Тема: Почва и её состав.
Цели:
Мотивационный этап.
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке.
Повторение. Актуализация знаний.
- Какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке?
- Что такое полезные ископаемые?
- Почему они называются ископаемыми?
- Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?
- Перед проверкой д/з проведём небольшую разминку.
- Решим несколько географических задач.
1. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она началась в воде у других – в пламени. Как вы это понимаете?
(На дне водоёмов образовались песчаники, известняк, глина. Они осадочного происхождения. Другие образовались из расплавленной магмы)
2. Почему после дождя на песке лужи не образуются, а на глинистых дорожках лужи остаются долго?
(У песка крупные частицы, вода легко проходит между ними, а у глины – маленькие плоские крупинки, и вода просачивается очень медленно)
3. Является ли минеральная вода полезным ископаемым?
(Да, т.к. её добывают из-под земли, и она используется человеком)
4. Почему глину и песок можно образно назвать “детьми гранита”?
(Они образованы в результате разрушения гранита)
- Какие виды полезных ископаемых знаете?
(Горючие, рудные, нерудные)
- Отгадайте загадки:
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
(Каменный уголь)
Покрывают им дороги,
улицы в селении.
А ещё он есть в цементе,
Сам он - удобрение.(Известняк)
- К какому виду относятся эти полезные ископаемые?
- Назовите их основные свойства.
Проверка домашнего задания- Чтобы быстро проверить ваши знания полезных ископаемых, я раздам вам таблички, которые вы в течение 5 мин. Заполните. Оценки за домашнее задание получит каждый из вас.
1 вариант
Название |
Свойства |
Использование |
Место добычи |
Условные |
Каменный уголь | Топливо Лекарство |
|||
Серовато-белого цвета, очень твёрдый |
Каратау | |||
Газ | Топливо Каучук-резина Краски, лекарства |
2 вариант
Название |
Свойства |
Использование |
Место добычи |
Условные |
Железная руда | Центральный Казахстан Рудный Алтай |
|||
Маслянистая жидкость тёмного цвета |
||||
Гранит | Аркалык Жельтау |
Обобщение: Где вам пригодятся знания о полезных ископаемых?
Более подробно полезные ископаемые мы будем изучать в 4-м классе.
Ориентационный этап
- А теперь попробуйте отгадать загадку и определить тему нашего урока.
Чёрная, сыпучая,
В поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать и сажать.
(Почва)
- О чём на уроке пойдёт речь?
- А нам необходимы знания о почве? Если да, то для чего?
- Вы слышали такое выражение “Земля – кормилица”?
- Как вы его понимаете?
- Земля и почва – это одно и то же? Всегда ли земля – это почва? (Земля – это земной шар, суша.)
- Сегодня мы будем работать как учёные. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. Каждая группа учёных будет добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. И каждая группа будет стремиться добыть больше знаний и быстрее, чем другие.
- У вас на партах лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке.
Оценочный лист 1. Вспомнил ли я состав почвы? 2. Умею ли я находить новую информацию в тексте? 3. Умею ли я делать выводы? 4. Справился ли я с кроссвордом? 5. Активно ли я работал на уроке? 6. Подведи итог своей работы. Желаю удачи на уроке! |
1. Повторение знаний о почве.
- Работу начнём с того, что нам уже известно о почве из 2-го класса, из собственного опыта.
- Что вы уже знаете о почве? (…)
- Составьте кластер о почве.
На партах заготовки:
Дети работают в группах, вписывают в кружки слова: песок, глина, вода, воздух, плодородие, перегной. Группа, закончившая составлять кластер, вывешивает его на доску. Сверка с доской.
- Всё ли вспомнили, записали? Оцените себя.
- Почему у меня на доске слово ПЛОДОРОДИЕ выделено другим цветом? (Это основное свойство почвы, остальное – её состав.)
- Откуда в почве песок и глина? (От разрушения гранита и других горных пород.)
- От чего зависит плодородие почвы? (От перегноя.)
- Что такое перегной?
- Рассмотрите почву под лупой. Что видите в ней? (Остатки корней, волокна растений.)
- Как можно проверить наличие в почве воздуха, воды? (Опыты, проводимые во 2-м классе, демонстрирую рисунками.)
Обобщение:
- Как вы считаете, всё ли мы знаем о почве?
- Давайте проверим себя по учебной литературе.
- Прочитаем сведения о почве в учебнике на стр. 67.
2. Работа по учебнику.
Самостоятельное чтение.
- Прочитайте, отметьте, что нового узнали из статьи.
3. Беседа после чтения.
- Смогли ли вы найти новую информацию в статье? Поделитесь своими находками в группе. (Мельчайшие организмы перерабатывают остатки пищи, дождевые черви, насекомые и личинки, бактерии удобряют её.)
- Ответьте на 1, 2, 3 вопросы после текста.
- Оцените себя, сумели ли вы найти в статье новую информацию…
Физминутка.
- Как вы думаете, теперь вам всё известно о почве?
- Сейчас я вам докажу, что вы не всё ещё знаете о составе почвы.
4. Опыт.
Положим в стакан 2–3 ложки почвы, нальём в него немного дистиллированной или чистой дождевой воды и хорошо размешаем. Вода в стакане станет мутной. Профильтруем мутную воду через бумажный фильтр. Профильтрованная вода станет чистой и прозрачной. Нанесём 2–3 капли воды на кусочек стекла и осторожно нагреем его над пламенем спиртовки. Когда вода испарится, на стекле останется осадок в виде белого пятна. Это соли, которые были в почве.
- Как вы думаете, что это? Сделайте вывод.
Вывод: В составе почвы есть ещё какое-то вещество.
- Какое вещество оставляет белые пятна? (Предположения учащихся.)
- Об этом веществе вы узнаете из информационного листа, который находится у вас на столе.
5. Работа по информационному листу.
- Прочитайте самостоятельно текст, выделите устно новую информацию.
6. Вопросы после чтения:
- Какое вещество ещё входит в состав почвы?
- Ответьте на вопросы с обратной стороны листа.
Обобщение:
- Как образуются минеральные соли?
- В какой почве больше минеральных солей?
- Для чего нужны минеральные соли?
7. Создание новой проблемной ситуации. Практическая работа.
- Не хотите ли вы как учёные создать сами почву?
- Давайте выполним практическую работу.
- Что нам для этого понадобится?
- Работать будем по плану в группе.
План.
1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте.
2. Добавьте листья, сорняки, насекомых, червей. Перемешайте.
3. Добавьте воды. Перемешайте.
- Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой.
- Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод.
Вывод: Искусственно почву получить нельзя, потому что…
- Оцените себя по 3 пункту: умеете ли вы делать выводы…
8. Работа по информационному листу 2.
- Сейчас, прочитав текст, вы узнаете, почему нельзя получить почву в лаборатории, искусственно.
- Что узнали, прочитав текст? (На доске таблица)
- О чём говорят эти расчёты учёных? (Нельзя допускать разрушения почвы, уничтожать её, почву нужно беречь.)
9. Обобщение, выход на следующую тему урока: Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.
- Объясните, почему?
- Можете определить следующую тему урока.
Обобщение:
- Что теперь знаете о почве?
Контроль: Проверьте себя, заполнив кроссворд:
1. Как называется вещество, повышающее плодородие почвы, состоящее из перегнивших растений, животных, насекомых. (Перегной)
2. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)
3. Какая рыхлая, сыпучая водопроницаемая горная порода входит в состав почвы? (Песок)
4. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
5. Почву рыхлят для того, чтобы это вещество помогало корням дышать. (Воздух)
6. Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми? (Микробы)
7. Эти вещества получаются в почве из перегноя под действием воды и микробов. (Соли)
- Если у вас получилось на выделенной полоске слово ПЛОДОРОДИЕ, значит, вы хорошо усвоили состав почвы.
- Оцените себя.
Итог: - Подведите итоги своей работы: Если у вас все звёздочки, поставьте в последней графе 5, если есть хоть один квадратик – 4, если есть среди звёздочек и квадратов треугольник – 4, если треугольников много, пока не ставьте ничего. Вам нужно эту тему проработать хорошо по учебнику. Оцените работу в группе. Какая группа работала лучше, активнее всех?
Домашнее задание:
1. Пересказ статьи в учебнике с. 67–68, выписать определения в тетрадь.
2. Нарисовать почву и всё, что в ней есть.
3. Написать мини-сочинение “Подземное путешествие червячка”.