Цель: Научить верстать информационный и графический материал с помощью ПК, используя возможности настольной издательской системы PageMaker.
Задачи:
образовательные
- сформировать первичные навыки работы в настольной издательской системе PageMaker;
- обучить технологии верстки страниц;
- формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать текстовый и графический материал;
развивающие
- развить умение применять знания на практике; познавательный интерес, творческую активность; логическое мышление, внимание;
воспитательные
- содействовать профориентации учащихся (ознакомление с профессией верстальщик);
- дать понять учащимся о необходимости данной программы в повседневной и деловой жизни.
Метод: проблемная ситуация, частично-поисковый.
Тип урока: комбинированный – урок объяснения нового материала, повторение пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков.
Вид урока: беседа, практическая работа.
Ход урока
Актуализация опорных знаний:
- Для чего предназначена программа PageMaker?
- Основные элементы Палитры инструментов.
- Для чего предназначена Управляющая палитра?
- Понятия монтажный стол, реальный размер, целая страница.
- Как вставить текстовый блок в документ?
- Как вставить иллюстрацию в документ?
Изучение нового материала (с элементами повторения):
- Оформление текстового блока.
Текстовые блоки
Текст в PageMaker представлен в виде особого объекта – текстового блока. Текстовый блок можно перемещать, масштабировать, делить на несколько текстовых блоков, соединять с другими блоками.
- Вставка текстового блока:
- Файл / Поместить.
- В появившемся окне выбрать папку, где хранится основной текстовый материал.
- Выбрать помещаемый файл и нажать кнопку Открыть.
- Курсор примет форму пиктограммы текста .
- Эту пиктограмму нужно установить в верхний левый угол предполагаемого текстового блока и нажать левую кнопку мыши (рис. 1).
Текстовые блоки имеют вид, показанный на рис.2. Размер блока можно изменить, если «потянуть за ушко»: установить указатель мыши в «ушко» и, удерживая левую клавишу, переместить границу блока вверх или вниз.
Для редактирования текстового блока необходимо выбрать инструмент Текст и с помощью Управляющей палитры, изображенной на рис. 3, сделать соответствующие изменения.
- Оформление графики. Маска.
- Работа с графикой
Иллюстрации вставляются в документ аналогично тому, как вставляется текст, или же могут быть перенесены из другой программы с помощью буфера обмена (Копировать / Вставить). Вставленную иллюстрацию можно перемещать, масштабировать, обрезать используя кнопки Управляющей палитры (рис. 4).
К иллюстрациям можно применять маску. Маскирование позволяет поместить рисунок в рамку, при этом отображается только та часть рисунка, которая ограничена этой рамкой (рис. 5).
Оформление маски:
- Вставить рисунок.
- Нарисовать соответствующую рамку. Рамка может быть нарисована любым инструментом.
- Выделить рисунок и рамку одновременно, используя кнопку Shift
- Выполнить команду Элемент / Применить маску.
- Сгруппировать рисунки, выполнив команду Элемент / Сгруппировать. Если это не делать, то элементы (рисунок, рамка) будут перемещаться отдельно друг от друга.
- Совместное размещение графики и текста.
Важнейшим вопросом верстки является совместное размещение графики и текста на странице. Существует несколько основных способов размещения графики и текста:
- независимое расположение графики и текстовых блоков;
- текст располагается поверх графики;
- обтекание графики текстом.
Оформление размещения:
- Выделить иллюстрацию.
- Выполнить команду Элемент / Обтекание текстом. Откроется диалоговое окно настройки, изображенное на рис.6.
- Выбрать тип обтекания. Для создания обтекания неправильной формы сначала задаются параметры прямоугольного обтекания, затем границы настраиваются вручную (рис. 7).
- Создание макета верстки первой страницы.
Ребятам предлагаются макеты верстки первой страницы (рис.8), на основе которых учащиеся создают свои макеты.
Применение ЗУН (практическая работа)
Учащиеся должны сверстать первую страницу своей газеты, используя представленные макеты или использовать свой дизайн. Если учащийся справляется с заданием раньше положенного времени, то ему предлагается приступить к верстке второй страницы.
Заключение:
- Оценить работы учащихся.
- Обобщить, выделить главное, провести анализ выполненных работ, отметить положительные и отрицательные моменты.
- Домашнее задание (перспектива на следующий урок): подобрать информационный и графический материал для следующих полос газеты.