Цели:
1) Обучающая:
- закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола;
- способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
- обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.
2) Развивающая:
- развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
- активизировать словарный запас.
3) Воспитывающая:
- воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Начнём с приветствия:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадёт,
Тот никого не подведёт.
(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями)
- Садитесь.
2. Тема и цель урока.
- Сегодня мы присутствуем на заседании редакционного совета журнала “Глагол”.
Наша цель - проверить свои знания и решить, достаточно ли мы подготовлены к выпуску апрельского номера.
- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю открытым.
- Редакторы и помощники готовы?
Д. Готовы!
3. Минутка чистописания.
- Тогда откроем свои ежедневники и подготовим руку к письму.
- Посмотрите на образцы букв, которые у вас прописаны. У каждого свои буквы, в
написании которых вы допускаете ошибки.
- Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.
- Не забывайте о правилах посадки.
4. Введение в тему.
На доске:
Глагол самая огнепышущая,
самая живая часть речи.
А.Югов
- Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете?
- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть.
- Говорят, что глагол самая “деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное.
- Подберите глаголы к существительному журналист (учащиеся по цепочке называют действия)
- Так какую же роль играет глагол в речи?
5. Теоретическая пятиминутка.
- Для того чтобы качественно выполнять работу, сотрудники всех отделов должны хорошо
разбираться в теории.
- Поэтому сейчас теоретическая пятиминутка Работа в парах. Пара состоит из редактора и его помощника.
- У каждого из вас есть бланк с вопросами и ответами. (Приложение1)
- Ваша задача: проверить теоретические знания своего партнёра, за каждый верный ответ ставите по баллу в дневник самооценки.
- Вопросы задаются поочерёдно, начинают редакторы.
- Заполните дневник самооценки.
- Поднимите руку, кто получил 8 баллов. Молодцы!
- С теоретической подготовкой всё в порядке!
6. Работа в группах.
- Значит можно переходить к практической части нашего заседания.
(Отдел рекламы получает своё задание) (Приложение 2)
- Отдел эрудитов и отдел исследователей, вы знаете, что профессиональный сотрудник журнала должен быть очень эрудированным человеком, поэтому ваша работа заключается в том, чтобы узнать как можно больше информации от своих коллег и ввести свою. Приступили к работе.
- Отдел писем и отдел новостей у вас на столах лежит материал, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним надо ещё поработать.
- Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам.
Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы. (Приложение 2)
(время работы - 6 минут)
- Проверяем работу групп.
1. Отдел новостей
- Наш спецкор из Японии прислал кроссворд, в котором надо найти глаголы, определить время, число, лицо, род.
Вот эти глаголы: качался – пр.вр., ед.ч., м.р., гремишь – наст.вр., ед.ч., 2 л, звенят – наст.вр., мн.ч.,3л, дует – наст. вр., ед.ч., 3 л, спою –буд.вр., ед.ч., 1 л, льют – наст.вр., мн.ч.,3л , жужжим – наст.вр., мн.ч.,1л, чернеешь – наст.вр., ед.ч.,2 л, цвёл пр.вр.,– ед.ч. м.р., трёт- наст.вр., ед.ч., 3 л.
2. Отдел писем.
- К нам в отдел пришло письмо от постоянного читателя нашего журнала, он прислал заметку об апреле месяце.
Нашей задачей было разделить глаголы на группы, определить число, лицо, род.
Найти лишнее слово и объяснить, почему мы так думаем.
- Мы решили, что разделим глаголы на три группы по временам.
Глаголы наст. времени: зацветает (ед.ч,3 л), славит (ед.ч.,3л), радуется (ед.ч.,3 л), летят(мн.ч.,3л), откликается (ед.ч.,3 л), шумит (ед.ч, 3л)
Глаголы буд. времени: выскочит (ед.ч.,3 л), зальётся (ед.ч.,3 л),
Глаголы прош. времени: называли(мн.ч), запели(мн.ч), перезимовал (ед.ч.,м.р.), задрал (ед.ч., м.р.),
Лишнее слово – открывать, так как это глагол в неопр.форме.
- Закончили работу в группах.
- Поставьте в дневник самооценки по баллу за практический блок (работа в группах)
7. Работа в парах сменного состава.
- Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною… (А.Н.Плещеев)
- Переходим к работе в парах сменного состава. Игра “Ручеёк” (Приложение 3)
Редакторы выходят в статичный ряд, помощники в динамичный ряд.
Задание: Определите спряжение и гласную, которую надо писать в безударном личном окончании глагола
Оцените себя:
- не допустил ни одной ошибки – 2б
- допустил до 5 ошибок - 1б
- сделал более ошибок – 0 б.
8. Словарная работа.
- Ребята, название каждого отдела мы видим на ваших табличках, только одна группа скрывает его.
- Давайте предоставим им слово.
Д. Отгадайте загадку:
Когда мультфильмы я смотрю внимательно,
Она прервёт на самом интересном обязательно.
Расхвалит “Сникерс”, “Орбит”, “Милки Уэй”,
Чтоб мамы покупали нам скорей.
Хвалить товар она затем старается,
Что в магазине он быстрее раскупается.
- Чтобы привлечь внимание к нашему журналу, нужна реклама.
- Каково значение этого слова?
Д. Реклама – это яркая информация о каких-либо товарах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них; объявление с такой информацией.
Это заимствованное слово из фр. яз. , где реклама обозначает “кричать, зазывать”. Первоначально реклама была устной.
- Объясните орфограмму.
Д. Запомнить безударную гласную Е в корне слова, непроверяемую ударением.
- Запишите слово, подчеркните орфограмму.
- Ребята, давайте, подберём однокоренные слова.
Д. Реклама, рекламный, рекламировать, рекламист, рекламироваться.
- Запишите.
- У группы было задание: придумать рекламу для нашего журнала. Пожалуйста.
Домашнее задание: Объявляется конкурс на лучшую рекламу для других отделов!
9. Лексическая работа.
- Ребята, для того, чтобы отредактировать, подготовить материал к печати, редактору необходимо иметь большой словарный запас. Он должен умело пользоваться синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.
- Вспомните, а что такое синоним, антоним, фразеологический оборот?
а) Запишите синонимы и антонимы к глаголам:
Грустить – печалиться, унывать – радоваться, веселиться.
Бранить – ругать – хвалить.
Бледнеть – белеть – краснеть.
б) Посмотрите на рисунки, запишите фразеологические обороты и подходящие к ним синонимы.
Повесить нос – огорчиться.
Клевать носом – спать.
Водить за нос – обманывать.
Зарубить себе на носу – запомнить.
в) Ребята, мы говорили, что глагол – это самая живая и действенная часть речи.
Но часто происходят вот такие казусы:
За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
- Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.
Болтать - это многозначное слово:
1. Разговаривать много, быстро.
2. Делать движения ногой.
10. Итог урока.
- А сейчас с помощью грамматического лото, определим, как мы поработали на уроке.
(работа в группе
Возьмите табло, которое лежит на столах и цветные наклейки) (Приложение 4)
Следуйте моей инструкции:
- Определи время глагола – позвал.
- На что указывает суффикс – ся в глаголе – откликается.
- Определи лицо и число глагола – думают.
- Укажите, каким членом предложения является глагол.
- Укажи форму глагола – открывать.
- Какой формообразующий суффикс есть у глагола - прыгал.
- Определи спряжение глагола – любит.
- Определи лицо глагола – согреваешь.
- Определи число и род глагола – перекусил.
- Определи время глагола – выскочит.
- Определи вид глагола – зальётся
- Поработали мы “отлично”.
- Ребята, так как же называется наш журнал?
- Что такое глагол?
- Как изменяется глагол?
- Посмотрите в дневник самооценки и оцените свою работу (Приложение 5)
Подсчитайте баллы:
11 и более – я понял все темы, которые раскрывает журнал “Глагол” 8-10 – я многое понимаю, но некоторые вопросы не помешает уточнить менее 8 – мне нужна помощь.
- Кто хорошо понял темы, которые раскрывает журнал “Глагол”?
- Как вы думаете, достаточно ли мы подготовлены к выпуску апрельского номера журнала?
- Главный редактор согласен и разрешает готовить материал к печати.
- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю закрытым.
- Спасибо за работу.