Тема: Н.М.Артюхова “ Трусиха”.
Задачи:
- совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения;
- развивать монологическую и диалогическую речь, творчество и воображение;
- создать условия для адекватной оценки поступков других людей и своих собственных;
- способствовать усвоению социальных норм учащимися, наполняя их собственным смыслом.
I. Стадия вызова
– Сейчас, ребята, у нас с вами урок чтения. На предыдущих уроках мы с вами читали рассказы, в которых были показаны различные качества человека.
– Когда мы читали рассказ “Волшебное слово”, о каком человеческом качестве мы говорили? (О вежливости)
– А когда читали рассказ “Синие листья”? (О жадности, вредности)
– А когда читали рассказ “Хорошее”? (О внимательности, отзывчивости)
– Сегодня мы с вами будем читать новый, очень интересный рассказ Натальи Артюховой “Трусиха”. Как вы думаете, о каком качестве человека мы поразмышляем сегодня? (О трусости)
– А что такое “трусость”? Как вы понимаете значение этого слова?
– Рассказ называется “Трусиха”. Как вы думаете, о ком будет этот рассказ?
(Предположения детей)
– Рассказ очень интересный, и я думаю, что после чтения этого рассказа, мы с вами сделаем необычные выводы.
II. Стадия осмысления
1. Чтение 1 отрывка (читают сильные ученики).
“Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек,
быков, пауков, гусениц. Её так и звали – трусиха.
Один раз ребята играли на улице, на большой куче
песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её
младший братишка Андрюша варили обед для кукол.
Валю в войну играть не принимали – ведь она была
трусихой, а Андрюшка для войны не годился, потому
что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались
крики:
– Лохмач с цепи сорвался!... К нам бежит!
Все обернулись.”
2. Вопросы после чтения:
– Кто является героями рассказа? (После ответов детей на доске учитель прикрепляет картинки: девочка Валя, малыш Андрюша, ребята)
– Почему Валю и Андрюшу не принимали в игру? Прочитайте.
– Что нарушило игру детей?
– Кто такой Лохмач? Почему его так назвали? (На доске появляется картинка собаки.)
– Как поведут себя наши герои в такой сложной ситуации? (Предположения детей; учитель переставляет картинки на доске в зависимости от предположений.)
2. Чтение 2 отрывка. (Дети читают самостоятельно, про себя.)
“– Лохмач! Лохмач!..Берегись, ребята!
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и
захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша:
на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в
песочной крепости и ревел от страха, а грозный
враг шёл на приступ.”
4. Вопросы после чтения:
– Так, как же поступили ребята? Прочитайте.
– Почему они так поступили?
– Подтвердился наш прогноз?
– Кто остался на куче песка? Почему?
– Какая опасность угрожала малышу?
– Бежит огромный, разъярённый пёс. Впереди – беззащитный, маленький ребёнок.
Кто же придёт на помощь малышу? (Предположения детей; картинки на доске)
5. Чтение 3 отрывка. (Читает учитель, очень эмоционально)
“Валя взвизгнула, выбежала из калитки,
схватила в одну руку совок, в другую кукольную
сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у
ворот крепости. Огромный злющий пёс нёсся через
лужайку прямо на неё, он казался очень коротким и
очень широким…Вот уже совсем близко его
оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него
сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
– Пошёл вон!”
6. Вопросы после чтения:
– Кто же встал на защиту маленького Андрюши? (Картинки на доске.)
– Прочитайте, как автор описывает собаку?
– Как вы думаете страшно Вале?
– Почему же она бросилась защищать Андрюшу?
– Как можно назвать такой поступок?
– Что же мы можем сказать о Вале сейчас?
– Что же будет дальше? (Предположения детей)
7. Чтение 4 отрывка. (Самостоятельно, про себя.)
“– Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож
бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и
вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и
увёл…На улице стало тихо. Ребята медленно
выползали из своих убежищ: один спускался с
забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к
песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался,
вытирая глаза грязными кулачонками.”
8. Вопросы после чтения.
– Кто бросился помогать Вале? Что он сделал?
– Прочитайте, как автор описывает появление ребят, когда сторож увёл собаку?
– Как можно оценить поступок детей?
– А что будет делать Валя? (Предположения детей, картинки.)
9. Чтение 5 отрывка. (Дети, вслух.)
“Зато Валя плакала навзрыд.
– Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя
укусил?
– Нет, – отвечала она, – он не укусил… Просто я
очень испугалась.”
10. Вопросы после чтения:
– Почему же Валя плакала?
– Значит ли это, что Валя – трусиха?
11. Работа в парах
– Выберите пословицу, в которой выражена главная мысль рассказа:
1) Трус своей тени боится.
2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал
и навстречу ему идёт.
3) Кто дрожит – тот и бежит.
12. Самостоятельная работа.
– Давайте, восстановим последовательность событий.
Карточка. Определи последовательность событий: __ Опасность миновала. |
– Какая часть самая главная в рассказе? Почему?
– Как вы думаете, изменится ли отношение ребят к Вале? Почему?
– А отношение Вали к ребятам?
III. Рефлексия
– А теперь представьте: мы находились недалеко от места, где происходили все эти события, которые были описаны в этом рассказе. Мы были с вами свидетелями всей этой истории. Девочка Валя стоит сейчас перед нами. Чтобы вы сейчас могли сказать Вале? (Высказывания детей.)
– А хотели бы вы дружить с Валей?
IV. Домашнее задание
Можно предложить детям пересказать рассказ от имени Вали или от имени ребят (по выбору).