Цели:
- познакомить детей с бытом, традициями, играми хакасского народа в XVIII–XIX веках;
- развивать интерес и любовь к родному краю;
- воспитывать у младших школьников бережное отношение к культурному наследию.
Оборудование:
магнитофон, аудиокассеты с записями хакасских мелодий,
национальные костюмы, иллюстрации лекарственных растений, хакасские узоры, мешки для хранения трав, класс оформлен в стиле хакасской юрты.
Ход мероприятия:
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному краю.
(Звучит хакасская музыка.)
А перенесла нас эта песня в дивный край на два столетия назад. Необозримые степи, горные реки, древние курганы, дивной красоты таёжные дали – всё это Хакасия. Край, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники.
Хакасский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, степи золотые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
А вот виднеется хакасская юрта, давайте познакомимся с её хозяевами.
(Ученики стучатся в дверь, их встречают хозяева в национальных костюмах, в роли хозяев – родители Кулумаева Димы, ученика нашего класса.)
Хозяин:
Словно люльку, дверь тяжёлую качни –
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберёмся у хакасского огня,
Зазвучат легенды, песни для тебя.
С жизнью хакасов познакомься, друг мой,
Ты вниманьем посиделки удостой.
Хозяйка: Старый закон гласит: сначала накорми и напои гостя, угости всем, что имеешь, а потом расспрашивай.
Учитель: Какие гости бы ни пришли, по древним обычаям народа, надо встречать их с добром и теплом, как гласит хакасская пословица “ Ты в улус пришёл – тащат снедь на стол, а как в лес пришёл – ягод тьму нашёл”.
(Хозяйка угощает всех гостей чаем с богородской травой и листьями брусники, чёрной смородины, клубники.)
Очень вкусный чай у Вас в юрте заваривается, а не раскроете ли секрет чудодейственного напитка?
(Хозяйка показывает вышитые мешочки с высушенной травой)
Хозяйка: С самой ранней весны я начинаю заготавливать травы, которые применяю не только для приготовления пищи, но и для лечения. Да вы их, наверное, знаете.
(Хозяйка показывает детям иллюстрации, а ребята рассказывают о показанном растении.)
1. Тысячелистник – многолетняя трава, с мелкими листьями, многоцветковые. Бывают цветы белые, розовые. Растет на лугах и лесных опушках лесной зоны, в степях, по склонам гор, дорогам, окраинам полей. Настой применяется как кровоостанавливающее средство, а также в составе так называемого аппетитного чая.
2. Брусника высотой до 25 см с кожистыми вечнозелёными листьями и бледно-розовыми цветками, собранными в густые кисти. Плоды – многочисленные шаровидные ярко-красные. Растет в хвойных и смешанных лесах. Ягоды сладкие, хорошо сохраняются в свежем и мочёном виде, используются на варенье, повидло. Отвар из листьев брусники, иногда применяют как мочегонное средство.
3. Боярышник – кустарник с белыми цветами. Применяют при расстройствах сердечной деятельности, сосудистых неврозах, гипертонической болезни и др.
4. Мать-и-мачеха – многолетнее травянистое растение. Стебли высотой 5—25 см. Цветёт рано весной до появления зелёных листьев. Цветки золотисто-жёлтые. Настой из листьев обладает отхаркивающим действием; применяют при болезнях дыхательных путей. Листья входят в состав грудного и потогонного сборов.
Учитель: Хозяюшка, а кто такие красивые узоры вышивал на мешках?
Хозяйка:
Сама вечерами их вышивала,
Красу разнотравья в них отражала.
Как вышить узоры могу показать,
А вы научитесь их рисовать.
(Ребята рисуют хакасские узоры.)
Хозяйка: Полупальметты – это листья в хакасском орнаменте больше напоминают природные образцы. Хакаски передают их как округлые или всегда заостренные многолопастные отростки на стебле. Лепестки всегда дополняют основной узор. Как единый мотив лист выступает в волнообразном стебле, сохраняя и повторяя постоянно свою остроовальную изгибающую форму. Различные комбинации из полупальметт составляют основной фонд дополняющих узор орнаментальных композиций на вышитых изделиях.
К растительному орнаменту примыкает мотив розетты, он применялся хакасскими и мастерицами в украшении центров узора. Это характерно для вышивки старинных кисетов, сумочек нанчых, головных уборов. Количество цветочных лепестков колеблется от 4 до 7. Большей частью встречаются четырехлепестковые розетты. Лепестки могут принимать округлые и часто почти круглые очертания. Довольно часто встречается центрическая розетка, образуемая путем поворота оси, проходящей через центр круга, в одну сторону по часовой стрелке так, что получается распространенный у многих народов, особенно в хакасском народном искусстве солярный знак в виде вихревой розетки с повернутыми в одну сторону как бы заостренными лепестками. В Хакасии она называется ай хоозы – луна и ибирки хоос – вращающий узор. Каждый лепесток от начала до конца выделен, как техникой шва, так и цветом ниток.
(Дети благодарят хозяйку за интересный рассказ.)
Хозяин: А теперь, друзья, я приглашаю вас на мужскую часть юрты.
На охоту очень часто я хожу,
Что добуду – тем семью кормлю.
Если лося я убил, то вдоволь ешь.
Мяса нет – посмотри, как окунь свеж.
Ну, а если нет и рыбы у меня –
Мы вкусим тепло домашнего огня.
А если вы хотите узнать, на каких животных я охочусь, то отгадайте загадки.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь.)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Над шапками кустарника дерево плывет.
На чьей же голове оно уютно так растет?
Откроет нам поляна лесного великана. (Лось.)
Что за зверь зимой холодной
Ходит в чаще злой, голодный? (Волк.)
С ветки прыг, на ветку скок. (Белка.)
Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса.)
Ребята, какие еще звери живут в наших лесах?
(Бурундук, соболь, куница, марал.)
Хорошо умеете отгадывать загадки, а ведь у хакасского народа есть и игры, связанные с охотой.
Сын хозяина:
Тех, кто смелей,
Кто быстрей и храбрей,
Приглашаю в игру
“Медведь и пень”.
Ход игры:
Перед началом игры дети выбирают водящего и медведя, остальные играющие – пни. На земле очерчивается круг диаметром в 3-4 метра. Все занимают свои места. Пни садятся лицом к центру круга беспорядочно, оставляя проходы между собой. Водящий и медведь стоят в проходах, недалеко друг от друга. По сигналу хозяина первым действует водящий. Он движется между пнями, слегка задевая их макушки, одновременно с этим напевая песенку: “Чабы-чабы, медведь и пень, медведь и пень! Чабы-чабы, медведь и пень, медведь и пень!”
Следом за водящим крадётся медведь, чтобы поймать его. Если поймает, оба они становятся пнями и садятся, а вместо них сын хозяина выбирает других детей.
(Снова зазвучала хакасская мелодия.)
Учитель: Ребята, снова звучит музыка, которая помогла нам переместиться в 19 век. Значит, нам пора возвращаться в шумный, быстротечный 21 век.
Какие слова вы хотите сказать на прощание нашим новым друзьям?
(Ребята говорят слова благодарности.)
Расставаться с вами жаль нам,
Мы Вас любим всех, друзья!
Только время мчится быстро,
Нам заканчивать пора.
Учитель: Вот мы с вами и совершили путешествие. Что нового и интересного вы узнали? Какими впечатлениями поделитесь дома?
Хакасская земля, любимая, родная,
Становишься ты краше с каждым днём,
Но старину отцов – не забываем,
Традиции, обряды чтём.
Литература
- Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов, Абакан, 1996 г.
- Патапчук К.М. Культура и быт хакасов XVIII-XIX в.в., Абакан. 1958 г.
- Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками//Начальная школа. – 1993, – С. 17 – 19.
- Карпов Д.В., Кирбижекова У.Н. Хакасские пословицы, поговорки. – Абакан, 1960.
- Прокофьев С.М. Природа Хакасии. – Абакан: Хакасское кн. изд-во,\ 1993 -205 с.
- Чебодаев П.И. История Хакасии. – Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1992-156 с.