Цели:
- повторить материал о лиственных и хвойных растениях изученный в 1 классе, научиться отличать деревья, кустарники и травянистые растения,
- обсудить с детьми отличительные признаки цветковых и хвойных (споровых) растений,
- продолжить учить детей работать с книгой, словарём, хрестоматией,
- продолжить формирование обще учебного умения высказывать своё мнение, суждение по результатам сравнения (на примере сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп), формирование самостоятельности и активности, привитие интереса к изучаемому предмету, воспитание любви к родному краю.
Ход урока
1. Психологический настрой, (улыбнитесь друг другу)
2. Проверка домашнего задания.
- Почему растения с пыльными листьями гибнет?
- Для чего растениям нужен углекислый газ?
- О какой чудесной “ фабрике” кислорода вы прочитали в хрестоматии?
- Почему кислород на земле не иссякает?
3. Повторение (связь с полученными ранее знаниями)
Сейчас нам придется немного поразмыслить и вспомнить. Мы с вами в 1 классе говорили о хвойных и лиственных растениях.
- Как вы думаете лиственные растения это, какие?
- А хвойные?
- Как называются иголки у хвойных растений? (листья – хвоинки)
Общие признаки:
- Чем сходны и лиственные и хвойные растения? (у них есть семена)
Отличительны признаки:
- А чем отличаются? (одни цветут, другие нет)
- Какие цветут хвойные или лиственные? (лиственные)
- А хвойные? (нет)
4. Новая тема.
постановка целей урока.
Вот сегодня мы с вами будем говорить о растениях, которые цветут и называются цветковыми и о хвойных растениях.
подготовка к восприятию новой темы.
Вы знаете с 1 класса, что растения можно разделить на три группы: прочитайте на доске.
- Деревья.
- Кустарники,
- Травянистые растения.
работа по учебнику, (с. 73)
Сравнение ответов записанных на доске с ответами учебника.
- Какие ошибки вы допустили?
ФИЗМИНУТКА: Выйти и построиться в круг. Цель игры: назвать по кругу деревья, кустарники, травянистые растения, хлопая, при этом друг друга по ладошке.
Практическая работа.
В тетради для самостоятельной работы на печатной основе (с. 29 № 41)
- Прочитайте в столбиках названия растений?
- Какие из них вы знаете? (если не знают показать)
- Используя значки, покажи, какие растения относятся к деревьям, а какие к кустарникам? Проверка, самооценка с помощью линеечки.
Работа по учебнику.
Повторное чтение последней строчки с. 73, выделенной синим цветом.
Работа со словарем.
- Что такое цветковые растения?
- Как мы быстро найдем словарь? (содержание)
- На какую букву будем искать? (ц)
Прочитайте про себя, а затем вслух.
Вывод: (делают дети)
- Почему их называют цветковыми растениями? (потому что они цветут хотя бы раз в жизни)
- Что образуется после цветения на месте цветка? (плод с семенами)
Работа с рисунком учебника, (с.74)
- вопрос учебника (дерево-груша, кустарник-шиповник, травянистое растение- горох)
Практическая работа, (с раздаточным материалом половинки груши, яблока, томатов)
Рассмотрите плоды груши, яблони, томатов.
Можно ли назвать их плодами?
Почему?
А что у них внутри?
Зачем семена спрятаны внутри? (плод защищает семена)
ФИЗМИНУТКА.
Учитель: Каких чудес не бывает среди растений…
Найдите эти строки в учебнике и продолжите чтение (с77 внизу)
Как называются такие растения? (хвойные)
Прочитаем в словаре, что значит хвойные растения?
Назовём отличительные признаки, (с.75)
Где развиваются семена у хвойных растений? (в шишках)
Работа с рисунком учебника, с.75
Выскажи своё предположение.
Практическая работа в парах с лупой.
Возьмите шишку расщепите её и найдите семена.
Рассмотрите их с помощью лупы, помогите друг другу.
-Почему семена внутри шишки? (она защищает их)
5. Дополнение знаний детей об отличительных признаках хвойных растений.
Тексты в хрестоматии: “ Как узнать хвойные растения?”
“Сибирская сосна”
6. Закрепление знаний.
Работа в тетради с. 30 № 42
Проверка.
7. Итог урока.
Назовите, отличительные признаки цветковых растений и хвойных растений.