Урок русского языка по теме: "Сочинение-загадка "Что это?"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный

Программа: Образовательная система “Школа-2100”.

Оборудование:

  • выставка детских работ, книг “Царство грибов”;
  • детские книжки-малышки;
  • карточки на доску, для индивидуальной работы;
  • иллюстрации грибов;
  • сюрприз: раскраска стихотворение;
  • аудиокассета “Лесная азбука”;
  • шаблон-тетрадь гриб.

Цели урока:

  • обучение письменной связной речи;
  • способствовать развитию умения по выработке орфографической зоркости и навыкам грамотного письма;
  • расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Оформление доски:

Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый я тебя найду

Сочинение-загадка.

Что это?

Это . . . гриб.
съедобный
несъедобный
1. Вступление

У него шляпка . . .
А ножка . . .
Этот гриб . . .

2. Основн. часть

Догадайся,
Отгадай, что за гриб?
Угадай,

3. Заключение

Маслёнок – съедобный гриб.

Растёт маслёнок чаще всего около молодых сосенок и возле дорог. У него шляпка, словно маслом намазана, блестит, из рук выскальзывает. Маслята - исключительно дружные.

Маслёнок – один из самых вкусных грибов.

Ход урока

Музыкальное вступление: разговор о грибах.

Подготовительная работа.

ДОСКА:

Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый я тебя найду. (Боровик)

- Обратите внимание здесь отгадка, прямо в загадке.

Гордо встал на ножке крепкой
В фартучке и в красной кепке
Раскрасавец удалой,
Вид приятный норов злой. (Мухомор)

Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут . . . (Маслёнок)

- Как их можно назвать, одним словом? (Грибы)

- Как угадали грибы? Что вам помогла?

- Кто сам собирал грибы? видел?

- Что я вам читала? (загадки)

- Что такое загадка?

Загадка – краткое описание какого-нибудь явления или предмета, которое нужно узнать разгадать.

- Какой признак есть у загадки? Чем загадка не похожа на стихотворение, рассказ?

(тот предмет или явление, о котором говорится, не называется)

- Загадки бывают в стихах, а бывают в виде сказок, рассказов. Я прочитаю загадку-рассказ, а вы догадайтесь, о каком грибе идёт речь.

Это очень красивые грибы. Своими шляпками они напоминают красивые розоватые лужицы с бегущими волнами. Ножки у них белые и пусты внутри как трубочки. Эти грибы собирают в смешанных лесах и сначала вымачивают, чтобы они не горчили.

(Волнушки)

- Что за гриб? Докажите.

- Какие слова помогли определить, о чём идет речь.

- Слово волнушка было в тексте?

- Ножка, шляпка, указывают на гриб, но не называют его.

- Можно ли назвать это загадкой? Докажите.

2. Постановка цели.

- Можем ли мы сами составить текст-загадку?

- Сегодня на уроке сами попробуем сочинить рассказ-загадку “Что это?” - это и есть тема нашего урока. Этот вид работы называется сочинением.

ДОСКА:

- Проговорим.

- Возьмите контуры грибов. Запишите.

- Целую неделю мы копили материал в книжки-малышки, оформляли выставку, урок будет итогом нашей проделанной работы.

- Поставьте перед собой цель.

- Главная цель на уроке написать сочинение-загадку.

- О чем будем помнить при составлении сочинении - загадки?

(а. признаки загадки: то, что будем описывать, не называть;

б. признаки текста: заголовок, начало, середина, конец, предложения связаны. )

ДОСКА:

Маслёнок – съедобный гриб.

Растёт маслёнок чаще всего около молодых сосенок и возле дорог. У него шляпка, словно маслом намазана, блестит, из рук выскальзывает. Маслята - исключительно дружные.

Маслёнок – один из самых вкусных грибов.

- Прочитайте.

- Можно ли этот текст назвать загадкой?

- Почему? Докажите.

- Можно ли текст переделать, чтобы получилась загадка?

- Как?

- Попробуем сделать коллективно.

- Каким, словом можно заменить слово масленок.

(Работа на доске с заменой слов карточками: Масленок-это, масленок - он, маслята - этот народ, масленок – это).

- Попробуем. Что получилось? (Загадка)

- О чем помнили?

- Давайте найдем вступление в этом тексте.

- Найдем основную часть.

- Заключение.

- Это и будет план нашего сочинения.

Вступление
Основная часть
Заключение

3. Работа над сочинением.

- Подумайте, о каком грибе вы будете составлять загадку, т. к. мы только учимся, то вы должны выбрать: белый гриб или подберёзовик или мухомор.

- Я предлагаю вам выбрать тот гриб, который вы видели и даже собирали.

- Писать сочинение будем по плану.

- О чем будем сообщать в I части?

ДОСКА:

- Расскажи . . . (ученик)

- Запишите с красной строки, проверьте.

- Что будем описывать в основной части?

(сам гриб: шляпку, ножку)

- Возьмите карточку - помощник с красным грибочком.

см. Приложение 1

- Проговорим: шляпка.

- Опишем шляпку.

ДОСКА:

У него шляпка...

- Найдите описание шляпки у своего гриба.

- Как будем писать II часть? О чем будете помнить?

(красная строка)

- Запишите.

ДОСКА:

А ножка...

- Проговорим хором.

- Найдите описание ножки у своего гриба.

- Запишите. Продолжаете писать II часть.

ДОСКА:

Это гриб...

- Составьте предложение с помощью слов-признаков, слов-действий и где располагается?

см. Приложение 1

- Кто хочет рассказать?

- Запишите, будьте внимательны, смотрите на огонёчки.

- А теперь возьмите карточки – помощники с зеленым грибком, найдите описание своего гриба или вашу книжку-малышку. Найдите предложение о своем грибе и запишите его.

см. Приложение 2

- О чем будете помнить?

(не называть гриб)

- Заключение, как можно закончить?

- Какой вопрос можно задать?

ДОСКА:

Догадайся...

Отгадай...

Угадай...

что за гриб?

- Выберите, запишите. Как будете записывать III часть?

(с красной строки)

4. Проверка.

- Кто хочет прочитать свое сочинение-загадку?

[2 – 3 учащихся]

5. Итог. Рефлексия.

- Какую цель ставили?

- Достигли?

- Мне на уроке было . . .

- Кому захотелось еще написать сочинение-загадку о грибе? О каком?

- Кто хочет, может на выходных дома попробовать.

- А теперь оцените свою работу на уроке, внизу есть грибочек на ваших контурах, раскрасьте его в . . .

- Я благодарю вас за работу на уроке и вручаю вам сюрприз: раскраска-гриб со стихотворением.