Урок – основная единица учебного процесса. Современный урок – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого являются научные знания, а ключевым результатом становится интеллект каждого субъекта урочного общения, духовного обогащения. Одной из целей воспитания в процессе изучения естественнонаучного цикла дисциплин является воспитание патриотизма. Патриотизм - интегративное качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории и культуре, и готовности к активно-деятельностной самореализации на благо Родины, которая выражается в каждодневном высокопрофессиональном труде, выполнении своего гражданского долга и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества. Лишая урок его главной воспитательной цели – воспитание гражданина и патриота Отечества, мы, во-первых теряем возможность целенаправленно и регулярно воздействовать на личность ребенка, во-вторых превращаем изучение предмета в способ приобретения знаний, умений и навыков, неизвестно для чего предназначенных.
Каким же требованиям должен отвечать современный урок, чтобы действительно способствовать воспитанию патриотических чувств у суворовцев?
По мнению Харламова “…воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, стимулированием их активности по выработке у себя этого морального качества”.
Важную роль в процессе воспитания патриотизма играет формирование и развитие у суворовцев потребностей и положительных мотивов. Потребность в совершенствовании возникает у человека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем развития личности.
Таким образом, суть учебно-воспитательной работы, в данном случае, должна состоять в том, чтобы создать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у суворовцев этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей преподаватели используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы.
Рассказывая о научных трудах и открытиях ученых, преподаватель дает характеристику эпохи, экономического развития страны, проводит параллели между развитием военного дела в то время и сейчас, обязательно останавливается на поступках, характеризующих их как личность. А.С. Попов на неоднократные приглашения жить и работать за границей отвечал “Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только своей Родине. И если не современники, то может быть потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине, и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи”.
Каждый год суворовцы ЕкСВУ посещают музей Радио и слушают историю жизни этого замечательного человека, патриота своей Родины, нашего земляка.
Положительные эмоции и переживания побуждают суворовцев к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствуют развитию патриотизма. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.
Любой урок значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации используются видеофильмы, позволяющие наблюдать быстропротекающие процессы (взрыв, выстрел, удар и т.д.). Включение в урок видеоматериалов заставляет мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы. Видеофильмы связаны с военно-профессиональной направленностью обучения, что позволяет учителю познакомить суворовцев с требованиями к моральным качествам военных специалистов, определить зависимость успешности выполнения обязанностей по ним от знания естественнонаучных закономерностей. Важно, чтобы при отработке каждой темы, каждого урока учебный материал, даваемый учителем, отвечал бы на вопрос: “Где это применяется в военном деле? Как это пригодится для будущей профессии военного?”
Немалую роль в утверждении правильности выбора, воспитании черт характера, присущих будущему офицеру (трудолюбие, дисциплинированность, высокий уровень ответственности, чувство долга), играет насыщенные научными фактами и примерами уроки физики. Задачи по военной тематике служат реальной связью между наукой и практикой, дают суворовцам не только знания предмета, но и профессиональные сведения, обеспечивают лучшее понимание физических основ действия военной техники, воспитывают гордость за отечественную военную промышленность, создающую образцы боевой военной техники, не имеющей аналогов в мире.
Нельзя не сказать о кружковой работе, поскольку именно она заставляет учащихся применять самостоятельно на практике все те теоретические знания, которые он получает на уроке и приобретает практические навыки при разработке, изготовлении и защите поделки, макета боевой техники или прибора.
Использование наглядности позволяет включить в познавательный процесс различные органы восприятия. К.Д. Ушинский писал: “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются и легче потом вспоминаются”.
Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требует умелого учета возрастных особенностей воспитанника. В системе обучения, внеклассной работе следует акцентировать внимание суворовцев на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, техники, различных отраслей производства. Этот вклад связан с именами таких выдающихся людей, как М.В. Ломоносов, П.Л. Чебышев, А.С. Попов, П.Н. Лебедев, Д.И. Менделеев и другие.
Но устойчивость и степень зрелости морального сознания достигается только тогда, когда знания суворовцев по вопросам патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Многое зависит от того, в какой мере эти знания приобретают для человека личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков. В личном плане эти принципы или мотивы деятельности приобретают форму взглядов и убеждений, формирование которых и составляет задачу воспитания у суворовцев патриотизма.
Это осуществляется на уроках-семинарах. При подготовке к семинару суворовцы получают навыки самостоятельной работы с несколькими источниками, сравнивают освещение одних и тех же вопросов в различных источниках, делают выводы и обобщения на основе анализа различных точек зрения, составляют планы, тезисы, конспекты докладов и рефератов. Выступления суворовцев на семинаре способствуют развитию монологической речи, умению подбирать и анализировать научные факты, формировать и доказывать собственную точку зрения.
Не менее важно использовать на уроках естественнонаучного цикла дисциплин информационные технологии. Все обучающие, развивающие, контролирующие программы имеют военно-профессиональную направленность, тесты содержат вопросы военно-прикладного характера.
Таким образом, в познавательном аспекте эффективность патриотического воспитания определяется уровнем патриотических и профессиональных знаний.
Основными условиями развития военно-профессиональных интересов являются:
- Активность и напряженность на занятиях, возможность действовать самостоятельно, решать определенные учебные задачи, на практике применять приобретаемые знания, умения и навыки;
- Яркость и новизна изучаемого материала, проблемный характер его изложения, творческое решение учебных задач;
- Обеспечение положительных результатов в учебной деятельности суворовцев, что вызывает у них удовлетворенность своей учебой (каждодневный высокопрофессиональный труд);
- Постановка перед каждым суворовцем в ходе учебы более сложных задач, требующих самостоятельности и активности на занятиях;
- Внедрение элементов состязательности в практические занятия.
Высокая целеустремленность – один из характерных признаков суворовца с развитой волей, а это означает, что он умеет ставить перед собой четкие общественнозначимые цели, проявлять настойчивость, организованность, собранность в деятельности по их достижению, подчинять этим целям все свои действия и поступки. А это те профессиональные качества, которые необходимо иметь будущим военным специалистам для успешного выполнения учебно-боевых задач:
1. Качества, необходимые для принятия решения:
- Умение принимать решение в соответствии со сложившейся обстановкой;
- Способность быстро ориентироваться в обстановке и принимать решение в нестандартных ситуациях;
- Хорошее запоминание материала, имеющего внутреннюю логическую связь;
- Умение оперировать представлениями с целью предвидения результатов;
- Склонность анализировать ситуацию на практике;
- Способность анализировать ситуации, принимать решения на основе наглядных образов;
- Умение действовать нешаблонно, быстро принимать новые решения.
2. Организаторские качества:
- Уважительное, требовательное, заботливое отношение к людям;
- Умение правильно оценить окружающих людей;
- Способность побуждать людей к активной деятельности.
3. Волевые качества:
- Высокая эмоциональная устойчивость;
- Умение сохранять работоспособность в аварийных ситуациях;
- Умение сохранять активность и работоспособность в условиях утомления.
4. Познавательные психические процессы:
- Внимание;
- Мышление.
5. Моральные качества:
- Дисциплинированность;
- Высокий уровень ответственности;
- Умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия.
6. Деловые качества:
- Трудолюбие;
- Интерес к технике, управлению механизмами;
- Аккуратность в работе;
- Способность побуждать людей к активной деятельности.
Иногда воспитатель ощущает эффект своего воздействия непосредственно, но “чаще всего от посева до урожая проходит значительный срок: ведь сев проводится по весне человеческой, а урожай снимается летом и осенью жизни человеческой, когда он взрослее и складывается как личность”.
Пример тому – наши выпускники, которые выполняют свой гражданский долг и показывают высшую степень духовного развития и самосознания, выражающуюся в готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества.