Цель урока:
- показать историю развития жилища, связь архитектуры с климатом, изменение типов жилища в ходе исторического процесса.
Задачи урока:
- научить детей видеть историю “вокруг себя”; в домах, которые нас окружают;
- помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций;
- формировать умение видеть общественные явления в их развитии, а факты, события, действия людей - в их объективных связях и зависимостях
Оборудование:
- компьютер, экран, проектор;
- диск “Природа, человек, общество”;
- Задания для работы в группах:
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 |
Карточка с вопросом 1; Картинки с видами жилищ, план работы. Карточка с вопросом и с вариантами ответов Мозаика |
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети рассаживаются группами.
2. Постановка целей и задач урока
Учитель Наш город- это большой дом. Дома, как и люди, имеют свою историю. Сегодня мы совершим путешествие в историю развития жилища, чтобы понять, что такое архитектура. Определите, что стало причиной для человека искать жилище?
3. Работа в группах.
Задание 1
Определите, что стало причиной для человека искать жилище?
- непогода
- хищники
- смена дня и ночи
- приготовление и прием пищи
Вывод. С древнейших времен человек стал заботиться о том, чтобы защитить себя от непогоды, хищников. Искать удобное место для сна, приема пищи. Сделать свое жилище удобным и безопасным.
4. Работа в группах.
Учитель Люди переходили с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди из имеющихся материалов вели строительство удобное для проживания. Охарактеризуйте жилища по плану. (Каждой группе – один вид жилища)
Задание 2
План
- Форма жилья
- Материал
- Местность
Иглу |
Вигвам |
Землянка |
Юрта |
Вывод
5. Виды домов в развитии
Шло время, люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием. Им потребовались более крепкие, долговечные дома. Постройки для домашних животных, для хранения запасов пищи и разных инструментов для труда.
Давайте совершим путешествие по разным странам и посмотрим, какие дома строили люди и какие материалы использовали.
6. Демонстрация видов жилищ
Древняя Греция с ее жарким, средиземноморским климатом породила особый тип архитектуры: открытый, с множеством колонн и портиков, укрывающих от палящего солнца и дающих тень.
Египетские пирамиды – дом для возвращения души. Египтяне верили в загробную жизнь. Внутри гробницы сохраняли все бытовые условия, чтобы при возвращении души человека у него было как при жизни. Люди боялись возвращения человека, закрывали все входы и выходы.
Средневековый замок. Мой дом моя крепость. Замок окруженный водой, подъемный мост, смотровые башни.
Русские избы состояли из двух частей: обогреваемого зимой сруба и клети – места для хранения различного домашнего имущества. В избе большую часть помещения занимала русская печь. Комната обычно ничем не перегораживалась, а вся мебель располагалась вдоль стен. Спали на полатях или на печи.
7. Работа в группах.
Как вы думаете, какие главные принципы были заложены в строительство дома?
Задание 3
- Здание должно быть прочным.
- Здание должно быть полезным
- Здание должно быть красивым.
8. Архитектурные достопримечательности мира
История не стоит на месте. Все течет, все изменяется – свидетельствует народная мудрость. Так было, так есть, так будет. Человек мудро переплетает прошлое, настоящее и ищет новое.
Диск “Природа, человек, общество”. Общество - страны и города - демонстрация – достопримечательности разных стран.
9. Работа в группах.
Составление мозаики – архитектурные достопримечательности.