Одной из главных задач в воспитании детского коллектива является задача социальной адаптации и социальной автономизации личности ребенка. Реализуется эта задача через создание образовательной среды для развития личности, способной реализовать свой творческий потенциал в социально-экономических условиях, как собственных интересов, так и в интересах общества.
Одним из важнейших компонентов данной среды является детский (ученический) коллектив. Трудно переоценить его значение для формирования таких социальных качеств личности ребенка, как коммуникабельность, толерантность, отзывчивость, социальная мобильность и др. К тому же процесс самоутверждения личности каждого ребенка происходит активнее, полнее в детском коллективе.
Именно поэтому считаем очень важным осуществить педагогическое руководство процессами становления детского коллектива, основы которого закладываются в начальной школе.
Технологию организации и воспитания детского коллектива определяют важнейшие положения разработанных в теоретических концепциях С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Н.Е. Щурковой, Т.Е. Конниковой, И.Б. Ивановой, А.Т. Курагина и др.
Опираясь, на учения А.С. Макаренко этапах развития детского коллектива, приходим к выводу о важности развития соуправления в начальной школе как первоначальной ступени детского самоуправления.
Под соуправлением мы понимаем специфическую деятельность коллектива детей и взрослых по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей, режим протекания совместной и самостоятельной общественной и личностно значимой деятельности школьников, обеспечивающие необходимую динамику демократических событийных отношений в детской среде.
В системе соуправления каждый ребенок
может выбрать дело, порученное по своим
интересам и способностям, а значит, он вполне
может себя реализовать, выполняя свое поручении.
Он учится оценивать себя и других. Используя
систему стимулирования у ребенка, возникает
мотивация к собственному саморазвитию.
Детское соуправление в классе состоит из
следующих компонентов:
– организация деятельности постоянно действующей системы соуправления;
– коллективная творческая деятельность (КТД).
Структура самоуправления позволяет:
– строить жизнь класса как постоянную одновременную заботу друг о друге;
– помогать каждому члену детского коллектива, реализовать себя в разнообразных творческих делах;
– сплачивать детский коллектив в совместном решении жизненно важных делах.
Главную идею и структуру детского коллектива разработало первое собрание класса. Структура самоуправление имеет название, эмблему, девиз. Каждый член детского коллектива имеет дело-поручение, входящую в общую структуру соуправления.
В качестве основы для моделирования воспитывающей жизнедеятельности был избран вымышленный сюжет “Цветочный город”. Интересные персонажи этого города, их поступки и дела во взаимодействии с разнообразными видами творчества реальных детей, помогают ребятам в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, проявлении того, что есть лучшего в каждом ребенке.
У модели пять цветков, один из них главный – это цветок управления.
КАПИТАН несет ответственность за всю деятельность соуправления. Он ее организатор и руководитель, лидер детского коллектива.
1 Цветок – отдел образования
ВСЕЗНАЙКА
– следит за ведением тетрадей и дневников;
– готовит интеллектуально-познавательные викторины;
БИБЛИОТЕКАРЬ
– работа в классной библиотеке, ее формирование;
– подготовка тематических книжных выставок, выпуск колонки в газете “это интересно прочитать”.
ЖУРНАЛИСТЫ (фотокорреспондент, главный редактор, оформитель)
– систематический выпуск классной газеты или журнала.
2 Цветок – отдел спорта и здравоохранения
ФИЗОРГ
– несет ответственность за организацию пробежек, аэробике на уроке здоровья, проводит спортивные игры на прогулках и т.д.;
– проводит физзарядки во время урока;
– подбирают спортивную комнату для участия в соревнованиях;
– оборудуют и оформляют спортивный уголок в классе.
СТАРШИЙ ДЕЖУРНЫЙ
– организует процесс дежурства в классе, несет за него ответственность;
– составляет графики дежурства, правила дежурства, следит за атрибутами дежурных и т.д.
МЕД. СЕСТРЫ
– обеспечивают заботу о выполнении правил гигиены детьми;
– соблюдают графики проветриваний в классе;
-помогают педагогам в организации закаливания, могут оказать первую мед. помощь;
– выпускают свою санитарную страничку в стенгазете класса.
3 Цветок – отдел по охране природы
ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ
– забота о растениях и животных в классе;
– ведут дневник наблюдений за природой, календарь погоды;
– организуют экскурсии, опыты и эксперименты, наблюдения в природе;
– организуют творческие дни бережного отношения к природе.
4 Цветок – отдел по культуре
МАССОВИК-ЗАТЕЙНИК
– организуют спокойные игры на перемене;
– проводят конкурсы, праздники, викторины;
– работают в подшефной группе;
ХУДОЖНИК
– оформляет выставки работ;
– выпуск поздравительных открыток, газет.
Работа над поручениями поощряется призами, значками, статьями в газете и т.д.
Утром на общем сборе-огоньке планируется совместно с детьми планирование дел на весь день. В пятницу устраивается обсуждение всем классом опыт выполнения постоянных дел-поручений.
Смена дел-поручений производится по желанию детского коллектива 1раз в месяц, 1раз в четверть или 1 раз в полугодие.
Коллективная творческая деятельность (КТД) (по методике И.П.Иванова) организуемая детским коллективом состоит из нескольких этапов:
1 этап – предварительная работа педагога (разработка вариантов КТДел как примеров для выбора учениками, постановка задач);
2 этап – совместное с детьми планирование КТД (предложения, обсуждения, выработка стратегии);
3 этап – совместная подготовка КТД (тактическое планирование, оформление, распределение обязанностей);
4 этап – проведение КТД;
5 этап – подведение итогов КТД (анализ, обобщение, поиск, решение проблем, построение перспектив)
КТДела класса отвечают возрастным особенностям детей, общим целям и задачам и выходят из детских потребностей.
Основные компоненты системы соуправления в классе:
1. Стенд соуправления:
- название, девиз, эмблема классного коллектива;
- органиграмма;
- расписанные дела-поручения и их обязанности;
- план КТДел класса;
- экран успеха.
- разработанные и принимаемые всеми детьми и взрослыми правила школьной жизни (кодекс чести или заповеди).
Результатами, подтверждающими эффективность реализации такой системы соуправления в нашем классе на протяжении 4 лет обучения в начальной школе стали:
1. Динамика коэффициента сплоченности детского коллектива – в классе нет не принятых коллективом детей, по результатам социометрии более 12 взаимовыборов, в классе 3 лидера.
2. Динамика социального статуса детей в детском коллективе и семье имеет позитивные показатели, по результатам исследования психологов.
3. Все дети активные участники коллективной творческой деятельности класса и школы в целом, намечается динамика сформированности субъектной позиции к воспитательному процессу и у родителей учеников.
4. По результатам анкетирования учащихся класса – 100% детей отмечают позитивное отношение к школе и детскому коллективу.
5. Интегративное качества личности – самостоятельность, эмпатия, коммуникативность – являются оптимально развиты у детей данного возраста.
В конце учебного года все отделы отчитываются о выполненной работе за год. Одну из форм отчёта в системе соуправления может быть “Устный журнал” (Приложение №1)