Урок истории по теме: "Война за независимость. Образование США"

Разделы: История и обществознание


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Рассмотреть и разобрать такие важные документы в истории США, как “Декларация независимости США”, “Конституция США”, “Билль о правах”.

2. Проследить ход войны за независимость и рассмотреть ее последствия.

3. Воспитывать уважение к праву, закону.

НОВЫЕ ТЕРМИНЫ: конституция, декларация, суверенитет, республика, федерация.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, карта “Война за независимость. Образование США”, документы “Декларация независимости США”, “Билль о правах”, учебник, тетрадь, папки с дополнительным материалом для каждой группы.

ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ: Джордж Вашингтон (1732-1789),Томас Джефферсон (1743-1826).

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

  • 4 июля 1776- принятие Декларации независимости
  • 1775-1783 г.г. – Война за независимость в североамериканских колониях Англии.
  • 1787 г. – принятие Конституции США.
  • 15 декабря 1791 г. – вступил в силу “Билль о правах”. (10 поправок к Конституции).
  • 1777 г. – Битва у Саратоги.
  • 1781 г. – Битва под Йорктауном.
  • 1783 г. – Подписан мирный договор между США и Англией.

ПЛАН УРОКА:

  1. Проверка знаний (вопросы по Толленгеровой), работа с сигнальными карточками.
  2. Декларация независимости (работа с документом)
  3. Ход военных действий 1776-1783 гг. (рассказ учителя)
  4. Итоги и значение войны за независимость (самостоятельная работа учащихся с учебником)
  5. Конституция США (таблица + работа с учебником)
  6. “Билль о правах” (рассказ учителя + компьютер). Взаимосвязь с Конституцией РФ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

- На уроке вы работаете по группам. В каждой группе есть ответственный, который руководит работой. Для урока вам понадобится учебник, тетрадь, папка с документами и заданиями, и ваше внимание.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжаем изучать историю образования США.

- На уроке мы познакомимся с ходом военных действий, рассмотрим итоги и значение войны за независимость, изучим самый важный документ в истории становления США: “Декларацию независимости”, познакомимся с “Конституцией США” и “Биллем о правах”.

- Исходя из плана, тема урока звучит так: “Война за независимость. Образование США”. (Дети записывают тему в тетрадь).

III. Проверка домашнего задания.

Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте повторим изученное на прошлом уроке.

1) Индивидуальные задания учащимся (1.4. Рассказать о формировании идеологии американского общества; 2.5. Сравнить социально-экономическое развитие северных и южных колоний; учитель дает время на подготовку.)

2) Работа с сигнальными карточками

Каждой группе необходимо было придумать 2 утверждения на тему: “Английские колонии в Северной Америке”. Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленую карточку,

если нет - красную. Утверждение может обсуждаться в группе.

1 группа.

а) Мы утверждаем, что 1607 году в Северной Америке было основано первое английское поселение. (Да)

Учитель: как оно называлось? (Джеймстаун).

Как называется американский штат, где было основано поселение? (Виргиния)

Почему его так назвали? (В честь английской королевы Елизаветы).

б) Мы утверждаем, что английским колониям по “Навигационному акту” 1660 года было разрешено торговать с другими странами. (Нет)

2 группа.

а) Мы утверждаем, что в 1763 г. английский король разрешил жителям английских колоний переселяться на Запад, за Аллеганские горы. (Нет)

Учитель: покажите на карте границу, западнее которой колонистам запрещали переселяться.

б) Мы утверждаем, что в южных колониях распространялось плантационное рабство. (Да).

Учитель: как могло случиться, что в XVII веке в Северной Америке появились рабы?

3 группа.

а) Мы утверждаем, что на экране изображен портрет Джорджа Вашингтона, (Да)

Учитель: что вы знаете о Д. Вашингтоне?

б) Мы утверждаем, что в 1750г. английский король разрешил в колониях строительство мануфактур, производство изделий из железа и выделку тканей. (Нет)

Учитель: как называются законы, о которых идет речь?

4 группа.

а) Мы утверждаем, что “бостонское чаепитие” - это праздник, который устроили жители Бостона, в честь принятия закона о гербовом сборе, (Нет)

Учитель: а что же такое “бостонское чаепитие?” (Протест жителей Бостона против гербового сбора).

б) Мы утверждаем, что война североамериканских колоний с Англией началась в 1775 году с событий в г. Конкорде. (Да)

Учитель: Я утверждаю, что английские колонисты жили очень мирно с коренным населением Северной Америки – индейцами. (Нет)

После работы с сигн. карт. проверяются индивидуальные задания.

Учитель подводит итог: “К 1775 году на берегу Атлантического океана сформировался новый народ – американцы, которые не желали больше жить по законам, навязанным им враждебно настроенным английским парламентом. Жители североамериканских колоний жаждали быть свободными и независимыми. И поэтому взялись за оружие.”

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Но чтобы все жители североамериканских колоний объединились и поднялись на борьбу за свою независимость, необходимо было создать и принять документ, в котором бы объяснялись причины, по которым колонисты стремились стать независимыми от Англии, и каким он хотели видеть свое новое государство. И такой документ был составлен крупным плантатором, преуспевающим адвокатом – Томасом Джефферсоном.

Один из учащихся готовит сообщение о Т. Джефферсоне.

Примерный текст сообщения.

13 апреля 1743 года в семье преуспевающего фермера Виргинии Питера Джефферсона родился первый ребенок – мальчик, названный в честь деда Томасом. Одной из главных черт характера маленького Томаса стала - любознательность. Первый учитель у Томаса появился, когда мальчику было 5 лет. Он был очень способным учеником, и по совету учителя его отдают в частную школу. Мальчик учился очень прилежно и увлеченно. Кроме этого юный Томас считался отличным наездником, метким стрелком и очень любил читать книги.

Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отец умер. До глубокой старости он не мог забыть о постигшем его потрясении. В лице отца он потерял своего главного руководителя и советчика, в котором он так нуждался. Как старшему сыну, Томасу предстояло унаследовать большую часть владений отца. И он оказался перед выбором – посвятить себя хозяйству или продолжать образование. Но предсмертная воля отца гласила, что он должен учиться.

И Томас сделал выбор в пользу обучения. И он сделал все, чтобы его родные никогда не пожалели об этом. Он учился увлеченно, настойчиво, даже в свободные от лекций дни он строго соблюдал составленное им самим расписание. Занятиям отводилось пятнадцать часов в сутки! Его лучший друг Нейдж отмечал, “Томас так и стремился ускользнуть даже от лучших друзей к своим книгам”.

Также важное место он уделял прогулкам, спортивным упражнениям. Чтобы предупредить простуду, он каждое утро опускал ноги в холодную воду. Данному правилу он следовал всю жизнь. Вот какая у человека была сильная воля!

Никогда и никто не слышал от него жалоб на усталость. Своим детям он говорил: “Привычка к труду, - может быть выработана только в молодые годы!”.

В 20 лет Томас Джефферсон поступил на работу в юридическую контору, и становиться прекрасным адвокатом.

В 24 года - выиграл свое первое дело в суде. В своей защитительной речи Томас Джефферсон точно сказал: “По законам природы мы все рождены свободными!”. Эта идея владела умом Джефферсона с юных лет и впоследствии стала одной из основополагающих в его политической и общественной деятельности.

Свою политическую деятельность он начал в 27 лет – став депутатом законодательной палаты от Виргинии, а потом представлял свою колонию на II Континентальном Конгрессе, где ему поручили составить Декларацию независимости. За несколько дней она была написана и 4 июля 1776 года - принята. Во время войны он становиться губернатором Виргинии, собирает ополчение и разрабатывает операцию, которая приводит к полному разгрому английских войск на юге. Томаса Джефферсона и Бенджамина Франклина Конгресс отправляет во Францию, для заключения союзного договора. И Франция предоставляет военную помощь молодому государству.

После войны за независимость, в 1789 г. Томас Джефферсон становиться министром иностранных дел. Находясь в этой должности, он отдает предпочтение торговой политике и политике невмешательства в дела европейских государств. Он говорил: “Мы должны извлечь выгоды из глупостей Старого Света. Европа должна воевать, а мы – укрепляться”. При его участии создавалась Конституция и Билль о правах.

В 53 года Т. Джеффервсон балатируется на пост президента, но до победы ему не хватило 4 голоса и он становиться вице-президентом США.

А в 58 лет он становиться 3 президентом США. На этот пост он выбирался дважды.

Томас Джефферсон умер в возрасте 83 лет.

Его вклад в дело борьбы за независимость и становление США очень велик. Томас Джефферсон зарекомендовал себя не только как выдающийся политический деятель, но и как дипломат, и, самое главное, как законотворец.

Учитель. Документ, составленный Т. Джефферсоном, называется - Декларация независимости США. Она была принята 4 июля 1776 года на заседании II Континентального Конгресса в Филадельфии. (Дата и термин записываются в тетрадь).

Учитель. Перед вами здание – Дом Независимости. Как вы думаете, почему этот дом получил такое название?

(учитель показывает слайд, на котором изображен Дом Независимости).

Учитель. Эта иллюстрация с картины Джорджа Трамбелла. Какое событие 1776 года запечатлел художник? (слайд и иллюстрацией).

2) Работа с документом.

Учитель. А сейчас вам предстоит познакомиться с этим документом. У каждой группы свое задание. Читайте документ и отвечайте на поставленный вопрос.

Вопрос I группе

1. Что имел в виду автор Декларации, когда писал: “… все люди сотворены равными и наделены … неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью”.

Учитель. В Декларации был пункт об отмене рабства, но Конгресс его убрал, почему? (на юге плантаторы использовали труд рабов и если рабство отменить, то они лишаться рабочей силы, понесут огромные убытки, да и рабы были их частной собственностью, а новое государство обязано ч. с. защищать; шла война и данный пункт мог помешать объединению южан с северянами).

Вопрос II группе

3. Кто, по мнению автора, имеет право изменять и учреждать новое правительство? Почему? Докажите, используя слова текста.

Учитель. Исходя из ответа II группы, скажите, от чьего имени была написана Декларация независимости? (от имени народа).

- Какой принцип провозглашался в Декларации? (В Декларации провозглашался принцип народного суверенитета - власть должна исходить от народа).

Вопрос III группе

4. Какие факты приводит автор Декларации, что царствующий король Великобритании нарушал права и ограничивал свободу колонистов? (достаточно привести 4-5 факта).

Вопрос IV группе

5. Какое решение принимает народ североамериканских колоний?

Учитель. Из сказанного, давайте сделаем вывод: 4 июля 1776года была принята Декларация об отделении английских колоний от Англии. Ее автором был Т. Джефферсон. Декларация провозглашала создание независимого государства – США. Новое государство основано на принципах народного суверенитета (власть должна исходить от народа) и у народа есть право на свержение власти, нарушающей ее права. В документе провозглашалось равенство людей и такие права человека, как жизнь, свобода и стремление к счастью. Именно 4 июля, день принятия Декларации, ежегодно празднуется в США как День независимости.

3) Рассказ учителя.

Учитель. Но до полной победы американцев в войне было еще далеко. Военные действия развернулись главным образом на севере страны.

С большими трудностями столкнулся Дж. Вашингтон при создании регулярной армии.

В армии не хватало оружия. Бывало, что на троих приходился один мушкет. Патриоты даже сбросили и расплавили свинцовую статую короля Великобритании и говорили: “Пусть англичане попробуют пули, выплавленные из их короля”.

Солдаты были плохо обучены. Ведь из кого состояла американская армия – из фермеров, наемных рабочих, предпринимателей, купцов, которые не были знакомы с военной тактикой ведения боя. А с кем им приходилось сражаться – с хорошо обученной и вооруженной, профессионально руководимой британской армией.

Армия колонистов плохо снабжалась продуктами и одеждой, от болезней умерло столько же солдат, сколько погибло в боях.

Д. Вашингтон писал в Конгресс: “У солдат нет ни хорошей одежды, чтобы прикрыть наготу, ни одеял, чтобы подстелить под себя, ни башмаков, отчего пути всех походов отмечены кровавыми следами их ног”.

Но, не смотря на это, он умел вселить уверенность в победу даже в таких тяжелейших условиях, как в зимнем лагере Валей Фордж в 1777-1778 г.г.

Благодаря тактике выжидания и затягивания войны, нерегулярным и неожиданным атакам он компенсировал первоначальные ошибки и постепенно взял инициативу в свои руки. В некоторых штатах собиралось ополчение, они вели партизанскую войну.

Переломный момент в ходе войны наступил в битве у Саратоги, когда в октябре 1777г. значительная часть английской армии была разбита. (Дату записывают в тетрадь).

(Учитель при объяснении военных действий может использовать статью “На службе Англии, США и России” из научно-методической газеты для учителей истории и обществознания “История”, приложение к “Первому сентября”).

Именно это событие помогло США получить поддержку со стороны Франции. Конгресс отправляет с дипломатической миссией Б. Франклина во Францию. Ему удалось убедить французское правительство объявить войну Британии и послать в Америку войска. В войну против нее вступили Испания, Голландия. Россия, в это время на российском престоле находилась императрица Екатерина II, заняла дружескую позицию по отношению к США и объявила о нейтралитете.

Учитель. Подумайте, почему большинство европейских государств поддержали США в войне против Великобритании? (Все были заинтересованы в ослаблении Англии – “владычицы морей”).

Благодаря военной помощи Франции, в 1781 году под Йорктауном основные силы англичан сдались американцам. Эта была последняя битва в войне за независимость. Великобритания потерпела поражение, победу одержало молодое государство США. (Дату записывают в тетрадь).

В 1783 году между США и Великобританией был подписан мирный договор. Его основные положения мы прочитаем в документе “Парижский мирный договор между Великобританией и США 3 сентября 1783 года”.

Учитель. Делаем вывод: “Его Величество король Британии признает США независимыми, свободными и суверенными и отказывается от прав на данную территорию. Устанавливается прочный и постоянный мир, и прекращаются все враждебные действия на море и на суше.

- Посмотрите на карту. Вот какую территорию занимали США до войны за независимость, а вот как расширились границы США после подписания мирного договора. (Карта на слайде).

4) Работа с учебником.

Учитель. Откройте учебник на стр.211-212. В пункте “Итоги и значение войны за независимость” находите итог, поднимаете руку и зачитываете.

5) Работа со схемами (Конституция).

Учитель. Война закончилась, а это, значит, исчезла причина, по которой все 13 штатов были вместе. Территории, где проходили военные действия, нужно было восстанавливать, необходимо было вернуть долги всем странам, которые оказывали помощь. Поэтому в большинстве штатах налоги, взимаемые с населения, повышались. Это не нравилось американцам. В некоторых штатах даже прошли массовые движения протеста. Все это подтолкнуло к принятию закона, который, с одной стороны создавал сильную центральную власть, объединившую 13 колоний, а с другой стороны гарантировал права и свободы граждан США.

- И это была конституция (определение и дату записываем в тетрадь), принятая в 1787 г. Она закрепила республиканский (определение записываем в тетрадь) строй и превратила США в федерацию – объединение государств, составляющих единое государство. (Запись в тетрадь). Члены федерации – штаты – сохранили за собой многие права, но вопросы, касающиеся всего государства: финансы, составление общих законов, контроль за их исполнением, внешняя политика и оборона, передавались центральному правительству.

Конституция предусматривала разделение судебной, законодательной и исполнительной власти.

- Откройте стр. 213. Используя текст учебника, заполните схему исполнительной, законодательной и судебной власти. (Схемы на слайдах).

Учитель. Вывод: Конституция США – действующий до сих пор основной закон государства. Она была первой Конституцией в мировой истории. По ней в США установилась демократическая президентская республика, защищающая права и свободу человека, и в ней был предусмотрен принцип разделение властей. (Учащиеся вывод записывают в тетрадь).

Учитель. А когда была принята Конституция РФ? (Можно дать небольшую информацию о Конституции РФ или сравнить их).

- Но в Конституции не были записаны права и свободы граждан США. Поэтому она была дополнена “Биллем о правах” - это 10 поправок к основному закону. Билль о правах – это основной документ, гарантирующий права и свободы граждан. Народу США предоставлялись: свобода слова, собраний и выбор религии, неприкосновенность личности и жилища.

- Билль о правах был использован при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. Поэтому 10 декабря – Всемирный день защиты прав человека.

- Расшифруйте ООН.

Учитель. А сейчас я хочу познакомить вас с Государственные символы США. (Флаг, герб и гимн – на слайдах).

- Прослушайте сонет “Новый Колосс” и определите, о каком символе США идет речь?. (Автор

сонета — эмигрантка из России Эмма Лазарус, 1849-1887. Он выгравирован на пьедестале статуи Свободы).

(Сонет и справку о Статуе Свободы можно найти в пособии Грибова В.С. Задания по новой истории для самостоятельной работы учащихся 7-8 классы).

6) Домашнее задание.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Записываем домашнее задание.

1) пересказать из § 23 последние два пункта;

2) Выучить записи в тетрадях;

V. Подведение итогов.

Учитель. Понравился вам урок? Что нового вы узнали? Самое главное, что вы должны понять из нашего урока - нужно не только защищать свои права и свободы, но и не нарушать права и свободы другого человека. Необходимо быть законопослушными гражданами своего государства. Любить и защищать свое отечество.

- Закончить наш урок я хочу Гимном России. Почему, спросите вы?

- В США каждый первый урок в школе начинается с принесения клятвы своему государству. Это воспитывает любовь и уважение к своему Отечеству. Я бы очень хотела, чтобы и в наших школах было что-то подобное. А наш Гимн самый красивый и мощный по своей энергетике.

- Любите свое Отечество! Не забывайте и малую Родину – Мордовию, ведь она у вас всего одна! А вы наше будущее! (звучит гимн России).