Одна из задач младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной ребенку, усваивается им.
Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в экологическом воспитании является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
Учитывая особенности детей данного возраста, за основу в работе над экологическим воспитанием была выбрана проектная деятельность. Исходя из чего, мы начали работу над экологическим проектом “Мир вокруг нас”, который включает в себя цикл краткосрочных проектов для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Проектировочная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов: научности, комплексности, системности, систематичности и последовательности работы (этапности), доступности материала, наглядности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, мотивации, сотрудничество детей и взрослых.
Приступая к работе над первым краткосрочным проектом “Курочка Ряба”, из цикла “Во дворе у бабушки” с детьми младшего дошкольного возраста мы выделили основные этапы его разработки и проведения:
- Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Основной этап
1. Апробация содержания краткосрочного проекта “Курочка Ряба”.
2. Проведение цикла занятий.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельность.
- Заключительный этап
1. Презентация проекта (открытое занятие, фотомонтаж, мини-выставка продуктов детской деятельности).
2. Анкетирование педагогов ДОУ “Актуальность использования метода проектов в экологическом воспитании”.
Интегрировано-тематический план реализации проекта “Курочка-Ряба”
Цель: формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников.
Задачи:
- путем общения с домашней птицей-курицей создать положительный эмоциональный фон, условия для переключения с ориентировочной на ориентировочно-исследовательскую деятельность, способствующую освоению ребенком окружающего мира;
- воспитывать у детей любознательность.
Подготовительный этап
- создать условия для проведения исследовательской деятельности – “Питание курицы” в ДЭБЦ.
- подготовить иллюстрированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную литературу для чтения, конспекты проведения занятий.
Учебно-познавательный блок | Художественно–эстетический блок | Физкультурно-оздоровительный блок |
- рассматривание курицы (живой объект) - “ В гости курочка пришла”; - рассматривание картины “Курочка с цыплятами” - исследовательская деятельность “Питание курицы” - занятие “Знакомство с куриным семейством”; - дидактическая игра “ Кто как кричит”; - чтение “Умная курица” М. Зощенко; - “Цыпленок” К. Чуковский; - “ Курочка” Е. Чарушин; - “ Важный петух” М. Мревлишвили |
- рисование “ Курица”, “ Яичко не простое - яичко золотое”; - лепка “ Цыплята на прогулке”; - конструирование “ Курятник”; - аппликация “ Цыпленок”; |
- сюжетное занятие “ Курица и цыплята”; - подвижные игры: “ Наседка и цыплята” |
Итог: сюжетно-ролевая игра “Птичий двор”, комплексное занятие “Курочка-пеструшечка”.
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты, которых удалось добиться:
1. Повысился уровень усвоения материала по познавательному развитию в разделе “Животные”;
2. Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности;
3. Наличие потребности в общении с представителями животного мира;
4. Заинтересованность детей на протяжении всего проекта;
5. Повысился уровень развития речи, мелкой моторики и т. д.
В процессе работы над вторым краткосрочным проектом “Я люблю свою лошадку” была выявлена необходимость в разработке инструментария оценивания детей по результатам реализации экологического проекта “Мир вокруг нас”.
Интегрировано-тематический план реализации проекта “Я люблю свою лошадку”
Задачи: вызвать у детей интерес к одному из представителей домашних животных – лошади, чувства благодарности, восхищения; на основе имеющихся знаний и опыта систематизировать представления детей о внешнем виде и функциях лошадей, взаимодействии с ними человека; закрепить полученные впечатления в разных видах деятельности; обогащение и активизация словаря: грива, хвост, подкова, жеребенок, табун, телега, сани.
Подготовительный этап:
- создать условия для поведения экскурсии в ДЭБЦ;
- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
- наблюдения за лошадьми в парке, на улицах города, в деревне;
Учебно-познавательный блок | Художественно-эстетический блок | Физкультурно-оздоровительный блок |
- комплексное занятие “Знакомство с лошадью и жеребенком” - рассматривание картины “Лошадь с жеребенком” - беседы “Лошадь в сказках” “Лошадь - домашнее животное” - дидактические игры “Собери картинку”, “Настроение лошадки”, “Угадай животное” - чтение Я. Аким “Мой конь”, “Жеребенок” С. Маршак “Кузнец” и т. д. |
- рисование “ Травка для лошадки” - раскрашивание “ Лошадка” - конструирование “ Домик для лошадки” - лепка “Овес” - музыкальное занятие “Конь ретивый с длинной гривой” |
- физкультурное занятие “Быстрые лошадки” - подвижные игры “Лошадки” “Еду-еду” |
Итог: развлечение “Лошадки”; комплексное занятие “Я люблю свою лошадку”.
Личный творческий план педагога, разрабатываемый на каждый учебный год, строится для обеспечения систематической комплексной работы по реализации экологического проекта, включает основные мероприятия, взаимодействие с детьми, родителями воспитанников.
Личный творческий план педагога Завьяловой В. Ю. (2005-2006 уч. год)
Направление в работе: Экологическое воспитание
Тема: “ Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников”
Период | Мероприятия | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с детьми |
сентябрь | 1. Сбор и анализ литературы по данной
теме. 2. Составление плана взаимодействия со специалистами (инструктор по физической культуре, педагог ДЭБЦ, муз. руководитель). |
Создание условий для организации
“экологического пространства” в помещении
группы (поделки из природного материала, оформление стола для игр с песком и водой). |
Создание условий для организации “экологического пространства” в помещении группы (аквариум, расстановка растений и т. д. ). |
октябрь | 1. Сбор и анализ литературы по данной теме. | Создание условий для организации цикла наблюдений за аквариумной рыбой. | Цикл наблюдений за аквариумной рыбой. |
ноябрь | 1. Разработка содержания экологического
проекта “Курочка Ряба”. 2. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. |
Создание условий для организации исследовательской деятельности (приобретение пленки, фотографии). | Организация и проведение исследовательской деятельности в ДЭБЦ “Питание курицы”. |
декабрь | 1. Апробация содержания экологического
проекта “Курочка Ряба”. 2. Открытый просмотр комплексного занятия для педагогов ДОУ. |
Презентация проекта родителям (фотомонтаж, детское творчество: рисунки, аппликация и т. д.). | Проведение цикла занятий в рамках
реализации экологического проекта “Курочка Ряба” |
январь | 1. Анкетирование педагогов ДОУ
“Актуальность метода проектов в экологическом
воспитании”. 2. Консультация №1 для педагогов ДОУ “Сезонное оформление групповых участков” |
Презентация материалов папки “Я расту”; (антропометрические данные, детские зарисовки объектов природы, рассказы о наблюдаемом). | Наблюдения за погодными явлениями, ведение календаря (с помощью картинок-пиктограмм) |
февраль | 1. Творческий отчет на педагогическом
совете “ Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников” |
Создание условий для экспериментальной деятельности в уголке природы. | Наблюдение за растущим луком, зарисовки объекта наблюдения, подкормка зимующих птиц. |
март | 1. Разработка содержания экологического
проекта “Я люблю свою лошадку”. 2. Консультация №2 для педагогов ДОУ “Игра как метод экологического воспитания” |
Выступление на родительском собрании “Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность”. |
Наблюдение за лошадьми в ДЭБЦ, уход за комнатными растениями в уголке природы |
апрель | 1. Апробация содержания экологического
проекта “Я люблю свою лошадку” 2. Открытый просмотр комплексного занятия для педагогов ДОУ и родителей. |
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта (катание на лошадях, составление рассказов о лошади, зарисовки на данную тему, фотоматериал). | Проведение цикла занятий в рамках
реализации экологического проекта “Я люблю свою лошадку” |
май | 1. Разработка инструментария оценивания
детей по реализации проекта (конец 2 мл. группы) |
Выступление на итоговом родительском
собрании “Результаты реализации экологических проектов” |
Развлечение “Встреча жаворонков” (разучивание стихотворений, песен, подвижных игр; наблюдения за прилетевшими птицами) |
июнь | 1. Консультация №3 для педагогов ДОУ “Компоненты экологических центров в разных возрастных группах” |
Анкетирование родителей “Проектировочная деятельность как одно из условий формирования экологической культуры” |
Экологический досуг “Зайка-побегайка” (разучивание стихотворений, песен, подвижных игр) |
июль | 1. Разработка инструментария оценивания
детей по реализации проекта (средний возраст). |
Консультация “Игры с песком и водой”; пополнение папки “ Я расту” |
Экспериментальная деятельность “Интересное знакомство” (выявление свойств воды) |
август | 1. Составление плана работы на новый учебный год. | Создание условий для организации наблюдений в уголке природы | Организация различных видов деятельности на территории ДОУ |
Таким образом, актуальность проектировочной деятельности заключается в том, что она связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, осуществляя взаимодействие со специалистами и родителями.