Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Глагол"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) Обучающая:

  • закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола;
  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
  • обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.

2) Развивающая:

  • развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
  • активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Начнём с приветствия:

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадёт,
Тот никого не подведёт.

(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями)

- Садитесь.

2. Тема и цель урока.

- Сегодня мы присутствуем на заседании редакционного совета журнала “Глагол”.

Наша цель - проверить свои знания и решить, достаточно ли мы подготовлены к выпуску апрельского номера.

- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю открытым.

- Редакторы и помощники готовы?

Д. Готовы!

3. Минутка чистописания.

- Тогда откроем свои ежедневники и подготовим руку к письму.

- Посмотрите на образцы букв, которые у вас прописаны. У каждого свои буквы, в

написании которых вы допускаете ошибки.

- Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.

- Не забывайте о правилах посадки.

4. Введение в тему.

На доске:

Глагол самая огнепышущая,
самая живая часть речи.

А.Югов

- Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете?

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть.

- Говорят, что глагол самая “деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное.

- Подберите глаголы к существительному журналист (учащиеся по цепочке называют действия)

- Так какую же роль играет глагол в речи?

5. Теоретическая пятиминутка.

- Для того чтобы качественно выполнять работу, сотрудники всех отделов должны хорошо

разбираться в теории.

- Поэтому сейчас теоретическая пятиминутка Работа в парах. Пара состоит из редактора и его помощника.

- У каждого из вас есть бланк с вопросами и ответами. (Приложение1)

- Ваша задача: проверить теоретические знания своего партнёра, за каждый верный ответ ставите по баллу в дневник самооценки.

- Вопросы задаются поочерёдно, начинают редакторы.

- Заполните дневник самооценки.

- Поднимите руку, кто получил 8 баллов. Молодцы!

- С теоретической подготовкой всё в порядке!

6. Работа в группах.

- Значит можно переходить к практической части нашего заседания.

(Отдел рекламы получает своё задание) (Приложение 2)

- Отдел эрудитов и отдел исследователей, вы знаете, что профессиональный сотрудник журнала должен быть очень эрудированным человеком, поэтому ваша работа заключается в том, чтобы узнать как можно больше информации от своих коллег и ввести свою. Приступили к работе.

- Отдел писем и отдел новостей у вас на столах лежит материал, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним надо ещё поработать.

- Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам.

Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы. (Приложение 2)

(время работы - 6 минут)

- Проверяем работу групп.

1. Отдел новостей

- Наш спецкор из Японии прислал кроссворд, в котором надо найти глаголы, определить время, число, лицо, род.

Вот эти глаголы: качался – пр.вр., ед.ч., м.р., гремишь – наст.вр., ед.ч., 2 л, звенят – наст.вр., мн.ч.,3л, дует – наст. вр., ед.ч., 3 л, спою –буд.вр., ед.ч., 1 л, льют – наст.вр., мн.ч.,3л , жужжим – наст.вр., мн.ч.,1л, чернеешь – наст.вр., ед.ч.,2 л, цвёл пр.вр.,– ед.ч. м.р., трёт- наст.вр., ед.ч., 3 л.

2. Отдел писем.

- К нам в отдел пришло письмо от постоянного читателя нашего журнала, он прислал заметку об апреле месяце.

Нашей задачей было разделить глаголы на группы, определить число, лицо, род.

Найти лишнее слово и объяснить, почему мы так думаем.

- Мы решили, что разделим глаголы на три группы по временам.

Глаголы наст. времени: зацветает (ед.ч,3 л), славит (ед.ч.,3л), радуется (ед.ч.,3 л), летят(мн.ч.,3л), откликается (ед.ч.,3 л), шумит (ед.ч, 3л)

Глаголы буд. времени: выскочит (ед.ч.,3 л), зальётся (ед.ч.,3 л),

Глаголы прош. времени: называли(мн.ч), запели(мн.ч), перезимовал (ед.ч.,м.р.), задрал (ед.ч., м.р.),

Лишнее слово – открывать, так как это глагол в неопр.форме.

- Закончили работу в группах.

- Поставьте в дневник самооценки по баллу за практический блок (работа в группах)

7. Работа в парах сменного состава.

- Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною… (А.Н.Плещеев)

- Переходим к работе в парах сменного состава. Игра “Ручеёк” (Приложение 3)

Редакторы выходят в статичный ряд, помощники в динамичный ряд.

Задание: Определите спряжение и гласную, которую надо писать в безударном личном окончании глагола

Оцените себя:

  1. не допустил ни одной ошибки – 2б
  2. допустил до 5 ошибок - 1б
  3. сделал более ошибок – 0 б.

8. Словарная работа.

- Ребята, название каждого отдела мы видим на ваших табличках, только одна группа скрывает его.

- Давайте предоставим им слово.

Д. Отгадайте загадку:

Когда мультфильмы я смотрю внимательно,

Она прервёт на самом интересном обязательно.

Расхвалит “Сникерс”, “Орбит”, “Милки Уэй”,

Чтоб мамы покупали нам скорей.

Хвалить товар она затем старается,

Что в магазине он быстрее раскупается.

- Чтобы привлечь внимание к нашему журналу, нужна реклама.

- Каково значение этого слова?

Д. Реклама – это яркая информация о каких-либо товарах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них; объявление с такой информацией.

Это заимствованное слово из фр. яз. , где реклама обозначает “кричать, зазывать”. Первоначально реклама была устной.

- Объясните орфограмму.

Д. Запомнить безударную гласную Е в корне слова, непроверяемую ударением.

- Запишите слово, подчеркните орфограмму.

- Ребята, давайте, подберём однокоренные слова.

Д. Реклама, рекламный, рекламировать, рекламист, рекламироваться.

- Запишите.

- У группы было задание: придумать рекламу для нашего журнала. Пожалуйста.

Домашнее задание: Объявляется конкурс на лучшую рекламу для других отделов!

9. Лексическая работа.

- Ребята, для того, чтобы отредактировать, подготовить материал к печати, редактору необходимо иметь большой словарный запас. Он должен умело пользоваться синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.

- Вспомните, а что такое синоним, антоним, фразеологический оборот?

а) Запишите синонимы и антонимы к глаголам:

Грустить – печалиться, унывать – радоваться, веселиться.

Бранить – ругать – хвалить.

Бледнеть – белеть – краснеть.

б) Посмотрите на рисунки, запишите фразеологические обороты и подходящие к ним синонимы.

Повесить нос – огорчиться.

Клевать носом – спать.

Водить за нос – обманывать.

Зарубить себе на носу – запомнить.

в) Ребята, мы говорили, что глагол – это самая живая и действенная часть речи.

Но часто происходят вот такие казусы:

За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?

- Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.

Болтать - это многозначное слово:

1. Разговаривать много, быстро.

2. Делать движения ногой.

10. Итог урока.

- А сейчас с помощью грамматического лото, определим, как мы поработали на уроке.

(работа в группе

Возьмите табло, которое лежит на столах и цветные наклейки) (Приложение 4)

Следуйте моей инструкции:

  1. Определи время глагола – позвал.
  2. На что указывает суффикс – ся в глаголе – откликается.
  3. Определи лицо и число глагола – думают.
  4. Укажите, каким членом предложения является глагол.
  5. Укажи форму глагола – открывать.
  6. Какой формообразующий суффикс есть у глагола - прыгал.
  7. Определи спряжение глагола – любит.
  8. Определи лицо глагола – согреваешь.
  9. Определи число и род глагола – перекусил.
  10. Определи время глагола – выскочит.
  11. Определи вид глагола – зальётся

- Поработали мы “отлично”.

- Ребята, так как же называется наш журнал?

- Что такое глагол?

- Как изменяется глагол?

- Посмотрите в дневник самооценки и оцените свою работу (Приложение 5)

Подсчитайте баллы:

11 и более – я понял все темы, которые раскрывает журнал “Глагол” 8-10 – я многое понимаю, но некоторые вопросы не помешает уточнить менее 8 – мне нужна помощь.

- Кто хорошо понял темы, которые раскрывает журнал “Глагол”?

- Как вы думаете, достаточно ли мы подготовлены к выпуску апрельского номера журнала?

- Главный редактор согласен и разрешает готовить материал к печати.

- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю закрытым.

- Спасибо за работу.