Система соуправления как фактор формирования детского коллектива

Разделы: Внеклассная работа


Одной из главных задач в воспитании детского коллектива является задача социальной адаптации и социальной автономизации личности ребенка. Реализуется эта задача через создание образовательной среды для развития личности, способной реализовать свой творческий потенциал в социально-экономических условиях, как собственных интересов, так и в интересах общества.

Одним из важнейших компонентов данной среды является детский (ученический) коллектив. Трудно переоценить его значение для формирования таких социальных качеств личности ребенка, как коммуникабельность, толерантность, отзывчивость, социальная мобильность и др. К тому же процесс самоутверждения личности каждого ребенка происходит активнее, полнее в детском коллективе.

Именно поэтому считаем очень важным осуществить педагогическое руководство процессами становления детского коллектива, основы которого закладываются в начальной школе.

Технологию организации и воспитания детского коллектива определяют важнейшие положения разработанных в теоретических концепциях С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Н.Е. Щурковой, Т.Е. Конниковой, И.Б. Ивановой, А.Т. Курагина и др.

Опираясь, на учения А.С. Макаренко этапах развития детского коллектива, приходим к выводу о важности развития соуправления в начальной школе как первоначальной ступени детского самоуправления.

Под соуправлением мы понимаем специфическую деятельность коллектива детей и взрослых по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей, режим протекания совместной и самостоятельной общественной и личностно значимой деятельности школьников, обеспечивающие необходимую динамику демократических событийных отношений в детской среде.

В системе соуправления каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит, он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручении. Он учится оценивать себя и других. Используя систему стимулирования у ребенка, возникает мотивация к собственному саморазвитию.
Детское соуправление в классе состоит из следующих компонентов:

– организация деятельности постоянно действующей системы соуправления;

– коллективная творческая деятельность (КТД).

Структура самоуправления позволяет:

– строить жизнь класса как постоянную одновременную заботу друг о друге;

– помогать каждому члену детского коллектива, реализовать себя в разнообразных творческих делах;

– сплачивать детский коллектив в совместном решении жизненно важных делах.

Главную идею и структуру детского коллектива разработало первое собрание класса. Структура самоуправление имеет название, эмблему, девиз. Каждый член детского коллектива имеет дело-поручение, входящую в общую структуру соуправления.

В качестве основы для моделирования воспитывающей жизнедеятельности был избран вымышленный сюжет “Цветочный город”. Интересные персонажи этого города, их поступки и дела во взаимодействии с разнообразными видами творчества реальных детей, помогают ребятам в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, проявлении того, что есть лучшего в каждом ребенке.

У модели пять цветков, один из них главный – это цветок управления.

КАПИТАН несет ответственность за всю деятельность соуправления. Он ее организатор и руководитель, лидер детского коллектива.

1 Цветок – отдел образования

ВСЕЗНАЙКА

– следит за ведением тетрадей и дневников;

– готовит интеллектуально-познавательные викторины;

БИБЛИОТЕКАРЬ

– работа в классной библиотеке, ее формирование;

– подготовка тематических книжных выставок, выпуск колонки в газете “это интересно прочитать”.

ЖУРНАЛИСТЫ (фотокорреспондент, главный редактор, оформитель)

– систематический выпуск классной газеты или журнала.

2 Цветок – отдел спорта и здравоохранения

ФИЗОРГ

– несет ответственность за организацию пробежек, аэробике на уроке здоровья, проводит спортивные игры на прогулках и т.д.;

проводит физзарядки во время урока;

– подбирают спортивную комнату для участия в соревнованиях;

– оборудуют и оформляют спортивный уголок в классе.

СТАРШИЙ ДЕЖУРНЫЙ

– организует процесс дежурства в классе, несет за него ответственность;

– составляет графики дежурства, правила дежурства, следит за атрибутами дежурных и т.д.

МЕД. СЕСТРЫ

– обеспечивают заботу о выполнении правил гигиены детьми;

– соблюдают графики проветриваний в классе;

-помогают педагогам в организации закаливания, могут оказать первую мед. помощь;

– выпускают свою санитарную страничку в стенгазете класса.

3 Цветок – отдел по охране природы

ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ

– забота о растениях и животных в классе;

– ведут дневник наблюдений за природой, календарь погоды;

– организуют экскурсии, опыты и эксперименты, наблюдения в природе;

– организуют творческие дни бережного отношения к природе.

4 Цветок – отдел по культуре

МАССОВИК-ЗАТЕЙНИК

– организуют спокойные игры на перемене;

– проводят конкурсы, праздники, викторины;

– работают в подшефной группе;

ХУДОЖНИК

– оформляет выставки работ;

– выпуск поздравительных открыток, газет.

Работа над поручениями поощряется призами, значками, статьями в газете и т.д.

Утром на общем сборе-огоньке планируется совместно с детьми планирование дел на весь день. В пятницу устраивается обсуждение всем классом опыт выполнения постоянных дел-поручений.

Смена дел-поручений производится по желанию детского коллектива 1раз в месяц, 1раз в четверть или 1 раз в полугодие.

Коллективная творческая деятельность (КТД) (по методике И.П.Иванова) организуемая детским коллективом состоит из нескольких этапов:

1 этап – предварительная работа педагога (разработка вариантов КТДел как примеров для выбора учениками, постановка задач);

2 этап – совместное с детьми планирование КТД (предложения, обсуждения, выработка стратегии);

3 этап – совместная подготовка КТД (тактическое планирование, оформление, распределение обязанностей);

4 этап – проведение КТД;

5 этап – подведение итогов КТД (анализ, обобщение, поиск, решение проблем, построение перспектив)

КТДела класса отвечают возрастным особенностям детей, общим целям и задачам и выходят из детских потребностей.

Основные компоненты системы соуправления в классе:

1. Стенд соуправления:

  • название, девиз, эмблема классного коллектива;
  • органиграмма;
  • расписанные дела-поручения и их обязанности;
  • план КТДел класса;
  • экран успеха.
  • разработанные и принимаемые всеми детьми и взрослыми правила школьной жизни (кодекс чести или заповеди).

Результатами, подтверждающими эффективность реализации такой системы соуправления в нашем классе на протяжении 4 лет обучения в начальной школе стали:

1. Динамика коэффициента сплоченности детского коллектива – в классе нет не принятых коллективом детей, по результатам социометрии более 12 взаимовыборов, в классе 3 лидера.

2. Динамика социального статуса детей в детском коллективе и семье имеет позитивные показатели, по результатам исследования психологов.

3. Все дети активные участники коллективной творческой деятельности класса и школы в целом, намечается динамика сформированности субъектной позиции к воспитательному процессу и у родителей учеников.

4. По результатам анкетирования учащихся класса – 100% детей отмечают позитивное отношение к школе и детскому коллективу.

5. Интегративное качества личности – самостоятельность, эмпатия, коммуникативность – являются оптимально развиты у детей данного возраста.

В конце учебного года все отделы отчитываются о выполненной работе за год. Одну из форм отчёта в системе соуправления может быть “Устный журнал” (Приложение №1)