Интеллектуальное развитие детей на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения: «Математика 2 класс» ч. II автор М. И. Маро, М. А. Бантова и другие; у каждого ученика: карточки с математическими выражениями, карточки с разноуровневыми заданиями, по два треугольника разного цвета и размера, рисунок ствола дерева, зелёные листочки с примерами.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели урока:

1) Составить таблицу умножения с числом 3 и провести первичное закрепление по её запоминанию и применению при решении задач.
2) Развивать мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации, умения анализировать и делать выводы.
3) Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи при работе в группах и парах.

Ход урока

1) Организационный момент (проверка готовности к уроку)

– На партах учебник, тетрадь, линейка, простой карандаш, ручка, из цветной бумаги два треугольника разного цвета, карточки с примерами и карточки с разноуровневыми заданиями.

 2) Целеполагание

– Кто какую цель ставит на уроках математики?

– Общая цель на урок. Сегодня мы познакомимся с новой темой, а с какой, вы узнаете чуть позже, будем отрабатывать вычислительные навыки и умения решать задачи, сравнивать выражения.

 3) Минутка чистописания

– Какое сегодня число? (14 марта).

– Что вы можете рассказать про число 14?

(Оно двузначное, чётное, в нём один десяток и четыре единицы, его можно представить в виде суммы 10+4).

– Представьте число 14 в виде суммы одинаковых слагаемых.

(2+2+2+2+2+2+2 = 14; 7+7 = 14; 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 = 14).

– Замените выражение 7+7 = 14 умножением.

(2? 7 = 14).

– Как разными способами прочитать данное математическое выражение?

(Дважды семь – четырнадцать; по два взять семь раз, получится четырнадцать; произведение двух и семи равно четырнадцати; первый множитель два, второй множитель 7, произведение четырнадцать; два увеличить в семь раз, получится четырнадцать).

– Установите закономерность и продолжите ряд чисел: 14, 17, 20…

(Каждое последующее число увеличивается на три, значит следующие числа 23, 26, 29, 32, 35, 38 и так далее).

– Запишите в тетради число, классная работа и выполните минутку чистописания, пользуясь образцами написания цифр. (После выполнения работы – показ лучших тетрадей).

 4) Актуализация знаний (повторение таблицы умножения на 2)

– Посмотрите на доску. Здесь записаны два ряда чисел:

2 3 4 5 6 7
4 6 8 10 12 14

– Сравните верхний и нижний ряд. Что в них общего?

(Числа записаны в порядке возрастания, есть однозначные числа, есть чётные числа).

– Чем они отличаются?

(В нижнем ряду есть двузначные числа).

– Что вам эти цепочки чисел напоминают?

(Таблицу умножения на 2. Нижний ряд получен из верхнего ряда путём умножения на 2, а верхний ряд – путём деления на 2).

– Продолжите их.

(8 9
16 18)

– Какую таблицу мы с вами изучали?

(Таблицу умножения и деления на 2).

– Проверим, на сколько вы знаете таблицу и умеете решать задачи по данной теме. Положите перед собой карточки с примерами. Я вам буду читать задачу, вы отыскиваете решение на карточке. Находите его значение, записав ответ у точки в квадрате. Смотри приложение №1.

Задания:

1) 2x5.

2) Купили две конфеты. Каждая конфета стоит 6 рублей. Сколько денег заплатили за конфеты?

3) 14:2.

4) У мальчика 18 значков. Он их раздал двум своим одноклассникам поровну. По сколько значков получил каждый мальчик?

5) 2x3.

6) По 8 взять 2 раза.

7) Первый множитель 2, второй 7. Чему равно произведение?

8) 6 тетрадей раздали ученикам по 2 тетради каждому. Сколько учеников получили тетради?

– Какие ответы получились?

(Ученики по цепочке читают ответы и читают примеры и называют ответы. Самопроверка).

– У ответов, которые вы записывали в квадратики, есть точки. Соедините эти точки в порядке возрастания чисел. Что у вас получилось?

(Получилась цифра 3).

– Встаньте те, у кого получилась цифра 3. Молодцы! Как вы думаете, с какой целью я вас попросила написать цифру 3?

(Мы будем изучать таблицу умножения с числом 3).

 5) Первичное усвоение учебного материала

– Запишем тему урока: «Табличное умножение с числом 3». А для чего мы учим таблицу, где в жизни она нам пригодится?

Физкультминутка.

а) – Какое сейчас время года? Что вы можете рассказать о весне?

(Ответы детей).

– Весна – прекрасное время года. На деревьях появляются липкие нежные листочки. Часть листочков на нашем дереве уже распустилась. Поможем сказочному дереву побыстрее зазеленеть, поместив на него листочки так, чтобы была какая-то закономерность. Смотри приложение №2.

– Посмотрите, что мы с вами получили?

(Таблицу умножения с числом 3).

б) Составление таблицы умножения с числом 3.

– Как мы будем находить значение произведения?

(Мы должны заменить умножение суммой одинаковых слагаемых)

3x2 = 6 3+3 = 6
3x3 = 9 3+3+3 = 9
3x4 = 12 3+3+3+3 = 12
3x5 = 15 3+3+3+3+3 = 15

 – Перед вами таблица умножения на 3. Что интересного вы здесь заметили?

(Каждое произведение на 3 больше, чем предыдущее. Первый множитель – одно и то же число, а второй множитель увеличивается на 1. Если 3 умножаем на чётное число, то получается чётное, а если умножаем на нечётное, то получаем нечётное).

 6) Первичное закрепление нового материала.

а) Воспроизведение таблицы по памяти.

– Посмотрите ещё раз, «сфотографируйте» её в своей памяти. Проверим, как вы запомнили. Я некоторые числа в таблице сотру, а вы должны восстановить запись.

3x1 = 3

3x2 = 9

3x4 = 11

3x5 = 15

– Кто пойдёт и запишет число в первом выражении? Передавайте мел тому, кому доверяете. Какой пример вам знаком?

(3x2 = 6)

– Каким свойством умножения мы пользовались при составлении второй таблицы умножения на 2?

(Переместительным свойством: от перестановки множителей произведение не меняется).

– Составим таблицу

1x3 = 3

2x3 = 6

3x3 = 9

4x3 = 12

5x3 = 15

б) Игра «Назови произведение».

Ещё раз посмотрите на доску и запомните таблицу. Сейчас я вам буду показывать числа, а вы должны назвать, при умножении каких чисел получаются данные произведения.

12, 9, 15, 6, 3

в) – Расскажите таблицу соседу.

Физкультминутка.

7) Осознание и осмысление блока новой информации

а) Задание на нахождение периметра.

– Какие геометрические фигуры у вас лежат на партах?

(Треугольники)

Смотри приложение №3.

– Докажите, что это треугольники. Что у них общего?

(Три угла, три вершины, три стороны).

– Чем отличаются?

(Цветом, размером).

– Что мы можем у них сравнить?

(Цвет, величину, периметр).

б) Работа в парах.

– Первый вариант, найдите периметр маленького треугольника, второй вариант – большого треугольника.

(Дети измеряют стороны равностороннего треугольника, записывают решение в тетрадь).

– Чему равен периметр маленького треугольника?

(9)

– Как узнали? Почему?

(3x3 = 9)

– Чему равен периметр большего треугольника?

(12)

– Как узнали? Почему?

(4x3 = 12)

– Сравните периметры. Как это будете делать?

– Периметр какого треугольника больше и на сколько?

(Периметр жёлтого треугольника больше на 3 см: 12–9 = 3).

8) Применение учебного материала

Работа в группах.

– На партах лежат карточки с заданиями. Смотри приложение №4.

1 уровень. Начертить ломаную, состоящую из трёх звеньев: 3 см, 3 см и 2 см. Найти длину ломаной.

2 уровень. По выражению начертить ломаную и найти её длину. 3+3+2. Начертить отрезок, равный её длине.

3 уровень. Найти ломаную линию, соответствующую данной записи: 3? 2+2. Назвать её цвет и определить её длину. Начертить другую ломаную из четырёх звеньев, длина которой равна данной.

– Разойдитесь по группам, в которых вы обычно работаете. Прочитайте задание на карточках и выполните его в тетради.

Проверка работы в группах.

– Первая группа. Чему равна длина ломаной? Как узнали?

(Длина ломаной равна 8 см: 3x2+2 = 8)

– Вторая группа. Чему равна длина отрезка, который равен длине ломаной?

(Длина отрезка равна 8 см: 3+3+2 = 8).

– Третья группа. Какого цвета ломаная, какой она длины?

(Ломаная зелёного цвета, её длина – 8 см).

Другая ломаная состоит из звеньев:

1 способ: 1 см, 2 см, 3 см, 2 см.

2 способ: 2 см, 2 см, 2 см, 2 см.

3 способ: 4 см, 1 см, 1 см, 2 см.

4 способ: 3 см, 3 см, 1 см, 1 см.

9) Проверка знаний. Самостоятельная работа

– Проведём самостоятельную работу и посмотрим, как вы усвоили новый материал. Страница 76, №1, 1 столб. – 1 вариант, 2 столб. – второй вариант; №2, 1 вариант для 4 уч., 2 вариант для 5 уч.

(За самостоятельную работу оценки в журнал по желанию учащихся).

10) Информация о домашнем задании

1 уровень: стр. 76, №7 примеры столбиком. Выучить таблицу с числом 3.

2 уровень: стр. 76 №4 составить задачу по выражению.

11) Итог урока. Рефлексия

– Какая тема урока?

– Выполнили ли вы цели, поставленные на урок?

– Над чем ещё надо поработать на следующих уроках?

– За что бы вы похвалили себя, соседа, одноклассника?

– Всем спасибо за урок!