Тип урока: комбинированный
Программа: Образовательная система “Школа-2100”.
Оборудование:
- выставка детских работ, книг “Царство грибов”;
- детские книжки-малышки;
- карточки на доску, для индивидуальной работы;
- иллюстрации грибов;
- сюрприз: раскраска стихотворение;
- аудиокассета “Лесная азбука”;
- шаблон-тетрадь гриб.
Цели урока:
- обучение письменной связной речи;
- способствовать развитию умения по выработке орфографической зоркости и навыкам грамотного письма;
- расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Оформление доски:
Глубоко был спрятан он, Раз, два, три и вышел вон, И стоит он на виду, Белый я тебя найду |
Сочинение-загадка. Что это?
|
Маслёнок – съедобный гриб. Растёт маслёнок чаще всего около молодых сосенок и возле дорог. У него шляпка, словно маслом намазана, блестит, из рук выскальзывает. Маслята - исключительно дружные. Маслёнок – один из самых вкусных грибов. |
Ход урока
Музыкальное вступление: разговор о грибах.
Подготовительная работа.
ДОСКА:
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый я тебя найду. (Боровик)
- Обратите внимание здесь отгадка, прямо в загадке.
Гордо встал на ножке крепкой
В фартучке и в красной кепке
Раскрасавец удалой,
Вид приятный норов злой. (Мухомор)
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут . . . (Маслёнок)
- Как их можно назвать, одним словом? (Грибы)
- Как угадали грибы? Что вам помогла?
- Кто сам собирал грибы? видел?
- Что я вам читала? (загадки)
- Что такое загадка?
Загадка – краткое описание какого-нибудь явления или предмета, которое нужно узнать разгадать.
- Какой признак есть у загадки? Чем загадка не похожа на стихотворение, рассказ?
(тот предмет или явление, о котором говорится, не называется)
- Загадки бывают в стихах, а бывают в виде сказок, рассказов. Я прочитаю загадку-рассказ, а вы догадайтесь, о каком грибе идёт речь.
Это очень красивые грибы. Своими шляпками они напоминают красивые розоватые лужицы с бегущими волнами. Ножки у них белые и пусты внутри как трубочки. Эти грибы собирают в смешанных лесах и сначала вымачивают, чтобы они не горчили.
(Волнушки)
- Что за гриб? Докажите.
- Какие слова помогли определить, о чём идет речь.
- Слово волнушка было в тексте?
- Ножка, шляпка, указывают на гриб, но не называют его.
- Можно ли назвать это загадкой? Докажите.
2. Постановка цели.
- Можем ли мы сами составить текст-загадку?
- Сегодня на уроке сами попробуем сочинить рассказ-загадку “Что это?” - это и есть тема нашего урока. Этот вид работы называется сочинением.
ДОСКА:
- Проговорим.
- Возьмите контуры грибов. Запишите.
- Целую неделю мы копили материал в книжки-малышки, оформляли выставку, урок будет итогом нашей проделанной работы.
- Поставьте перед собой цель.
- Главная цель на уроке написать сочинение-загадку.
- О чем будем помнить при составлении сочинении - загадки?
(а. признаки загадки: то, что будем описывать, не называть;
б. признаки текста: заголовок, начало, середина, конец, предложения связаны. )
ДОСКА:
Маслёнок – съедобный гриб.
Растёт маслёнок чаще всего около молодых сосенок и возле дорог. У него шляпка, словно маслом намазана, блестит, из рук выскальзывает. Маслята - исключительно дружные.
Маслёнок – один из самых вкусных грибов.
- Прочитайте.
- Можно ли этот текст назвать загадкой?
- Почему? Докажите.
- Можно ли текст переделать, чтобы получилась загадка?
- Как?
- Попробуем сделать коллективно.
- Каким, словом можно заменить слово масленок.
(Работа на доске с заменой слов карточками: Масленок-это, масленок - он, маслята - этот народ, масленок – это).
- Попробуем. Что получилось? (Загадка)
- О чем помнили?
- Давайте найдем вступление в этом тексте.
- Найдем основную часть.
- Заключение.
- Это и будет план нашего сочинения.
Вступление |
Основная часть |
Заключение |
3. Работа над сочинением.
- Подумайте, о каком грибе вы будете составлять загадку, т. к. мы только учимся, то вы должны выбрать: белый гриб или подберёзовик или мухомор.
- Я предлагаю вам выбрать тот гриб, который вы видели и даже собирали.
- Писать сочинение будем по плану.
- О чем будем сообщать в I части?
ДОСКА:
- Расскажи . . . (ученик)
- Запишите с красной строки, проверьте.
- Что будем описывать в основной части?
(сам гриб: шляпку, ножку)
- Возьмите карточку - помощник с красным грибочком.
- Проговорим: шляпка.
- Опишем шляпку.
ДОСКА:
У него шляпка...
- Найдите описание шляпки у своего гриба.
- Как будем писать II часть? О чем будете помнить?
(красная строка)
- Запишите.
ДОСКА:
А ножка...
- Проговорим хором.
- Найдите описание ножки у своего гриба.
- Запишите. Продолжаете писать II часть.
ДОСКА:
Это гриб...
- Составьте предложение с помощью слов-признаков, слов-действий и где располагается?
- Кто хочет рассказать?
- Запишите, будьте внимательны, смотрите на огонёчки.
- А теперь возьмите карточки – помощники с зеленым грибком, найдите описание своего гриба или вашу книжку-малышку. Найдите предложение о своем грибе и запишите его.
- О чем будете помнить?
(не называть гриб)
- Заключение, как можно закончить?
- Какой вопрос можно задать?
ДОСКА:
Догадайся... Отгадай...
Угадай...
что за гриб?
- Выберите, запишите. Как будете записывать III часть?
(с красной строки)
4. Проверка.
- Кто хочет прочитать свое сочинение-загадку?
[2 – 3 учащихся]
5. Итог. Рефлексия.
- Какую цель ставили?
- Достигли?
- Мне на уроке было . . .
- Кому захотелось еще написать сочинение-загадку о грибе? О каком?
- Кто хочет, может на выходных дома попробовать.
- А теперь оцените свою работу на уроке, внизу есть грибочек на ваших контурах, раскрасьте его в . . .
- Я благодарю вас за работу на уроке и вручаю вам сюрприз: раскраска-гриб со стихотворением.