку? О каком огонёчке идёт речь?
Дети пишут по памяти. Самопроверка по образцу.
Восстановление задачи урока.
- Какая у нас была задача на уроке?
- Узнать от какого слова образовалось слово ЛОПУХ и научиться его проверять по бывшему родственнику.
- Вы себя уже проверили в письме по памяти, а теперь задание посложнее. Мы сегодня узнали о бывших родственниках, а их надо знать в лицо. Прочитайте словосочетания, объясните их значения. Выберете из данного списка те словосочетания, для которых орфограмму в корне можно было бы проверить по бывшему родственнику – слову ЛОПАСТЬ.
ТИХО ЛОПОТАТЬ;
ДЕРЕВЯННАЯ ЛОПАТКА;
ЛОПНУТЬ ОТ СМЕХА;
ПРИКРЫЛСЯ ЛОПУШКОМ;
ПОЛОЖИТЬ НА ОБЕ ЛОПАТКИ.
- Запишите в тетрадь выбранные вами выражения. Дети зачитывают, почему не подходят другие?
- Тихо лопотать, лопнуть от смеха - не связаны эти выражения со словами ЛОПАТА, ЛОПУХ и ЛОПАСТЬ.
- Молодцы, с этим заданием справились, а теперь еще потруднее слово ЛОПОУХИЙ. Помогут ли наши новые слова проверить орфограмму в этом слове или помочь в запоминании? Что для этого надо выяснить?
- Для этого надо выяснить, родственное ли это слово нашим словам или может бывший родственник.
- С этим и будем разбираться. Это задача на следующий урок. Какое слово будем исследовать?
- ЛОПОУХИЙ.
Итог урока.
- Какие задачи ставили на уроке? Как их решали?
Домашнее задание: Составить словарный диктант на тему “РАСТЕНИЯ”.