Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы”. Исходя из программы, целью работы коллектива лицея является создание условий для укрепления здоровья учащихся, популяризация массового и профессионального спорта и приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
- повышение интереса к занятиям физической культуры и спортом;
- развитие массового спорта в образовательном учреждении;
- создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на индивидуальные особенности развития детей и подростков;
- целевая поддержка в области спорта высших достижений, но такие задачи могут быть решены при реализации комплексной программы. Таким образом, осуществляется переход от массового унифицированного образования к образованию дифференцированному, личностно-ориентированному с учетом функциональных возможностей учеников, их потребностей в коррекции физического состояния с учетом их интересов.
Актуальность работы определяется противоречием между необходимостью поддержания паритета образования и здоровья в образовательном процессе и отсутствием оптимальной системы здоровьесбережения, основанной на дифференцированном использовании средств физкультурного образования школьников.
Данное противоречие послужило основой для формулирования проблемы – создание здороьесберегающей модели организации физкультурного образования учащихся 1–11-го классов лицея.
Теоретической основой работы явились: современные представления о паритете образования и здоровья в образовательном процессе (С.Г.Сериков); концепция личностно ориентированного физкультурного образования школьников (С.В.Барбашов); положения о приоритете образовательных задач в физическом воспитании школьников (А.П.Матвеев) и возможностях его реализации в дифференцированном физкультурном образовании школьников (Е.А.Короткова).
Достижение оздоровительного эффекта основывалось на представлении о здоровье как степени адаптации к условиям среды (В.П.Казначеев, Р.М.Баевский), положении зарубежных и отечественных физиологов о ведущей роли аэробных физических упражнений в совершенствовании механизмов вегетативной регуляции и энергообеспечения организма (К.Купер, А.А.Виру).
МОУ – лицей №110 расположен в центре большого города не имеющий дополнительных спортивных площадок для проведения занятий зимними видами спорта. Направленность лицея на углубленное изучение ряда предметов (математики, физики, биологии, информатики, иностранных языков, экономики и права), влечет за собой жесткий учет здоровья, особенностей развития каждого ребенка.
Администрация лицея понимает актуальность проблемы и создает максимально возможные условия для работы в этом направлении. Преподавание предмета “Физическая культура” двумя преподавателями в классе дает возможность гибко варьировать организацию форм занятий, определять нагрузку. Раздельное обучение по состоянию здоровья, позволяет охватить наибольший процент учащихся физическим воспитанием. С этих позиций учителя оценивают учащихся по двум критериям: уровню физической подготовленности и проявляемой в течение урока двигательной деятельности, учитывая показания листа здоровья, соблюдая рекомендации врача. С первой ступени обучения педагоги лицея ориентированы на выявление потенциала ребенка и максимальное его развитие.
При той огромной умственной нагрузке, которую испытывают учащиеся, у них нет ни возможностей, ни, как правило, устремленности для занятий спортом с целью достижения высоких спортивных результатов. Поэтому вся деятельность лицея пронизана стремлением обеспечить условия для учебы, привить ребенку прочные знания, умения и навыки для культурного отношения к своему здоровью.
Адаптация в физическом воспитании зависит от степени свободы, реализуемой через усилия руководителей лицея, учителей и родителей по организации внеклассных занятий с максимальной эффективностью использования имеющихся площадок и спортсооружений. В первую очередь свобода выбора определяется широтой кругозора в сфере физической культуры, арсеналом уверенно выполняемых двигательных действий из всех разделов комплексной программы, возможностью их применения во внеурочных формах организации занятий. Так, помимо, уроков физической культуры проводятся занятия в спортивных секциях, яркие спортивные праздники – позволяют компенсировать напряженную умственную работу по освоению учебного материала. Учащиеся лицея принимают активное участие в показательных выступлениях на спортивных праздниках и соревнованиях школьников г. Екатеринбурга.
Преподавателями создана “Концепция совершенствования физического воспитания в лицее”, в которой определены общие принципиальные подходы к работе, исходя из особенностей лицея:
- Гуманистический характер физического воспитания применительно к нашему лицею реализуется через отчетливо выраженную рекреационную направленность постановки физического воспитания.
- Чрезвычайно важным положением является то, что все учащиеся лицея, независимо от их физической подготовленности, состояния здоровья обеспечиваются соответствующими видами двигательной деятельности. Проводимое в лицее медико-педагогическое обследование показало, насколько велики различия в физическом состоянии наших лицеистов. В связи с этим остро стоит проблема индивидуализации нагрузки.
- Важное для оптимизации физического воспитания учащихся нашего лицея имеет свобода выбора, как один из основных принципов, лежащих в основе преобразования системы школьного образования. Что касается спортивной специализации учителей, то в лицее на сегодняшний день работают специалисты по аэробике, ЛФК и спортивным играм (баскетбол, волейбол, гандбол и футбол). Это позволяет дополнять базовый компонент программы упражнениями из этих специализаций (вариативный компонент). Включение аэробики и спортивных игр (настольный теннис, бадминтон, гандбол) в содержание вариативной части программы по физическому воспитанию лицея позволяет реализовать идеи развивающего обучения и педагогики сотрудничества, положенные в основу работы педагогического коллектива лицея. Содержание урока позволяет активно влиять на рациональное использование времени урока. Правильно регулировать моторную плотность.
- Интеллектуализация физического воспитания является одним из существенных условий совершенствования постановки физического воспитания в нашем лицее. В процессе обучения в лицее на уроках физической культуры учащиеся всех классов получают обширные знания, позволяющие им повысить уровень грамотного отношения прежде всего к собственному здоровью. Также в нашем лицее реализуется связь физической культуры с другими предметами.
- Идея развивающего обучения, положенная в основу работы педагогического коллектива нашего лицея, реализуется и в процессе физического воспитания. При этом следует выделить специфическое влияние физического воспитания, касающегося активного развития кондиционных физических качеств, и в интегральном проявлении – улучшении состояния здоровья. Мы считаем, что такая постановка физического воспитания положительно сказывается и на других сторонах развития учащихся: умственном, нравственном и эстетическом.
- Физическая культура – не только средство физического совершенствования, но и мощный фактор воздействия на психическое состояние ребенка. Это принципиальное положение, обусловленное единством физического и психического в человеке, предполагается реализовать в нашем лицее.
Механизмы реализации концепции:
1. Преподавание предмета “Физическая культура” двумя преподавателями в классе. Гибкое варьирование в организации форм занятий в определении нагрузки.
2. Создание банка данных уровня физической подготовленности учащихся 1–11 классов (на основе тестирования 2 раза в год). Создаются графические и компьютерные варианты данных.
3. Организация внеурочных форм физического воспитания. Физкультурно-массовое объединение “Спорт – детям!” (см.схему).
Факультет “Здоровье”:
- группы ЛФК (по заболеваниям);
- группы коррекции (для детей, имеющих отставание в физическом развитии);
- группы оздоровительного плавания.
Факультет “Аэробика и здоровье”:
- класс начальной подготовки “Школа движений” (1–3-й класс);
- класс оздоровительной аэробики “Аэробика хорошего настроения”;
- сборные команды по спортивной, фитнес- и фанк-аэробике, черлидингу.
Факультет “Спортивные игры”:
- баскетбол;
- волейбол;
- футбол;
- гандбол.
4. Организация летнего оздоровительного отдыха:
- городской оздоровительный лагерь;
- оздоровительные лагеря на побережье Черного и Азовского морей.
5. Организация массовых мероприятий: календарь внутри школьных соревнований, спортивных праздников и фестивалей разнообразен и сбалансирован с целью добровольного участия в них максимального количества учащихся, а также организация и проведение показательных выступлений учащихся лицея на спортивных праздниках и соревнованиях школьников г.Екатеринбуга.
6. Создание авторских программ и методических разработок по предмету “Физическая культура”. В лицее реализована модульная технология индивидуализированного обучения спортивным играм, разработанная при участии Н.С.Устюжаниной, И.В.Теселкина и Г.А.Соколовой, методика обучения младших школьников самостоятельной игровой деятельности (Н.Д.Петрова), методика коррекционных занятий на факультете “Здоровье” (Л.Н.Новоселова), система оздоровительных занятий на основе аэробики (О.А.Возовикова).
Стержнем новых идей и современных технологий явилось создание научно обоснованной, высокогуманной системы организации культурного поля, в котором активно и стабильно существует детское сообщество, объединяющее школьников, увлеченных общими интересами, связанными с поддержанием активного жизненного стиля. Таким сообществом явилась устойчиво и продуктивно работающая “Спортивная Дума”.
Особым показателем, которым в первую очередь, гордится кафедра, является поступление выпускников на различные специальности факультетов физической культуры ВУЗов г. Екатеринбурга и проведение ежегодных турниров-встреч среди сборных команд лицея и выпускников по спортивным играм. Частыми гостями проводимых праздников являются наши бывшие ученики, участвующие во многих конкурсах.
Таким образом, благодаря наличию в лицее приоритетных направлений выбранных по наиболее актуальным проблемам на наш взгляд, удается сформировать у детей и подростков осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках.
Выводы: