Содержание
Аннотация
I. Обоснование актуальности проекта и его новизна
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта
III. Содержание проекта
IV. Ресурсы
V. Продолжительность реализации проекта
VI. Перспективы дальнейшего развития проекта, возможности распространения опыта его использования
Приложения
Приложение 1. Методические советы по реализации инновационного проекта
- Методические советы руководителям по внедрению технологии управления системой работы с одаренными детьми.
- Методические советы по созданию творческой атмосферы в педагогическом коллективе, мотивирующей руководящих работников на внедрение инноваций.
- Методические советы по подведению итогов апробации технологии управления системой работы с одаренными детьми.
Приложение 2. Создание условий для развития детской одаренности во Дворце детского творчества.
Приложение 3. Составляющие организационной культуры Дворца детского творчества
- Логотип
- Гимн
- Слоган
- Традиции
Приложение 4. Функциональная модель Дворца детского творчества по участию в реализации городской целевой программы “Одарённые дети”.
Приложение 5. Материалы из опыта работы коллектива Дворца детского творчества с одарёнными детьми.
- Модель поэтапного развития одарённых детей.
- Организационные формы по выявлению одарённых детей.
- Формы предъявления результатов обучения одарённых детей.
- Схема коррекции познавательной деятельности одарённых детей.
Приложение 6. Система поощрительных мер для педагогических работников дворца.
Приложение 7. Система поощрительных мер, повышающих мотивацию к обучению во Дворце детского творчества.
Приложение 8. Система сбора и обработки информации об одарённых детях во Дворце детского творчества.
Приложение 9. Модель содержания деятельности руководителей по управлению системой работы с одарёнными детьми.
Приложение 10. Список использованной литературы.
Управлять – “править, давая ход,
направленье”
В.И. Даль
Дворец детского творчества г. Дзержинска – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей. Сюда приходят все желающие учиться дети без специального конкурсного отбора в возрасте от 5 до 18 лет. Учебный контингент объединений и коллективов дворца отличается “расслоением” детей по выбору видов деятельности, интересам и потребностям, психофизиологическим особенностям, продвинутости и способностям к творчеству. В нашем городе нет специальных учреждений, развивающих детскую одаренность, но в системе дополнительного образования есть условия и заинтересованные педагогические кадры, осуществляющие эту деятельность. В процессе обучения педагоги выявляют индивидуальные и личностные особенности детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одаренности.
Мотивируя педагогический коллектив на реализацию целей и задач городской программы “Одаренные дети” с 2003 по 2005 годы, руководители всех уровней дворца понимали, что работа с одаренными детьми не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения дошкольников – до подготовки выпускников к поступлению в специальные учебные заведения.
Анализируя работу дворца с детьми, имеющими ярко выраженные творческие способности, мы пришли к выводу, что в нашем учреждении сложилась определенная система в этом направлении деятельности. Вместе с тем административному персоналу дворца пришлось решать проблемы координации и согласования всех уровней управления для дальнейшего развития системы работы с одаренными детьми.
Эффективному решению перечисленных проблем, обозначенных в проекте, способствовало внедрение новых программно-целевых подходов к управлению системой работы с одаренными детьми.
Настоящий проект – это представление опыта работы по применению новой технологии управления, целью которого является совершенствование системы работы с одаренными детьми. Он помогает решить задачи дальнейшего развития образовательных учреждений и создания условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.
Механизм реализации проекта представляет собой использование технологических элементов содержания деятельности руководящих работников.
Настоящий проект адресован руководящим работникам образовательных учреждений различного уровня, методистам, осуществляющим внедрение инноваций в организационно-управленческую деятельность, направленную на совершенствование системы работы с одаренными детьми.
Представленная технология и опыт работы педагогического коллектива Дворца детского творчества по работе с одаренными детьми имеют свои слабые и сильные стороны. Однозначного решения проблемы совершенствования управления системой работы с одаренными детьми нет, поскольку каждое образовательное учреждение решает ее с учетом социально-психологических обстоятельств, ресурсов и условий.
I. Обоснование актуальности проекта и его новизна
Научный, культурный и экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа.
Именно поэтому работе с одаренными детьми государство и общество уделяют особое внимание. С 2003 года в нашей стране осуществляется реализация программы “Одаренные дети” в рамках президентской программы “Дети России”. Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одаренными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке.
Развитие учреждения невозможно без внесения в его деятельность новых идей, поддержки творческой атмосферы, совершенствования организационно-управленческих основ. Поэтому включение в реализацию целевой программы “Одаренные дети” образовательных учреждений всех видов и типов сопровождалось поиском новых организационных форм по выявлению детей, имеющих ярко выраженные творческие способности, новых педагогических технологий по развитию детской одаренности; совершенствованием системы целевого управления этой работой.
Дворец детского творчества г. Дзержинска – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей. Сюда приходят все желающие учиться дети без специального конкурсного отбора в возрасте от 5 до 18 лет. Учебный контингент объединений и коллективов дворца отличается “расслоением” детей по выбору видов деятельности, интересам и потребностям, психофизиологическим особенностям, продвинутости и способностям к творчеству. В нашем городе нет специальных учреждений, развивающих детскую одаренность, но в системе дополнительного образования есть условия и заинтересованные педагогические кадры, осуществляющие эту деятельность. В процессе обучения педагоги выявляют индивидуальные и личностные особенности детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одаренности. Мотивируя педагогический коллектив на реализацию целей и задач городской программы “Одаренные дети” с 2003 по 2005 годы, руководители всех уровней дворца понимали, что работа с одаренными детьми не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения дошкольников – до подготовки выпускников к поступлению в специальные учебные заведения.
Анализируя работу дворца с детьми, имеющими ярко выраженные творческие способности, мы пришли к выводу, что в нашем учреждении сложилась определенная система в этом направлении деятельности. Вместе с тем административному персоналу дворца пришлось решать проблемы координации и согласования всех уровней управления для дальнейшего развития системы работы с одаренными детьми. Эти проблемы таковы:
- отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
- стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;
- неполное использование возможностей в системе управления образовательных учреждений;
- недостаточный уровень управленческой квалификации руководящих работников, организующих функционирование системы работы по этому направлению.
Эффективному решению перечисленных проблем, обозначенных в проекте, способствовало внедрение новых программно-целевых подходов к управлению системой работы с одаренными детьми
Настоящая разработка является результатом поиска технологии управления системой работы с одаренными детьми в образовательном учреждении. Данная технология востребована руководящими работниками, организующими функционирование этой системы, так как это направление недостаточно освещено в педагогической литературе.
Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одаренности, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этой работой.
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта
Цель: Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.
Основные задачи, решаемые внедрением разработки:
- Создание условий для развития и реализации творческого потенциала одаренных детей.
- Отработка и апробация новой технологии управления системой работы с одаренными детьми.
- Совершенствование управленческой квалификации руководящих работников, организующих функционирование системы работы с одаренными детьми.
- Дальнейшее развитие образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
- Оказание помощи и поддержки одаренным детям. Реализация их интересов, потребностей и творческого потенциала.
- Совершенствование организационно-управленческой квалификации и культуры руководителей.
- Повышение эффективности системы управления через внедрение новых технологий.
- Повышение качества образования путем дифференциации обучения.
1. Логика механизма внедрения технологии.
2. Механизм внедрения технологии управления системой работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.
Нормативно-правовые основы работы с одаренными детьми.
Работа по внедрению инновационной технологии управления системой работы с одаренными детьми в образовательном учреждении начинается с нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность.
Нормативно-правовую основу в работе с одаренными детьми составляют документы:
- Конвенция ООН “О правах ребенка”;
- Закон РФ “Об образовании”;
- Президентская программа “Дети России”;
- Федеральная программа “Одаренные дети”;
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года;
- Устав Дворца детского творчества г. Дзержинска.
Создание условий для успешного функционирования системы работы с детской одаренностью.
Основное предназначение внедрения инновации в управляющую систему образовательного учреждения заключается в ее содействии эффективности и повышению качества образования, создании условий, в которых детская одаренность развивалась бы с наибольшим успехом. Разработанный алгоритм создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, универсальный, так как может быть использован образовательным учреждением любого типа и вида для максимального удовлетворения их образовательных интересов, потребностей и реализации творческого потенциала. (Приложение 2).
Составляющие организационной культуры образовательного учреждения.
Образование способно к построению и поддержке диалогических субъект-субъектных отношений. В этой связи эмоционально-значимая и коммуникативная деятельность детей с исключительными творческими способностями, их морально-нравственные установки целиком и полностью зависят от сложившейся в образовательном учреждении воспитательной системы и организационной культуры руководящих работников, педагогов. Она является фундаментом отношений в коллективе педагогов, так как обеспечивает реализацию основных функций между сотрудниками: мотивационную, имиджевую, регулирующую.
Организационная культура состоит из компонентов, которые отбираются педагогическим коллективом в течение нескольких лет. Сюда входят:
- внешний вид и педагогическая этика сотрудников;
- эстетический вид и дизайн учебных помещений;
- стиль поведения;
- нормы и моральные принципы;
- логотип;
- гимн учреждения;
- слоган учреждения;
- традиции. (Приложение 3).
Механизм управления системой работы с одаренными детьми.
Механизм управления системой работы с одаренными детьми можно рассматривать с позиции моделирования. Модель содержания основной деятельности административного персонала разработана на основе системно-деятельностного подхода к управлению образованием (автор Е.Ю Ривкин [7]) и представлена как конкретный план реализации управленческих функций по развитию детской одаренности. (Приложение 9).
Распределение функций управления системой работы с одаренными детьми на различных уровнях.
Эффективность работы любого образовательного учреждения определяется единством целей всех сотрудников по вертикали и горизонтали. Поэтому в сфере мотивации и повышения управленческой квалификации руководителей всех уровней должно использоваться целевое управление. Оно выражается в координации действий всех руководящих работников. Они четко знают стратегические и тактические цели учреждения, учитывают интересы, потребности детей и их родителей, хотят и могут реализовывать эти цели.
На каждом из уровней управления решение методических задач, обеспечение учебно-воспитательного процесса, планирование и организация деятельности, руководство и контроль, принятие управленческих решений осуществляется в пределах компетенции руководителя. Функциональная модель, разработанная с этой целью, включает все необходимые элементы управления. (Приложение 4).
Работа с административным персоналом по повышению управленческой квалификации.
Одной из важных задач при внедрении инноваций является работа с административным персоналом.
В целях повышения управленческой культуры руководящих работников, их информированности о работе с одаренными детьми можно применять активные формы обучения: семинары-практикумы, деловые игры по проблемам, мозговые штурмы, тренинги, планерки, собеседования, информационные стенды, изучение опыта работы с одаренными детьми, а также использовать материалы кабинета методических фондов, библиотек образовательных учреждений. В качестве примера организации работы с одарёнными детьми автор проекта предлагает материалы из опыта работы Дворца детского творчества. (Приложение 5).
Система стимулирования педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
Внедрение системы стимулирования улучшает показатели, как управленческой деятельности персонала, так и педагогических работников. Практика подтверждает, что дифференциация этой системы, выбор критериев оценки деятельности с учетом ее специфики, привлечение к обсуждению коллегиальных органов образовательного учреждения обеспечивают объективность процесса стимулирования. (Приложение 6).
Система поощрительных мер для одаренных детей.
Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование формирует стимулирующие мотивы одаренных обучающихся, способствует оказанию им социальной помощи и поддержки. (Приложение 7).
Система сбора и обработки информации об одаренных детях.
Одним из условий успешного управления системой работы с одаренными детьми является сбор информации о состоянии управляемого процесса, переработка полученных сведений и принятие управленческих решений.
Предлагаемая модель сбора и переработки информации способствует формированию банка данных об одаренных детях. (Приложение 8).
VI. Ресурсы
Для получения ожидаемых результатов и успешного внедрения инновационной технологии управления системой работы с одаренными детьми необходимо обеспечение руководящими кадрами, имеющими опыт управленческой деятельности и квалификацию. Распределение функций управления осуществляется с учетом организационной структуры образовательного учреждения.
V. Продолжительность реализации проекта
Внедрение технологии управления системой работы с одаренными детьми реально выполнимо в условиях образовательного учреждения в рамках учебного года. Вместе с тем каждое образовательное учреждение не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.
VI. Перспективы дальнейшего развития
проекта,
возможности распространения его опыта
В 2006 году завершается процесс перехода современной школы на профильное обучение. В этой связи образовательным учреждениям всех видов и типов необходимо направить усилия педагогических коллективов на индивидуальные и личностные особенности каждого обучающегося. Управление развитием детей с высоким творческим потенциалом и интеллектуальными способностями должно осуществляться таким образом, чтобы выпускники четко и ясно представляли себе свою будущую профессию, адекватно оценивали свои возможности. Данный проект направлен на совершенствование технологий управления работой с одаренными детьми, так как именно они нуждаются в особой поддержке и помощи. Кроме того, внедрение инноваций в управляющую систему образовательного учреждения будет способствовать его дальнейшему развитию. В перспективе возможно обобщение опыта применения новой технологии управления системой работы с одаренными детьми с целью повышения эффективности и качества образования.