Методическая разработка тренинга "Подари Земле жизнь"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цель: Формирование осознанного бережного отношения к природе.

Участники: Ведущие тренинга, ученики средних классов .

 Материалы: Листы формата «А4», фломастеры (карандаши)

Помещение: Изолированная комната со столами и стульями. Наличие Персонального компьютера и мультимедийного проектора, свободного пространства, на котором можно построить участников тренинга в круг.

Особенности работы ведущего: В подготовке тренинга важно учиты вать уровень знаний участников (он может быть достаточно высоким) подготовить дополнительный материал для стимуляции хода дискуссии. Важным обстоятельством тренинга является его динамизм, поэтому ведущий должен ограничивать выступления участников по времени. К каждой обсуждаемой теме тренинга дается примерное резюме ведущего, которое по необходимости можно использовать для подведения итогов обсуждения каждой темы. Для проведения тренинга используются буклет (Приложение 1), презентация (Приложение 2)

Ход тренинга:

1) Приветствие участников. Психогимнастика (разминочные упражнения).

Вводная: ведущий рассказывает о цели тренинга, его ходе.

Ведущий: Тема нашей сегодняшней встречи – экология, и тот вред, который могут нанести люди окружающему миру. Вы наверняка уже слышали о экологической проблеме, а значит, задумывались над этой проблемой.

Сейчас мы будем писать словосочетания, которые помогут нам в нашем общении, обсуждении темы «Подари Земле жизнь».

Итак, положите перед собой лист бумаги и возьмите черный фломастер. И напишите 3 словосочетания, характеризующих отрицательную деятельность человека на окружающий мир. Писать их можно достаточно крупно. А теперь возьмите зеленый фломастер и напишите 3 словосочетанийя, характеризующих положительную деятельность человека на окружающий мир. И в течении тренинга вам надо следить за тем затрагиваемся ли мы ваши словосочетания и вычеркивать

Тренинг будут вести два ведущих. Одна из них излагает положительную деятельность человека, а другая после обсуждения отрицательную деятельность.

Каждый человек, ставший на путь охраны природы, должен владеть хотя бы минимумом знаний по экологии, но все же главное его оружие это любовь ко всему цветущему, жужжащему, распускающемуся, ле тяшему, прыгающему. Люби и береги все это. ведь главное в жизни каждого из нас – сохранение и умножение органического царства красавицы Земли.

Проблема №1

Человек губит деревья, рвет цветы, плохо обращается с пойменными лугами, по вине человека иногда бывают лесные пожары, заболачиваются территории и уничтожаются растения. Почему, заменяя старые ржавые трубы, бульдозерист выкорчевывает деревья, которые с таким трудом вырастил дворник? Почему на месте любимого всеми в районе тенистого сквера собираются строить склад или завод, не считаясь с мнением местного населения?

Значение леса: воздухоохранная, место обитания животных, почвозащитная, снегозащитная, полезащитная, водоохранная, закрепление песков. Тополь, дуб – очень много углекислоты поглощает.

С одной стороны, человек увеличивает разнообразие растений, а с другой нарушает взаимосвязи в природе, разрушает растительные сообщества. Отсюда вытекает необходимость охраны растительного мира как важного компонента окружаюшей среды, защиты, восстановление и обогащение природы государством. Подумайте, к чему все это может привести?

Человек возделывает лучшие сорта, он оказывает сильное влияние на дикорастущие растения: проводит лесопосадки, изменяет состав растений луга, леса, болота и т.п.

Выйди во двор, подвяжи сломанную веточку, посади цветок и поливай его! Помни: спасение маленького уголка природы – это всеобщее дело спасения природы планеты.

(Обсуждение – 3–5 минут). Участники высказывают свою точку зрения. Ведущий просит участникам высказывать только свое мнение, не споря с точкой зрения оппонентов. В случае, если участники не могут привести аргументы в пользу своей позиции ведущие помогают.

Проблема №2.

В последнее время появилось очень много бездомных и беззащитных «домашних» животных. Поиграл и выбросил, пожалел родившихся котят или щенков, а девать их некуда, и остается один выход – улица, где, как мы думаем, «много добрых людей». И горят на наших глазах безумно по-человечески кричащие кошки, которых облили бензином, а вот малыши томят в луже маленькою щенка и тут же рядом валяется голубь, которого кто-то на спор переехал на велосипеде – твое сердце не замерло при прочтении этих строк?

Надо устраивать бездомных животных к новым хозяевам, ведь сколько рядом одиноких людей, для которых это беззащитное существо станет единственным смыслом в жизни. А если мыслить более глобально, то с местными комитетами по охране природы, по делам молодежи можно устроить приют для бездомных животных.

Нередко зимой вы находите мертвых птичек. Они погибли не от холода, а из-за отсутствия пищи. Знайте: Без помощи человека из 10 синиц до весны доживает только две!

В наших местах з имовать остается все меньше и меньше птиц, в садах не встретишь дятлов, сов, глухарей, и т.д. Не приведет ли это к экологической катастрофе? Ведь сколько насекомых-вредителей они уничтожают.

Подкорми зимующих птиц, сделай скворечник и повесь его. найди новый дом для бездомной кошки и собаки.

Проблема №3

Наша беда и гордость – красавица Волга и водные ресурсы нашей местности сюда относится и наша река Малая Була. Многоводная, богатая органикой и биомассой Волга все больше становится похожей на сточную канаву для городов и промышленных комплексов. Взрослые дяди и тети рассчитывают при этом на естественное самоочищение реки, не думая о том, что давно уже своими стройками нарушили водный баланс реки. Губят реку, губят и наше здоровье. А сколько мусора мы выбрасываем в реку которые вскоре губят всю органику рек. Для удовлетворения своих потребностей человек в год извлекает около 100 млрд. тонн руды, горючих ископаемых и другого сырья, что составляет 25 тонн на каждого жителя планеты. При этом 96–98% добываемого сырья идет в отходы;

– производит 1 тонну мусора (пищевого и бытового);

– выбрасывает в океан 6 млрд. тонн твердых отходов, от 69–90 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в биосферу, 20 млрд. тонн углекислого газа в атмосферу, что ведет к концентрации опасных химических элементов в воздухе, почве, воде. Вывод очевиден, человек, используя ресурсы Земли, глобально загрязняет биосферу.

Нам всем людям всех поселков, сел, деревень, городов, надо объединиться на защиту Волги и её бассейна и надо расчищать ее захламленные берега, помогать ученым-экологам в исследованиях воды, поднимать вопросы о бедах Волги в прессе, проводить акции протеста. Не долго ждать то время, когда вместо чистой, прозрачной воды будет струиться смесь песчаника с мазутом, нефтью и различными отходами, а рыбаки будут вылавливать консервные банки, на которых будет написано: «Представьте – это осетр». Появится проблема чистой пресной воды, которая уже возникла во многих про мышленно развитых странах. Помни, беда Волги – твоя беда! Ты уже пострадал, еще больше пострадают дети, а твои внуки... Какой вклад бы внес ты в защиту водоёмов?

Проблема №4

Человеком уничтожено 75% млекопитающих и 76% птиц из числа исчезнувших видов Гибель особей и сокращений численности популяций. Лоси, олени, косули и кабаны, птицы и насекомые гибнут на дорогах под колесами автотранспорта. Полевые работы приводят к гибели тетеревов, зайцев, перепелов в большей мере, чем охота. Миллионы перелетных птиц сгорает в газовых факелах, где сжигают отходящие газы при добыче нефти. Животные гибнут в разливах нефти, на проводах и опорах линий электропередач (степные орлы, могильники, беркуты и др.), при проглатывании пластмассовых предметов, плавающих в море (морские черепахи) в рыболовных сетях (дельфины, тюлени, водоплавающие птицы). Около наших волжских городов и сел еще сохранились пока редкие растения и животные. Очень много растений и животных находятся на грани исчезновения. Что делается для защиты этих растений человеком и из-за чего они исчезают с лица Земли?

Сохранить в неизменном состоянии и охране от уничтожения и разрушения особо ценных объектов, взятых под охрану государством, созданы заповедники и заказники.

В России в настоящее время около 100 заповедников, общая площадь охраняемых природных объектов достигает 3% общей площади страны. (США – 7,1%, в Австралии – 4,6%)

Красная книга – это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.

Первая Красная книга – международная появилась в 1966 г. Её изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех, опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет этой книги не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде. Вскоре вышли Красные книги отдельных стран, областей, республик.

В книге: черная страница содержит названия исчезнувших видов, красная – виды на грани исчезновения, желтая – восстанавливающихся, зеленая – малоизученных, белая – не изученных видов животных и растений.

Растения, занесенные в Красную книгу Чувашии из нашей местности: Василек синий, Колокольчик, Лилия, Подснежник, Тюльпан, Пион, Цикламен, Незабудка.

Есть и лекарственные растения, которые помогают вылечиться от многих болезней человеку. В нужное время им они так необходимы. Вот например мать-и-мачеха – помогает от простудных заболеваний, также тысячелистник, кедр, подорожник, но некоторые из них занесены в Красную книгу. Поэтому следует обращаться с ними очень осторожно.

Охраняемые территории: заповедники (территории, где исключается хозяйственная деятельность человека, разводят редкие виды растений и животных), памятники природы (отдельные природные объекты (водопады, пещеры, гейзеры), заказники (территории с частичным режимом охраны), национальные парки (участки, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях.).

Статья 61 Конституция ЧР

Граждане ЧР обязаны беречь природу, охранять ее богатства. Необходимо создавать больше охраняемых территорий, микрозаказники с целью охраны конкретных видов растений. Необходимо запретить сбор диких цветковых растений. Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объеме, исключить из этого списка растения редкие и занесенные в Красную книгу.

Выяви их с членами команды и оберегай. Особенно ценные для природы и науки виды могут получить статусы памятника природы, к которым относятся не только биологические, но и геологические объекты (родники, камни, различные стоянки древних людей). Если мы не позаботимся о них вовремя, то они могу! Очень скоро исчезнуть с лица земли.

Проблема №5

В результате своей жизни и деятельности человек создает очень много загрязняющих веществ, которые, попадая в огромных количествах в атмосферу, образуют с водой кислотные дожди. Кислая дождевая вода, попадая в почву, снижает ее плодородие, подавляя жизнедеятельность бактерий, снижая численность дождевых червей. Серная и сернистая кислоты вместе с другими веществами загрязняют все во мне: реки, озера, грунтовые воды, леса, поля. Подумайте, какой у нас воздух? В настоящее время из всех частей природы на самом критичном уровне атмосфера. Чем только она не загрязняется. Отчего происходит озоновая дыра и парниковый эффект? Сколько ядовитых газов ежедневно выводятся из заводских труб, выхлопных газов от транспорта?

Чтобы не загрязнять атмосферу, следует на трубах заводов ставить фильтры, препятствующих выбросу ядовитых веществ.

Подведение итогов:

Земля подарила миру тебя, и ты подари Земле мир!

Активно участвуй в экологических акциях и протестах. Помогай взрослым в их нелегкой борьбе за жизнь нашей планеты. Погибнут растения и животные погибнем и мы. Помни, что человек не единственный полноправный хозяин земли, а лишь один из миллионов ее детей. Один, но губящий своих братьев и сестер, свою мать, не думая совершенно, что без них он ничто!

Использованная литература

  1. Петров В.В. “ Растительный мир нашей Родины”; М. 1991 г.
  2. Сборник “ Экологическое образование учителю биологии”; Челябинск 1991 г.
  3. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. глобальная экология: М.: Просвещение, 1998 г.
  4. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1986 г.
  5. Нобель Б. Наука об окружающей среде (как устроен мир) В 2 т. Перевод с английского. – М.: Мир, 1993 г.