Тип урока: комбинированный.
Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: «Математика 2 класс» ч. II автор М. И. Маро, М. А. Бантова и другие; у каждого ученика: карточки с математическими выражениями, карточки с разноуровневыми заданиями, по два треугольника разного цвета и размера, рисунок ствола дерева, зелёные листочки с примерами.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели урока:
1) Составить таблицу умножения с числом 3 и провести первичное закрепление по её запоминанию и применению при решении задач.
2) Развивать мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации, умения анализировать и делать выводы.
3) Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи при работе в группах и парах.
Ход урока
1) Организационный момент (проверка готовности к уроку)
– На партах учебник, тетрадь, линейка, простой карандаш, ручка, из цветной бумаги два треугольника разного цвета, карточки с примерами и карточки с разноуровневыми заданиями.
2) Целеполагание
– Кто какую цель ставит на уроках математики?
– Общая цель на урок. Сегодня мы познакомимся с новой темой, а с какой, вы узнаете чуть позже, будем отрабатывать вычислительные навыки и умения решать задачи, сравнивать выражения.
3) Минутка чистописания
– Какое сегодня число? (14 марта).
– Что вы можете рассказать про число 14?
(Оно двузначное, чётное, в нём один десяток и четыре единицы, его можно представить в виде суммы 10+4).
– Представьте число 14 в виде суммы одинаковых слагаемых.
(2+2+2+2+2+2+2 = 14; 7+7 = 14; 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 = 14).
– Замените выражение 7+7 = 14 умножением.
(2? 7 = 14).
– Как разными способами прочитать данное математическое выражение?
(Дважды семь – четырнадцать; по два взять семь раз, получится четырнадцать; произведение двух и семи равно четырнадцати; первый множитель два, второй множитель 7, произведение четырнадцать; два увеличить в семь раз, получится четырнадцать).
– Установите закономерность и продолжите ряд чисел: 14, 17, 20…
(Каждое последующее число увеличивается на три, значит следующие числа 23, 26, 29, 32, 35, 38 и так далее).
– Запишите в тетради число, классная работа и выполните минутку чистописания, пользуясь образцами написания цифр. (После выполнения работы – показ лучших тетрадей).
4) Актуализация знаний (повторение таблицы умножения на 2)
– Посмотрите на доску. Здесь записаны два ряда чисел:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | … | … |
4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | … | … |
– Сравните верхний и нижний ряд. Что в них общего?
(Числа записаны в порядке возрастания, есть однозначные числа, есть чётные числа).
– Чем они отличаются?
(В нижнем ряду есть двузначные числа).
– Что вам эти цепочки чисел напоминают?
(Таблицу умножения на 2. Нижний ряд получен из верхнего ряда путём умножения на 2, а верхний ряд – путём деления на 2).
– Продолжите их.
(8 9
16 18)
– Какую таблицу мы с вами изучали?
(Таблицу умножения и деления на 2).
– Проверим, на сколько вы знаете таблицу и умеете решать задачи по данной теме. Положите перед собой карточки с примерами. Я вам буду читать задачу, вы отыскиваете решение на карточке. Находите его значение, записав ответ у точки в квадрате. Смотри приложение №1.
Задания:
1) 2x5.
2) Купили две конфеты. Каждая конфета стоит 6 рублей. Сколько денег заплатили за конфеты?
3) 14:2.
4) У мальчика 18 значков. Он их раздал двум своим одноклассникам поровну. По сколько значков получил каждый мальчик?
5) 2x3.
6) По 8 взять 2 раза.
7) Первый множитель 2, второй 7. Чему равно произведение?
8) 6 тетрадей раздали ученикам по 2 тетради каждому. Сколько учеников получили тетради?
– Какие ответы получились?
(Ученики по цепочке читают ответы и читают примеры и называют ответы. Самопроверка).
– У ответов, которые вы записывали в квадратики, есть точки. Соедините эти точки в порядке возрастания чисел. Что у вас получилось?
(Получилась цифра 3).
– Встаньте те, у кого получилась цифра 3. Молодцы! Как вы думаете, с какой целью я вас попросила написать цифру 3?
(Мы будем изучать таблицу умножения с числом 3).
5) Первичное усвоение учебного материала
– Запишем тему урока: «Табличное умножение с числом 3». А для чего мы учим таблицу, где в жизни она нам пригодится?
Физкультминутка.
а) – Какое сейчас время года? Что вы можете рассказать о весне?
(Ответы детей).
– Весна – прекрасное время года. На деревьях появляются липкие нежные листочки. Часть листочков на нашем дереве уже распустилась. Поможем сказочному дереву побыстрее зазеленеть, поместив на него листочки так, чтобы была какая-то закономерность. Смотри приложение №2.
– Посмотрите, что мы с вами получили?
(Таблицу умножения с числом 3).
б) Составление таблицы умножения с числом 3.
– Как мы будем находить значение произведения?
(Мы должны заменить умножение суммой одинаковых слагаемых)
3x2 = 6 | 3+3 = 6 |
3x3 = 9 | 3+3+3 = 9 |
3x4 = 12 | 3+3+3+3 = 12 |
3x5 = 15 | 3+3+3+3+3 = 15 |
– Перед вами таблица умножения на 3. Что интересного вы здесь заметили?
(Каждое произведение на 3 больше, чем предыдущее. Первый множитель – одно и то же число, а второй множитель увеличивается на 1. Если 3 умножаем на чётное число, то получается чётное, а если умножаем на нечётное, то получаем нечётное).
6) Первичное закрепление нового материала.
а) Воспроизведение таблицы по памяти.
– Посмотрите ещё раз, «сфотографируйте» её в своей памяти. Проверим, как вы запомнили. Я некоторые числа в таблице сотру, а вы должны восстановить запись.
3x1 = 3
3x2 = 9
3x4 = 11
3x5 = 15
– Кто пойдёт и запишет число в первом выражении? Передавайте мел тому, кому доверяете. Какой пример вам знаком?
(3x2 = 6)
– Каким свойством умножения мы пользовались при составлении второй таблицы умножения на 2?
(Переместительным свойством: от перестановки множителей произведение не меняется).
– Составим таблицу
1x3 = 3
2x3 = 6
3x3 = 9
4x3 = 12
5x3 = 15
б) Игра «Назови произведение».
Ещё раз посмотрите на доску и запомните таблицу. Сейчас я вам буду показывать числа, а вы должны назвать, при умножении каких чисел получаются данные произведения.
12, 9, 15, 6, 3
в) – Расскажите таблицу соседу.
Физкультминутка.
7) Осознание и осмысление блока новой информации
а) Задание на нахождение периметра.
– Какие геометрические фигуры у вас лежат на партах?
(Треугольники)
– Докажите, что это треугольники. Что у них общего?
(Три угла, три вершины, три стороны).
– Чем отличаются?
(Цветом, размером).
– Что мы можем у них сравнить?
(Цвет, величину, периметр).
б) Работа в парах.
– Первый вариант, найдите периметр маленького треугольника, второй вариант – большого треугольника.
(Дети измеряют стороны равностороннего треугольника, записывают решение в тетрадь).
– Чему равен периметр маленького треугольника?
(9)
– Как узнали? Почему?
(3x3 = 9)
– Чему равен периметр большего треугольника?
(12)
– Как узнали? Почему?
(4x3 = 12)
– Сравните периметры. Как это будете делать?
– Периметр какого треугольника больше и на сколько?
(Периметр жёлтого треугольника больше на 3 см: 12–9 = 3).
8) Применение учебного материала
Работа в группах.
– На партах лежат карточки с заданиями. Смотри приложение №4.
1 уровень. Начертить ломаную, состоящую из трёх звеньев: 3 см, 3 см и 2 см. Найти длину ломаной.
2 уровень. По выражению начертить ломаную и найти её длину. 3+3+2. Начертить отрезок, равный её длине.
3 уровень. Найти ломаную линию, соответствующую данной записи: 3? 2+2. Назвать её цвет и определить её длину. Начертить другую ломаную из четырёх звеньев, длина которой равна данной.
– Разойдитесь по группам, в которых вы обычно работаете. Прочитайте задание на карточках и выполните его в тетради.
Проверка работы в группах.
– Первая группа. Чему равна длина ломаной? Как узнали?
(Длина ломаной равна 8 см: 3x2+2 = 8)
– Вторая группа. Чему равна длина отрезка, который равен длине ломаной?
(Длина отрезка равна 8 см: 3+3+2 = 8).
– Третья группа. Какого цвета ломаная, какой она длины?
(Ломаная зелёного цвета, её длина – 8 см).
Другая ломаная состоит из звеньев:
1 способ: 1 см, 2 см, 3 см, 2 см.
2 способ: 2 см, 2 см, 2 см, 2 см.
3 способ: 4 см, 1 см, 1 см, 2 см.
4 способ: 3 см, 3 см, 1 см, 1 см.
9) Проверка знаний. Самостоятельная работа
– Проведём самостоятельную работу и посмотрим, как вы усвоили новый материал. Страница 76, №1, 1 столб. – 1 вариант, 2 столб. – второй вариант; №2, 1 вариант для 4 уч., 2 вариант для 5 уч.
(За самостоятельную работу оценки в журнал по желанию учащихся).
10) Информация о домашнем задании
1 уровень: стр. 76, №7 примеры столбиком. Выучить таблицу с числом 3.
2 уровень: стр. 76 №4 составить задачу по выражению.
11) Итог урока. Рефлексия
– Какая тема урока?
– Выполнили ли вы цели, поставленные на урок?
– Над чем ещё надо поработать на следующих уроках?
– За что бы вы похвалили себя, соседа, одноклассника?
– Всем спасибо за урок!