Урок чтения во 2-м классе на тему: «Н.М. Артюхова. "Трусиха"»

Разделы: Начальная школа


Тема: Н.М.Артюхова “ Трусиха”.

Задачи:

  • совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения;
  • развивать монологическую и диалогическую речь, творчество и воображение;
  • создать условия для адекватной оценки поступков других людей и своих собственных;
  • способствовать усвоению социальных норм учащимися, наполняя их собственным смыслом.

I. Стадия вызова

– Сейчас, ребята, у нас с вами урок чтения. На предыдущих уроках мы с вами читали рассказы, в которых были показаны различные качества человека.

– Когда мы читали рассказ “Волшебное слово”, о каком человеческом качестве мы говорили? (О вежливости)

– А когда читали рассказ “Синие листья”? (О жадности, вредности)

– А когда читали рассказ “Хорошее”? (О внимательности, отзывчивости)

– Сегодня мы с вами будем читать новый, очень интересный рассказ Натальи Артюховой “Трусиха”. Как вы думаете, о каком качестве человека мы поразмышляем сегодня? (О трусости)

– А что такое “трусость”? Как вы понимаете значение этого слова?

– Рассказ называется “Трусиха”. Как вы думаете, о ком будет этот рассказ?

(Предположения детей)

– Рассказ очень интересный, и я думаю, что после чтения этого рассказа, мы с вами сделаем необычные выводы.

II. Стадия осмысления

1. Чтение 1 отрывка (читают сильные ученики).

“Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – трусиха. Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусихой, а Андрюшка для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
– Лохмач с цепи сорвался!... К нам бежит!
Все обернулись.”

2. Вопросы после чтения:

– Кто является героями рассказа? (После ответов детей на доске учитель прикрепляет картинки: девочка Валя, малыш Андрюша, ребята)

– Почему Валю и Андрюшу не принимали в игру? Прочитайте.

– Что нарушило игру детей?

– Кто такой Лохмач? Почему его так назвали? (На доске появляется картинка собаки.)

– Как поведут себя наши герои в такой сложной ситуации? (Предположения детей; учитель переставляет картинки на доске в зависимости от предположений.)

2. Чтение 2 отрывка. (Дети читают самостоятельно, про себя.)

“– Лохмач! Лохмач!..Берегись, ребята!
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.”

4. Вопросы после чтения:

– Так, как же поступили ребята? Прочитайте.

– Почему они так поступили?

– Подтвердился наш прогноз?

– Кто остался на куче песка? Почему?

– Какая опасность угрожала малышу?

– Бежит огромный, разъярённый пёс. Впереди – беззащитный, маленький ребёнок.

Кто же придёт на помощь малышу? (Предположения детей; картинки на доске)

5. Чтение 3 отрывка. (Читает учитель, очень эмоционально)

“Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости. Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё, он казался очень коротким и очень широким…Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
– Пошёл вон!”

6. Вопросы после чтения:

– Кто же встал на защиту маленького Андрюши? (Картинки на доске.)

– Прочитайте, как автор описывает собаку?

– Как вы думаете страшно Вале?

– Почему же она бросилась защищать Андрюшу?

– Как можно назвать такой поступок?

– Что же мы можем сказать о Вале сейчас?

– Что же будет дальше? (Предположения детей)

7. Чтение 4 отрывка. (Самостоятельно, про себя.)

“– Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл…На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.”

8. Вопросы после чтения.

– Кто бросился помогать Вале? Что он сделал?

– Прочитайте, как автор описывает появление ребят, когда сторож увёл собаку?

– Как можно оценить поступок детей?

– А что будет делать Валя? (Предположения детей, картинки.)

9. Чтение 5 отрывка. (Дети, вслух.)

“Зато Валя плакала навзрыд.
– Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя укусил?
– Нет, – отвечала она, – он не укусил… Просто я очень испугалась.”

10. Вопросы после чтения:

– Почему же Валя плакала?

– Значит ли это, что Валя – трусиха?

11. Работа в парах

– Выберите пословицу, в которой выражена главная мысль рассказа:

1) Трус своей тени боится.
2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.
3) Кто дрожит – тот и бежит.

12. Самостоятельная работа.

– Давайте, восстановим последовательность событий.

Карточка.

Определи последовательность событий:

__ Опасность миновала.
__ Валя – трусиха.
__ Лохмач.
__ Смелый поступок.

– Какая часть самая главная в рассказе? Почему?

– Как вы думаете, изменится ли отношение ребят к Вале? Почему?

– А отношение Вали к ребятам?

III. Рефлексия

– А теперь представьте: мы находились недалеко от места, где происходили все эти события, которые были описаны в этом рассказе. Мы были с вами свидетелями всей этой истории. Девочка Валя стоит сейчас перед нами. Чтобы вы сейчас могли сказать Вале? (Высказывания детей.)

– А хотели бы вы дружить с Валей?

IV. Домашнее задание

Можно предложить детям пересказать рассказ от имени Вали или от имени ребят (по выбору).