Чему учить и как учить?

Разделы: Общепедагогические технологии


Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушать ненависть и к тем,
кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому.
Ж.-Ж. Руссо

К извечным в нашей стране вопросам «Кто виноват?» и «Что делать?» добавились ещё два. В России больше века не утихают споры: чему учить и как учить? Мощная система народного образования, организованная по строгой, иерархической системе, уже давно начала давать сбои. Как ни стараются органы управления - всё труднее и труднее руководить учениками, учителями, да и самим образовательным процессом.

Как отнестись к тому, что бывшие двоечники владеют магазинами, банками, заводами, а бывшие отличники, «ходячие энциклопедии», кандидаты наук, учёные НИИ выброшены на дно жизни, ведут жалкое существование. Как оценивать человека: по его отметкам в аттестате или по его успешности в жизни. Мы часто говорим о «тройке» как о педагогическом браке, нас не устраивают «удовлетворительные» знания. А сколько же мы ещё отправляем в самостоятельную жизнь «троечников» по своим чисто человеческим качествам (хотя с «4» и»5» в аттестате). На мой взгляд, самое важное, чтобы наши выпускники были в первую очередь людьми высокой человеческой пробы.

Я полностью согласна с теми, кто утверждает, что главная задача России сегодня - кардинальное переустройство образования. Наука и новые технологии есть центр тяжести информационной, то есть современной, цивилизации. И гарант выживания страны. А фундаментальная наука, порождающая новые технологии, базируются как раз на системе образования. Не будет этой базы - не будет и России.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается идея создания оптимальных условий для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальных возможностей, способностей. Сегодня мы всё чаще слышим и произносим слова «модернизация образования», «внедрение личностно-ориентированной педагогики», «внедрение новых технологий». Во всех школах идёт процесс разработки и внедрение новых педагогических технологий. Это и понятно. Ведь в жизни нашей страны и системе образования произошли важные и ответственные перемены. Особое внимание уделяется гуманитарному, в частности историческому образованию на всех ступенях обучения.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предлагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно-деятельной парадигме. Она определяет и новое качество обучения:

- формирование практических навыков получения, анализа информации;
- способность к самообучению;
- самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся.

В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей и ориентиров, историческая наука ещё не может предложить школе новую методологию и концепцию образования. Учителя истории просто теряются в том огромном потоке учебников, которые ежегодно обрушиваются на школу. Пишут их и маститые учёные, и молодые авторы. Порой, работая с учебником, ловлю себя на мысли, а знал ли автор для кого и для чего создавал это пособие? Работал ли он в школе? Знает ли особенности возрастной психологии школьников? Думаю, не всегда. Параграфы огромные, много лишней информации, загруженность фактами ( а ведь ребята пытаются всё это запомнить, от сюда - перегрузка), логика изложения материала нарушена ( пункты параграфа не имеют логической связки), умозаключения авторов не конкретные ( не всегда учитель поймёт что хотел сказать учёный, а уж ребёнку и того хуже). Программа по истории раздута, а чтобы её выполнить, учитель «прогоняет» материал. Знания не усваиваются. Историю зарубежных стран знаем, порой, лучше, чем жители этих государств. Мало, кто потом может ими похвалится, только чтобы блеснуть эрудицией, а в жизни они оказываются бесполезными. Перечень недостатков ещё можно продолжать. Любой предметник-гуманитарий меня поймёт и поддержит. В последние годы произошли весьма серьёзные изменения в содержании исторического образования: в учебники были включены новые факты, нормой становится изучение различных интерпретаций событий и явлений, различных версий и гипотез. При этом однако в большинстве случаев сохраняется привычная методика преподавания истории. Перед школьниками лежит учебник, в котором собраны некоторые факты и предлагаются их объяснения; деятельность учащихся чаще всего сводится к чтению и пересказу тех или иных фрагментов текста. Такой подход к историческому образованию не предполагает никакой предметной деятельности. Важно понять, что история – это не фактологическая дисциплина, чья функция – верное описание событий и выдача характеристик историческим деятелям по заранее заготовленным схемам (памяткам). Необходимо отказаться от привычных, но неэффективных методик, позволяющих лишь имитировать историческое познание. Обучение истории призвано привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов.

Соглашусь с коллегами, что на сегодняшний день особую актуальность в нашей стране приобретает именно культурологическая концепция образования. И связано это с тем, что долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт. Сформировался человек массовый; социологи отмечают такие черты как авторитаризм, переживание комплекса собственной неполноценности, неглубокая историческая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим и др. Значит, нужно учить культуре, формировать систему ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма. Необходимо возрождать нравственность, уважение к человеку труда, патриотизм, гражданственность.

Хотелось бы поделиться своим мнением о различных педагогических технологиях и некоторых проблемах внедрения личностно-ориентированного обучения, основанном на собственном опыте и изучении мнения других преподавателей. Позволю себе небольшое отступление.

Далёкие теперь уже 80-е… Я школьница. Урок истории подходит к концу… Скорей бы! Класс шумит, все заняты своим делом, и я тоже думаю о чём угодно, но не о том, о чём бубнит учитель, постоянно заглядывая в учебник. Идёт объяснение нового материала. Слушаю невнимательно. А зачем? К следующему уроку прочту всё, сама

выучу нужный пункт параграфа, зазубрю даты и получу оценку. Так продолжалось из года в год. Тогда у меня и в мыслях не было, что эта наука займёт в моей жизни важное место, и что я стану учителем истории. И вдруг всё изменилось! Новый учитель! В класс вошла Она - статная, яркая, с горящим взором, полная достоинства. Мы не могли оторвать от новой учительницы глаз. А когда она стала объяснять урок – все замерли, боялись пропустить хоть слово. Людмила Петровна Малыхина не пересказывала нам то, что мы могли прочитать сами, не стеснялась изобразить первобытного человека, говорила ярко, меняя интонацию, глядела нам прямо в глаза и обращалась к нам на «ВЫ». А история-то, оказывается, не сухая, скучная наука с бесконечными датами и съездами, она живая, интересная! И тогда я точно поняла, кем хочу быть. Я тоже хочу открывать детям мир, увлекать их, развивать у них интерес к знаниям.

Некоторые педагоги, стремясь реализовать человекоцентрированый подход в обучении, увлеклись активным освоением нетрадиционных форм урока, при этом, негативно относясь к традиционной классно-урочной системе. Я за «золотую середину»! Конечно, традиционная технология - как правило, авторитарная технология, в которой недостаточно условий для проявления индивидуальных способностей личности. Но она имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным отнесём: систематичность, упорядоченную подачу материала, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Эта система нацелена на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками (ЗУНы); развитие памяти, внимания, мышления; воспитание личности с заданными свойствами. Опыт последних лет показывает: чрезмерное увлечение нетрадиционными методами в обучении приводит к тому, что порой ученики не знают элементарных исторических фактов, дат, с трудом пересказывают и не могут выделить главное в изучаемом материале. В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: образование личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления индивидуальности ученика; воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ученика.

Соглашусь, что в реализации этих принципов наиболее положительные результаты дают нетрадиционные формы урока. Так как они направлены на развитие воображения школьников на основе образного, событийного «очеловеченного» исторического материала, который не подаётся однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера. Нетрадиционные уроки позволяют глубже проникнуть в суть исторических явлений. Такие формы позволяют гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся.

Деятельность учителя – одна из наиболее ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся. А деятельность учителя истории, на мой взгляд, является сложной ещё и потому, что в современных условиях преподаватель через собственную систему ценностей должен решить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его собственным взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию истории в целом. Самоопределение учителя подразумевает постановку вопросов: “Зачем нужно знать историю? Какова цель её преподавания в школе?” Понимаю цель изучения истории, как овладение историко-социологическими законами и суммой знаний исторических фактов, необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах. Методы активного обучения способствуют развитию не только познавательных, но и творческих способностей учащихся. Применение традиционных и нетрадиционных форм урока позволяет сегодня учителю достичь поставленной цели.

Но как много зависит от личности самого учителя, его способности донести до учеников главную идею образования, «оживить» материал, заинтересовать!

Пединститут… Лекция по истории средних веков. Мы, студенты, с нетерпением ждём Бархатову Ольгу Николаевну. Ёе мягкий, мелодичный голос завораживает. Сколько же она знает! Как доступно объясняет, логично, ясно и очень интересно. Мы знаем: это стиль Бархатовой, и он нам нравится. Для меня она стала не только источником знаний, но и эталоном эрудиции, культуры речи, обаяния, продуктивной деятельности, артистизма.

Под влиянием пережитых чувств, впечатлений сложилась моя педагогическая философия. Я глубоко убеждена и согласна с коллегами в том, что все науки, будь то математика или биология, история или литература, должны преподаваться как искусство. Учителю нужен артистизм. И это не излишество, нет. Он жизненно необходим. Надо лишь отличать артистизм от желания, во что бы то ни стало произвести на ребят впечатление. Учитель должен быть виртуозом, мастером своего дела. Он открывает мир для детей, а для этого нужно постоянно черпать новые знания из науки, искусства, действительности, быть эрудированным. Для учителя-артиста важна логика мышления. Каждое слово должно произноситься к месту, необходимо уметь быстро извлекать из памяти нужные сведения, всё время думать, творить.

Древнегреческий философ Сократ оказывал чарующее воздействие на своих учеников. Он держал в «плену» собеседников, обладал какой-то магической силой. И имя этой силы - обаяние, то есть способность овладевать вниманием, чувствами, воображением. Для меня современным примером обаяния является В. Вульф.

Сегодня ученик чуток к красоте слова. Учитель истории может пренебрегать тяжеловесным, бесстрастным языком учебников и пособий, а совмещать в своих рассказах обязательную точность и образность. Речь должна быть эмоциональной, красивой, правильной. Э. Родзинский в совершенстве владеет интонацией, которая передаёт состояние говорящего: удивление, огорчение, торжество и пр. Вот бы и мне овладеть этим искусством!

Общение с учениками это творчество. Учителю-артисту нужно уметь импровизировать. Если задуманный план занятий не находит отклика у ребят, не надо бояться его поменять, придумать что-то новое. В своей работе учитель всегда старается установить контакт с учениками и надеется на их отклик. А он обязательно будет, если создать доброжелательную обстановку, так как недоброжелательность сковывает, парализует, особенно чувствительных людей. Позитивная атмосфера позволяет ученикам поверить в себя и проявить с лучшей стороны. Доброжелательность - это одно из качеств учителя-артиста. Роль педагога заключается в поиске методов и техник нахождения «ключика» к каждому ученику, чтобы сформировать личность. Учащийся должен уметь целостно воспринимать мир, видеть его неодномерность. Этого можно достичь при условии накопления, сохранения и обобщения опыта человечества. Роль педагога важна как транслятора опыта человечества.

Должно измениться само отношение к знаниям. К сожалению, сохраняется тенденция (особенно у состоятельных граждан) престижности учебного заведения, сам факт приобретения документа об его окончании. Обращаю внимание - документа, а не знания. Имея опыт работы в средней и высшей школе, и наблюдая - сначала нерадивого ученика (ну не хотел он знания получать), а затем такого же студента в ВУЗе, прихожу к выводу: пока государство не изменит своё отношение к образованию, к учителям, к преподавателям, к той ценной информации, которую они несут новым поколениям - толку от проводимых реформ не будет.

Так чему же учить? Человечности, уважению к историческому и культурному наследию, к личности, к правам человека. Следует учитывать, что развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

На какую же личность ориентируется образование сегодня? Эпицентром образования является человек свободный и активный, способный к общению и сотрудничеству с другими людьми, с самим собой и культурой.

Как учить? Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. То есть, должно быть, гармоничное сочетание различных педтехнологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения. Как нельзя отказаться от традиционного обучения, так же нельзя отвергать, нетрадиционное. Они помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем раскрыться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педпрактике традиционные уроки, но и распространённые за последние годы нетрадиционные формы урока. Они помогают повести детей за собой, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучение, развить творческие способности ребят, переживать радость открытия мира. И пусть это идеал учителя и образования, но я хочу к нему стремиться!