Тема: Именительный и винительный падежи.
Цели:
- развитие речи, памяти, внимания, мышления,
- научить отличать именительный и винительный падеж имен существительных мужского рода, единственного числа с нулевым окончанием, отвечающих на вопрос что?
- учить работать со словарем
Оборудование: Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь.
Минутка чистописания.
- На минутке чистописания мы напишем три буквы.
- Первая буква является суффиксом в слове травка. Какая это буква?
- Вторая буква – окончание в существительном травка, употребленном в В.п. Какая это буква?
- Третья буква – окончание сущ. травка, употребленном в И.п. Какая это буква?
- Определите порядок следования букв в данном ряду:
кууууа, куууаа, кууааа
- Запишите ряд букв в указанной последовательности.
Словарно-орфографическая работа.
На доске запись:
сезон | винтик | зонтик |
кивок | указал | ? |
- Назовите новое слово (вокзал).
- Как вы это определили?
- Объясните значение слова вокзал.
(Дети) Вокзал – здание для обслуживания пассажиров.
-На каких станциях бывают вокзалы?
-Дайте полное определение слову вокзал.
-Давайте посмотрим в «Этимологическом словаре» происхождение слова вокзал.
Статья из «Этимологического словаря»
Вокзал.
Слово это появилось в 17 веке в Англии. В то время в окрестностях Лондона на берегу Темзы был загородный сад (для концертов, танцев, для игр, место увеселений, гулянья). Владелицей его была некая Джеймс Вокс, и сад называли Воксхолл (холл – «зал»). Название постепенно распространилось и на другие увеселительные парки.
По примеру лондонского «воксхолла» такие же сады появились в других городах Европы – Париже, Мюнхине. У нас в Павловске (под Петербургом), вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад, который на ангийско-французский манер стали называть воксалом (позже - вокзалом). После того как была построена железная дорога Петербург – Павловск, заканчивающаяся у вокзального здания, там уже не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у этой станции появилось название «вокзал», а потом этим словом стали называть и другие железнодорожные станции России. Первоначальное значение слова постепенно ушло в прошлое.
-Разберите слово вокзал как часть речи.
Проблемная ситуация.
- Вспомните, в каких падежах были употреблены существительные, в которых мы выделяли буквы для минутки чистописания? (в И.п., в В.п.)
-Запишите слово вокзал в этих падежах.
И.п. (что?)
В.п. (что?)
Запись выполняется на доске.
- Что заметили? Какая проблема может возникнуть в связи с этим?
- Чему сегодня на уроке должны научиться?
- Сегодня на уроке мы должны научиться отличать именительный и винительный падеж.
Решение проблемы.
-Запишем предложения.
Вокзал находится на окраине города. На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда. Подъезжающие пассажиры видят поезд.
-Обратимся к первому предложению. Выделите грамматическую основу предложения. Укажите падеж существительного вокзал.
- Существительное в И.п. употребляется с предлогом или без?
- Подчеркните главные члены предложения во втором и третьем предложениях. Каким членом предложения является существительное вокзал.
-Определите падеж этого существительного.
- Существительное вокзал в винительном падеже употребляется с предлогом или без предлога?
Предварительный вывод
-Как отличить существительное мужского рода, ед.ч. с нулевым окончанием в И.п. от такого же существительного в В.п.?
Чтение правила по учебнику.
-Прочитайте 1 абзац правила.
- Передайте содержание этой части в виде схемы.
-Прочитайте 2 абзац правила.
- Передайте содержание этой части в виде схемы.
- Расскажите правило, пользуясь схемой.
Закрепление.
Выполнение упражнений по учебнику.
Домашнее задание.
Выучить правило наизусть.
Литература:
- Волина В. В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 256 с.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 216 с.