Цели занятия:
- Развитие интереса учащихся к творчеству и жизни великого русского поэта;
- Расширение круга знаний по истории России, литературе 1-ой трети XIX в.;
- Акцентирование внимания уч-ся на существовании устойчивых межпредметных связей;
- Формирование гражданской позиции через знакомство с творчеством и жизнедеятельностью А. С. Пушкина.
Организация и оборудование:
Предварительно в классе формируются творческие группы (2-3), которые занимаются подготовкой к конкурсу (выпуск газет, изучение материалов, посвященных творчеству поэта, эпохе, подготовка сценки по мотивам произведений А. С. Пушкина, худ. оформление, музыкальные произведения – оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Сказка о золотом петушке», «Полет шмеля», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Мазепа»). Жюри – учителя истории и литературы.
В ходе занятия группам будут предлагаться различные задания, правильность и быстрота выполнения которых оценивается жюри
Ход урока
Тема: «Пушкин – это наше всё!»
Эпиграф: «… и пока будет звучать на свете русский язык, будущие поколения… станут помнить имя Пушкина».
I. «Пушкин в жизни». (Блиц-опрос на скорость ответа)
- «Род мой один из самых старинных дворянских»,- писал Пушкин. Кого он считал своим предком, родоначальником? (Ратша, Рача – дружинник Александра Невского).
- Кто был предком Пушкина по женской линии? (Абрам Петрович Ганнибал).
- Имя и положение отца поэта? (Сергей Львович Пушкин, статский советник).
- Как звали мать поэта? (Надежда Осиповна Ганнибал).
- Где и когда родился поэт? (26 мая (6 июня) 1799 г., Москва).
- Сколько детей всего было в семье Пушкиных? (4 – дочь и три сына).
- Двое крепостных крестьян из имения Пушкиных находились с Александром Сергеевичем на протяжении всей его жизни – одна из них нянчила его в детстве, другой принес смертельно раненого Пушкина домой. Назовите их. (Арина Родионовна Яковлева, Никита Козлов).
- Где учился в юные годы Пушкин? (Царскосельский лицей).
- Сколько воспитанников училось там вообще во времена Пушкина? (30 чел.).
- Назовите самый любимый и самый нелюбимый предметы Пушкина? (словесность и математика).
- В каком ведомстве служил Пушкин после окончания Лицея? (Коллегия иностранных дел).
- Назовите причину дуэли Пушкина и Дантеса. (Легкомысленное поведение жены Пушкина – Натальи Николаевны Гончаровой и полученное в связи с этим анонимное письмо).
II. «Крылатые пушкинские строки…» (закончить строку из стихотворения) – командам раздаются карточки для группового ответа.
- «Без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без…» (любви).
- «Быть можно дельным человеком и думать о красе …» (ногтей).
- «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную …» (лань).
- «Да жалок тот, в ком …» (совесть не чиста).
- «Да здравствует солнце, да скроется …» (тьма).
- «И грянул бой, … бой!» (Полтавский).
- «Птенцы гнезда …» (Петрова).
- «Ох, тяжела ты, шапка …» (Мономаха).
III. Исторический раздел. Командам раздаются карточки с заданиями на знание хронологии, биографий деятелей пушкинской эпохи.
1 группа.
1 задание: Расположить в хронологическом порядке следующие события:
- Венский конгресс
- Правление Павла I
- Тильзитский мирный договор
- Основание Царскосельского лицея
- Указ о вольных хлебопашцах
- Работа Негласного комитета
- Создание Государственного Совета
2 задание: Исторический портрет. О ком идет речь в приведенном тексте?
«Родился в семье отставного военного и бедного помещика, к концу жизни – граф, владелец крупного имения. Обучался у сельского дьячка грамоте и арифметике, позднее был отдан в шляхетский артиллерийский и инженерный корпус, где у него проявились способности к математике. Был приглашен к графу Н. И. Салтыкову преподавать артиллерию и фортификацию его сыновьям; Позже Салтыков рекомендовал его императору Павлу I, и с тех пор началась его государственная карьера. По признанию военных историков, его меры по реорганизации отдельных сторон жизни армии пошли на пользу и сыграли положительную роль в войне 1812-1814 гг. Его имя связывают с самым консервативным этапом в царствовании Александра I, но именно он составил самый прогрессивный проект ликвидации крепостного права».
2 группа.
1 задание. Расположить в хронологическом порядке следующие события:
- Создание Союза благоденствия
- Восстание декабристов
- Убийство Павла I
- Присоединение Финляндии
- Сражение на р. Березине
- Создание Союза спасения
- Создание Священного союза
2 задание. Исторический портрет. О ком идет речь в приведенных текстах?
«Он - знаменитый государственный деятель. Сын священника, ставший графом. Учился во Владимирской семинарии, а затем в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге, в которой по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затеи и философии. Позднее стал домашним секретарем князя А. Б. Куракина, увлекся взглядами Вольтера, Дидро. В эпоху Александра I вошел в состав реформаторов. Его идеи переустройства государственного управления были встречены обществом в штыки и практически не реализованы. Несколько лет находился в ссылке. В царствование Николая I участвовал в составлении «Полного собрания» и «Свода законов» Российской империи».
IV. «Они живут на Пушкинских страницах» (по отрывку из стихов и прозы угадать, о ком из исторических личностей идет речь). Блиц-турнир между командами на быстроту реакции.
- Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной
он знал её предназначенье. (Пётр Великий) - … Он умел и страхом, и любовью,
и славою народ очаровать.
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам палач. (Б. Годунов). - «Он был лет 40, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь: живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок…» (Е. Пугачев).
- Он мальчик бойкий и отважный,
два- три сраженья разыграть,
конечно, может он с успехом,
к врагу на ужин прискакать.
Ответствовать на бомбу смехом…
Но не ему вести борьбу
С самодержавным великаном.
Он слеп, упрям, нетерпелив,
И легкомыслен, и кичлив. (Карл XII). - Властитель слабый и лукавый,
плешивый щеголь , враг труда
нечаянно пригретый славой
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал. (Александр I) - 20 лет не снимал с себя оружия, не слезал с коня ретивого, всюду пролетал с победою, мир крещёный потопил в крови. (Наполеон I)
- О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчаньи шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
своими криками преследуют тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединой. (М. Б. Барклай-де-Толли).
V. «Что за прелесть эти сказки!» (игра по типу «Счастливый случай») – побеждает группа, давшая наибольшее количество правильных ответов за равные промежутки времени).
1. Где встретились Поп и Балда? (базар)
2. Что хотел посмотреть Поп на базаре? (товар)
3. Кто указал дорогу королевичу Елисею? (ветер)
4. Чем должен был питаться Балда у Попа согласно договору? (полбой)
5. Что получали соседи от царя Додона? (обиды)
6. Чем занимался муж сварливой старухи? (рыбачил)
7. Что является уроком для добрых молодцев? (намек)
8. Кто чахнет над златом? (Кощей)
9. Кого Балда назвал своим младшим братом? (зайца)
10. Кто обещал за своё спасение дорогой откуп? (рыбка золотая)
11. Какую смежную профессию имел Балда? (повар)
12. Что захотел устроить себе под старость царь Додон? (покой)
13. Кто ел за четверых, а работал за семерых? (Балда)
14. Какую хищную птицу подстрелил из лука князь Гвидон? (коршуна)
15. Чем ловил рыбу старик в море? (невод)
16. Что принес Балда от чертей Попу? (оброк)
17. Каков был рост Гвидона при рождении? (аршин)
18. С кем сражался Руслан на поле, усеянном костями? (с головой)
19. У него была шапка-невидимка (Черномор)
20. Этот фрукт послужил причиной смертного сна царевны (яблоко)
VI. «Друзья! Прекрасен наш союз!» (каждая команда должна назвать (написать) как можно больше лицейских друзей Пушкина, декабристов; поэтов- современников Пушкина)
Творческое задание (домашнее): инсценировать фрагмент из любого произведения (поэмы) Пушкина («Бахчисарайский фонтан», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и т. д.)
VIII. «Литература-истории» Командам раздаются тексты стихотворений «Клеветникам России» и «Моя родословная», которые должны быть проанализированы на предмет выделения в них реальных исторических фактов из истории России. (Это задание лучше давать в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов)
Заключительное слово учителя, жюри. Подведение итогов. Награждение победителей.
Эпитафия:
«Здесь Пушкин погребен,
он с музой молодой,
с любовью, леностью провел веселый век.
Не делал доброго,
однако ж был душою,
ей-богу, добрый человек»
ВСЁ!
Можно добавить литературного колорита, дав задание на составление «галереи» пушкинских художественных образов – кто больше (Дубровский, Пугачев, Онегин и т. д. В классах лицейского или гимназического уровня (или там, где ведется МХК) можно добавить вопросы, связанные с историей культуры и быта соответствующего периода, например:
- Героини многих произведений часто живут в мезонине. Что это такое?
- Для чего предназначалась в доме людская?
- Пушкин часто упоминает девичью, куда он любил захаживать. Что это такое?
- Татьяна Ларина на одном из балов очень тяготилась котильоном. В чем особенность этого танца?
- Зачем среди бальных аксессуаров у женщины обязательно была маленькая записная книжка со страницами из слоновой кости?
- Чем партер театра пушкинской поры отличался от современного?
- Кто такой денди?
- У поэтов часто встречается упоминание о женских альбомах. Что хранилось в этом альбоме?
- Онегин, отправляясь на бульвар, «надел широкий боливар». Что надел молодой человек?
- В романе «Евгений Онегин» есть строчка «вина кометы брызнул ток». Что имел в виду поэт?