Мотивация учения, поведения и выбора профессии суворовцами

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Никакое эффективное педагогическое взаимодействие с подростком, юношей невозможно без учета особенностей его мотивации. Именно это влияет на успешность учебной работы. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков, что очень важно на сегодняшний момент. Так же правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения. На уроках информатики это представляется возможным. Самым главным при формировании мотивов является тот факт, что учеба это не подготовка к дальнейшей жизни, а сама жизнь.

Мотивация – побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения. Одним из существующего множества путей и средств, выработанных практикой, для формирования устойчивых познавательных интересов и мотивов, является применение в учебном и воспитательном процессе информационных технологий. Под информационной технологией обучения понимают совокупность форм организации взаимодействия преподавателя и обучаемого в рамках учебно-воспитательного процесса на базе ВТ, комплекс программно-инструментальных средств ЭВМ в поддержку этого взаимодействия и методику его использования. Учебный процесс в этом случае строится как единый цикл уроков, каждый из которых предполагает ту или иную форму использования ВТ, информационной технологии: работа с компьютерными учебниками, тренажерами, обучающими, демонстрационными, контролирующими программами, предметно-ориентированными средами. Использование информационной технологии на всех стадиях педагогического позволяет не только сократить время на освоение материала, повысить глубину и прочность знаний, уровень развития учащихся, снять напряжение, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность, развитие творческих способностей человека, прививает навыки исследовательской деятельности, формирует познавательные и развивающие мотивы. Большие возможности на этом пути открывает использование интерактивных компьютерных средств и пособий, вынуждающих обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем, постоянно текущего тестового контроля достижений, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников. Наиболее эффективными методами формирования мотивации учения служат: интегрированные уроки, интерактивные лекции, игровые технологии, формирование познавательной мотивации через связь изучаемого с жизнью, показа последствия поступков, формирование чувства долга, ответственности, профориентации, обучение с компьютерной поддержкой, использование обучающих программ (компьютерные (электронные) учебники, предметно-ориентированные среды, лабораторные практикумы, тренажеры, контролирующие программы), привлечение учащихся к участию в управлении учебным процессом (научно-исследовательские проекты), оценочная деятельность как прием формирования социальной мотивации, и другие.

Первое что использует каждый учитель – это наглядность как средство повышения интереса и один из приемов формирования мотивации. Наглядность подразделяется на натурную (реальные процессы или предметы), изобразительную (фотографии, рисунки) и символическую (чертежи, графики, таблицы, схемы, диаграммы). Наглядность каждого вида выполняет свои функции как средство познания, иллюстрации мысли, развития наблюдательности, лучшего запоминания материала. Применение наглядности ориентирует учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств, концентрировать внимание на самых существенных моментах, показывать предмет в развитии. Использование средств наглядности должно быть целесообразным, без излишней перегрузки. Требуется сочетать наглядность и мысленные действия, наглядность и слова. Использование наглядности дает дополнительный стимул к занятиям, повышает ритм занятия, повышает интерес, т.е. напрямую влияет на мотивацию учения. Разрабатывая дидактический материал, необходимо не только обращать внимание на учебную сторону, но и на воспитательную и профориентационную. Так, например, при изучении темы «Информационные технологии обработки числовой информации» – « Применение различных сред для вычисления определенного интеграла на ЭВМ» целесообразно рассмотреть задачу «Площадь радиоактивного следа». На ней мы можем продемонстрировать приемы вычисления определенного интеграла через первообразную функции как в математике, но и в информатике: в среде программирования QBASIC , в MathCAD и Advanced Graphed .

Наряду с наглядностью высокий результат дает технология проведения интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения. Применение мультимедиа-технологии в обучении обеспечивает восприятие человеком информации (звуковой, видео, анимации) одновременно несколькими органами чувств, что значительно повышает интерес, дает возможность усвоения материала. Интерактивность дает учащимся активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения, а преподавателю – эффективно использовать учебное время лекции, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала. Применение на уроке или части его интерактивных лекций и бесед требует значительной подготовки. Во-первых, необходимо подобрать готовые программные продукты, которые можно приобрести, и адаптировать их к учебному материалу урока. Во-вторых, есть возможность самим разработать сценарий лекции, а технически создаст учебный фильм лаборатория ТСО СВУ. Я использую чаще всего третий вариант: сама не только разрабатываю сценарии, но и технически их представляю в виде презентаций в среде «POWER POINT» и такую же работу выполняют мои ученики во время работы над учебными проектами. Лекционный материал должен быть четко и лаконично представлен, кадры не перегружены, должны нести необходимую информацию, служить опорными сигналами для беседы, ответа, диалога.

Одним из важных моментов является формирование познавательной мотивации через связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники, экскурсы в историю, показа последствия поступков, формирование чувства долга, ответственности, профориентации, учить предъявлять требования прежде всего к самому себе. У старшеклассников на ведущее место выдвигаются социальные мотивы, связанные с определением своей роли и места в обществе, выбором жизненного пути – «учусь, чтобы быть полезным обществу, государству», мотивы выбора профессии. В связи со спецификой училища на одно из основных мест воспитания должно выходить формирование готовности прийти на защиту Родины, став профессиональным военным. Для этого особое внимание при изучении учебного материала на уроке и во вне урочное время должно быть направлено на внутреннюю и внешнюю мотивации обучения как в суворовском военном училище, так и в военном ВУЗе. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией – умение грамотно пользоваться различными источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность. Важным на данный момент становится и овладение информационными и коммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования. В целях профориентации курс информатики должен давать учащимся сведения о профессиях, непосредственно связанных с ЭВМ и информатикой, а также обучить учащегося работе на компьютере и использованию средств новых информационных технологий в быту, в последующей учебной деятельности. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как и многие развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.), Россия видит в этом залог успешного государственного и экономического развития. Каждый гражданин России должен быть готов к защите Отечества, а в связи еще и со спецификой училища, вся наша деятельность должна быть так или иначе связана с вопросами профориентации, выбором будущей профессии военного. Практически все ВУЗы МО готовят специалистов по управлению, сбору, обработке, хранению и защите информации. Жизнь армии не возможно представить без вычислительной техники во всех ее проявлениях – это и автоматизированные системы управления (АСУ) войсками, АСУ боевыми средствами и многое другое не менее важное. Современные части РА оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей. Ни один вид оружия не может существовать сейчас без вычислительных инструментов, приборов, ЭВМ. Служба в ВС требует высокообразованных и физически подготовленных людей, в совершенстве знающих свое оружие и умеющих мастерски его применять. При предварительном опросе суворовцев 3 (выпускного) курса 40 процентов выпускников выбрали военные специальности, связанные с обработкой, хранением и защитой информации, и так каждый год. Таким образом мы формируем долгосрочную жизненную мотивацию продолжения образования, выбора будущей специальности, а отсюда и программирование успешности дальнейшей жизни. С первого курса на уроках, дополнительных, внеклассных и факультативных занятиях проводятся беседы по профориентации, подобрана и оформлена информация, в данном случае связанная со специальностями, которые можно получить в ВУЗах МО РФ «Военно-учебные заведения МО РФ, готовящие специалистов по сбору, обработке и защите информации, программированию и вычислительной технике». Обращаем особое внимание учеников на то, какими знаниями, умениями и качествами они должны обладать, чтобы получить желаемую специальность. На каждом из уроков и во внеурочное время весь материал, так или иначе, должен представлять с точки зрения его практической значимости и применения в военной области, где и как его можно использовать в учебной и профессиональной деятельности, особое внимание, уделяя той или иной специальности по обработке информации. Это могут быть и задачи с военным содержанием, и викторины, тесты и т.п. Ежегодно проводятся в училище конкурсы на звания «Лучший программист – дизайнер», «Лучший оператор ЭВМ», военно-аналитическая игра «Военные сборы (сбор, обработка и защита информации)» и многое другое. Одним из путей формирования патриотического воспитания стоит разъяснение требований приказов и уставов. Его наглядно можно продемонстрировать на материале уроков информатики, на внеклассной работе. Пример тому проводимый ежегодно среди взводов училища конкурс «Разработка учебно-тренировочных карт по уставам» (описания алгоритмов блок-схемами). Обязательным условием при объяснение любого учебного материала является установление причинно-следственных связей. Так, например, при изучении темы «История развития ВТ» мы, говоря о первых ЭВМ в мире «ЭНИАК» и «КОЛОСС», обращаем внимание на то, для чего они были предназначены – для расчета проекта атомной бомбы, таблиц прицельного сбрасывания бомб с самолетов и дешифровки информации. Хиросима и Нагасаки стали страшным итогом «их работы». Отсюда вытекает вопрос воспитания ответственности, человеколюбия, так как современная баллистическая межконтинентальная ракета несет по 10 ядерных боеголовок, каждая из которых в 10 раз превосходит мощностью атомную бомбу, сброшенную на Хиросиму. Знания формируют взгляды, переходящие в убеждения.

Эффективность мотивации учения определяет и обучение с компьютерной поддержкой, в том числе – использование обучающих программ, которые реализуют одно из наиболее перспективных областей применения новых информационных технологий в преподавании и изучении любого предмета. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления. Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь найти и применить при решении определённого класса задач). Применять компьютерные программы можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача учителя – правильно организовать эту работу. Внедрение ЭВТ в учебный процесс влияет как на традиционные методы ведения урока, так и на методы изложения материала. Программные педагогические средства (ППС) используются для отработки механических навыков, формирования практических умений, в качестве справочных учебных систем, демонстрационных, развивающих, образовательных игр, для проверки гипотез, моделирования и как средство обучения и контроля. Программно-педагогические средства классифицируются по назначению следующим образом: компьютерные (электронные) учебники, предметно-ориентированные среды, лабораторные практикумы, тренажеры, контролирующие программы.

Чтобы поддерживать и формировать мотивацию учителю необходимо приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность, поощрять выполнение заданий повышенной трудности, учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки. К наиболее значимым приемам социальной мотивации могут быть отнесены установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися, привлечение ученика к организации учебного процесса, к оценочной деятельности. Основными приемами, включающими учащихся данной категории в учебное взаимодействие на уровне субъекта, можно назвать все про­блемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Однако педагогу непросто организовывать про­блемные ситуации на каждом уроке. Вот почему наряду с ними можно предложить для учащихся с исполнительской активностью особые ролевые ситуации. Учащиеся могут подключаться к технологии оце­нивания устных и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль эксперта, консультанта, для этого их необходимо вооружить критериями по оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий. Ученику можно предложить роль режиссера, который следит за темпом уро­ка; мудреца, который подводит итог занятию, хранителя знаний и т.д. Я использую еще несколько приемов – это привлечение суворовцев к разработке учебных проектов на ЭВМ по разработке ППС по информатике, военной подготовке, химии, физике, математике в выбранной ими информационной технологии и создание контролирующих программ (тестов). В состав проекта в обязательном порядке входят обучающие программы (электронные учебники), контролирующие программы, программы сопровождения урока (в виде презентаций). Работа проходит во время факультативов, куда приходят чаще всего ребята, которые хотят связать свою судьбу с обработкой информации, выбрав соответствующий ВУЗ, суворовцы 2-го и, преимущественно, 3-го курсов. Суворовцы, под руководством преподавателя информатики и офицера–воспитателя или учителя–предметника подбирают теоретический материал, обрабатывают его, разрабатывают блоки теории, вопросы контроля и ответы к ним, разрабатывают программу в выбранной им технологии, проверяют ее работоспособность в отладочном режиме, приглашая своих товарищей в качестве экспертов и испытуемых, определяют оптимальное время работы программы. Работы защищаются во время выпускного экзамена и в дальнейшем применяются непосредственно преподавателями информатики училища, офицерами воспитателями в учебном процессе на уроке при объяснении нового материала, при повторении и тренинге, на дополнительных занятиях с теми, кто пропустил тему, при контроле и самоконтроле, при подготовке к экзаменам. Это не только позволяет определиться с выбором будущей профессии, но и поверить в свои силы, дает возможность суворовцам оставить след в родном училище, так как, являясь авторской, она под этим именем и применяется мной и моими коллегами в учебном процессе. Тут на полную мощность эксплуатируются «маленькие человеческие слабости»: каждому приятно быть замеченным и отмеченным. Такая работа доставляет радость профессионального труда, она также помогает лучше изучить язык программирования, новые информационные технологии обработки графической, текстовой, числовой информации. Выполняемая работа формирует культуру учения, позволяя суворовцу освоить такие виды деятельности, как организаторская, самоорганизующая, проектная, мыслительная, информационно-коммуникативная, познавательная, оценочная. Она воспитывает качества, необходимые будущему офицеру – самостоятельность, умение брать ответственность на себя, способность быстро ориентироваться в обстановке и принимать решение в нестандартных ситуациях, независимость и самостоятельность суждений, способность четко, лаконично формулировать сообщения, распоряжения, инициатива и находчивость, настойчивость, решительность, самообладание и выдержку, трудолюбие, аккуратность в работе. При всех плюсах проектной работы есть и несколько минусов. Первое – суворовское училище это учебное заведение закрытого типа и воспитанники круглосуточно находятся в стенах училища. Их жизнь подчинена распорядку и данную работу они могут выполнять только во время факультативов и дополнительных занятий по информатике, а это не более 70 часов, поэтому возможна групповая (2 человека) над проектом. Второе – со стороны преподавателя информатики это тоже большая нагрузка как в организации работы суворовца над проектом, так и в оказании всесторонней помощи при подборе литературы, освоении технологий и т.п.. Прежде чем приступить к работе мы знакомим суворовцев с требованиями, предъявляемым к научно-исследовательскому проекту, критериями оценки, контрольными сроками поэтапной работы над проектом. Для более четкой организации, вся работа над проектом разделена на этапы, с определением конкретных сроков каждого из них. Предлагаемый перечень этапов: выбор и согласование темы проекта, подбор материала по теме, написание и набор на ЭВМ обучающей программы или компьютерного учебника (например, в среде WORD), разработка, написание и набор на ЭВМ блока контроля (например, в среде QBASIC или EXCEL), разработка материала сопровождения урока, например виде презентаций (PowerPoint), контрольное тестирование, предзащита проекта, оформление пояснительной записки, печать, запись на диски, передача работы на рецензию и защита проекта во время экзамена. Работа по оцениванию проекта нами организуется следующим образом. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рефератом и рецензией (рецензиями, если работа охватывает несколько предметов) на него, содержащей предварительную оценку работы. В процессе защиты суворовец не воспроизводит полностью свою работу, а только излагает основные цели и задачи и наиболее существенные из полученных результатов, обязательно останавливаясь более подробно на проблеме, которую ему пришлось решать самостоятельно. Демонстрирует проект на ЭВМ. Предлагает программу дальнейшей работы по данному проекту. По окончании сообщения автора зачитывается рецензия, затем члены комиссии задают вопросы. Их цель – выяснить, как глубоко ученик освоил материал и насколько свободно он в этом материале ориентируется. "Защита" – выступление суворовца длится примерно 10 – 15 минут. При оценке реферата учитывается следующее: объем проделанной работы; актуальность разработанных обучающих, контролирующих, демонстрационных программ и возможность их использования преподавателями различных дисциплин; компетентность учащегося в избранной области; самостоятельность в подходах, суждениях, выводах, подборе вопросов в контролирующей программе; оригинальность решений, речевая культура; ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.); культура оформления работы; грамотность. Выступление (защита) оцениваться по следующим критериям: полнота раскрытия темы, соответствие разработанных обучающих, контролирующих, демонстрационных программ темы и содержания, наличие основной идеи (звучит во введении, заключении и проходит “ красной нитью” через основную часть), использование научной терминологии, умение представить элементы своего учебного проекта, проявив независимость в отборе и оформлении материала, расположение информации (расстановка акцентов, правильное распределение времени на введение, основную часть, заключение), свободное владение материалом и ЭВМ, умение отвечать на вопросы, наличие и использование наглядности, увлекательность изложении, культура подачи материала (уважение к слушателям, четкая речь, объяснение терминов, поведение соискателя и т.д.). Каждым членом жюри выступление суворовца оценивается индивидуально по всем указанным критериям (максимальное количество баллов по каждому пункту не превышает 5 баллов). Затем все баллы всех членов комиссии суммируются и сводятся к среднему баллу (сумма баллов / число членов комиссии).

Так же интересен всем суворовцам вариант совместной работы по созданию программ контроля – разработка тестов по заданной теме, т.к. позволяет каждому проявить себя с лучшей стороны. Вопросы подбираются грамотно и ответы к ним интересны, разнообразны. За время работы учащийся должен не только изучить и систематизировать учебный материал, но и найти закономерности, связь с ранее изученным, практическое и военное применение. Сам же материал становится основой создания новых компьютерных тестов. Это очень эффективная форма учебной работы – воплощение педагогического сотрудничества.

Какие бы приемы и методы формирования мотивации учения, повышения интереса к учебному труду, активизации познавательной деятельности мы не применяли на уроках и вне, необходимо помнить, что вся наша работа должна быть направлена на развитие личности ученика, его самоопределение.