В будущее – с театром

Разделы: Работа с дошкольниками


“Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

К.С.Станиславский

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.

Развитию всех этих качеств, способствует занятие театрально-игровой деятельностью.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

С 3-х лет ребенок овладевает осознанной речью и начинается его социально-личностное развитие. Речь становится средством самовыражения. Ребенок не просто манипулирует с игрушкой, а начинает вести с ней диалог. С этого и начинается игровая театральная деятельность. Актерские способности присущи всем детям. Постепенное вовлечение ребенка в театрально-игровую деятельность развивает и раскрывает в нем врожденные актерские способности, что способствует формированию коммуникативных качеств и положительных сторон его характера.

В раннем детстве первые диалоги ребенок ведет с близкими ему людьми – родителями, родными. При попадании в дошкольное учреждение диалоговые отношения становятся средством общения между ребенком и сверстниками, а так же ребенком и педагогами. Целесообразно побуждать детей вступать в диалог, создавать необходимую для этого игровую среду. Авторитарный подход в раннем детстве недопустим. Поэтому форма общения “вопрос-ответ” - является принудительной и может сформировать негативизм. Ребенок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Наша задача не затушить эту “божью искру” в маленьком человеке, будущем творце.

С чего начинается развитие творческой личности?

Таковыми являются небольшие по объему стихи, т.к. рифмизированная речь по строению своему очень близка музыке равномерным чередованием сильных и слабых долей.

Рифмизированная речь, как и музыка, успокаивает ребенка, вызывает положительные эмоции. Музыкальный язык, соответственно, как и речь человека, имеет свои особенности. В речи слова несут в себе смысл того, что говорит человек, а интонация голоса (сила, тембр, паузы, акценты, темп речи) позволяют окрасить речь определенным чувством, настроением (нежности, скорби или радости). Постепенно, по мере усвоения речи, ребенку становится доступным инсценирование стихов.

Театр - синтетический вид искусства, объединяющий основные направления развития личности через литературу, живопись, хореографию.

Настроение и характер героя отражает его театральный костюм. Дети начинают ориентироваться в том, что отрицательные герои всегда одеты в холодные тона, а положительные в яркие, теплые. Цвет через костюм ярко воздействует на психоэмоциональное восприятие данного образа. Такое же воздействие оказывают цвет атрибутов и декораций.

Занимаясь танцем во время театральной постановки, ребенок учится не просто ориентироваться в пространстве, но выражает чувственное эмоциональное отношение к образу, а образ в свою очередь помогает раскрыть возможности его тела, т.е. ребенок познает через танец в театральной постановке самого себя. Попутно реализуются такие задачи, как снятие нервного напряжения, развитие гибкости, координация движения, слуха, чувства ритма, умение видеть образы в звуках, что в целом формирует положительное качество личности. Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребенка.

Становится театральной и педагогика, ее приемы тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию – всему тому, что свойственно театру с одной стороны, детству с другой. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно-педагогические задачи, включая педагога и ребенка в процесс освоения модели мира. Постепенно дети учатся манипулировать словом, формой и цветом, а они все в свою очередь объединяются музыкой.

Приложение