Цели:
1. Установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.
2. Научить детей определять склонения имён существительных.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока.
1. Постановка темы урока:
– Каким у нас должен быть урок? (интересным, поучительным, весёлым, добрым)
– Тему нашего урока постарайтесь определить сами. У меня на столе лежат карточки со словами, обозначающими признаки предметов. Нужно взять карточку и объяснить орфограмму, а затем образовать однокоренное имя существительное (ответы учитель записывает на доске)
красивый – красота
счастливый – счастье
любимый – любовь
осенний – осень
ненастный – ненастье
невежественный – невежа
искристый – искра
единственный – единство
ежевичный – ежевика
– Из первой буквы каждого слова составьте название темы нашего урока (склонение)
2. Что вы уже знаете о склонении имён существительных?
Ответы детей:
Склонение – это изменение имён существительных по падежам.
Склонение – это постоянный грамматический признак.
Существительные делятся на три склонения.
3. Сегодня нам предстоит решить ещё две задачи (запись на доске):
1. Установить отличительные признаки имён существительных разных склонений.
2. Научиться определять склонения существительных.
4. Фронтальная работа с классом.
– На какие группы можно разделить имена существительные, которые мы с вами образовали от прилагательных? (На три группы – 1-е, 2-е и 3-е склонение)
а) запишите существительные 1-го склонения в первый столбик. Докажите, что они первого склонения (у доски работает ученик)
б) запишите существительные 2-го склонения во 2 столбик и докажите (у доски работает другой ученик)
в) запишите существительные 3-го склонения в 3 столбик, докажите (на доске выставляются опорные карточки)
1 склонение м.р. ж.р. - а, - я |
2 склонение м.р. с.р. - о, - е, - ? |
3 склонение ж.р. на -ь |
5. Дифференцированное задание
1 уровень – учащиеся работают по карточкам. Определяют склонение имён существительных.
2 уровень – придумайте и запишите по три слова 1-го. 2-го и 3-го склонения.
3 уровень – (запись на доске) Дописать пословицы. Определить склонение имён существительных.
Нет м..лее дру..ка, чем ……… ……….. .
Человек без Родины, что птица без ………… .
– Что вызывает у вас трудность в определении склонений существительных? (Существительные стоят в косвенных падежах)
– Как определить склонение существительного в косвенном падеже? (Имя существительное в косвенном падеже нужно поставить в начальную форму, выделить окончание, установить род и определить, к какому склонению относится имя существительное)
6. Работа по развитию речи.
а) образуйте словосочетания, подобрав к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные безоблачный, ослепительный, материнский, золотой, зимний, грубый, сладкий, прочный, весёлый (Ответы учащихся)
– Запишите словосочетания, которые вам понравились больше всего?
б) составьте предложение со словосочетанием материнская любовь.
Стихотворение
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама,мама!
7. Итог урока. Удалось ли нам добиться поставленной цели?
Итак, мы установили отличительные признак имён существительных разных склонений и научились определять склонение существительных в косвенных падежах.
8. Домашнее задание.
Подобрать и записать по пять существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.