Организация работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Так как же сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

В нашем ДОУ наработан опыт по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников в природе и социуме. Педагоги данному направлению деятельности уделяют внимание в работе с детьми, начиная с 2-х лет, а для детей среднего, старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Основная цель работы – формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Для решения поставленной цели в ДОУ сделано следующее:

  1. определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

  2. разработаны формы организации деятельности с педагогами, детьми, родителями;

  3. разработана система планирования;

  4. подготовлены наглядно-дидактические материалы;

  5. подготовлено методическое обеспечение данного направления работы.

После анализа программ «Школа 2100», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», региональной программы физического воспитания для дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были определены основные направления работы:

1. Ребенок и другие люди;
2. Знакомство с правилами противопожарной безопасности;
3. Ребенок и природа;
4. Ребенок дома;
5. Здоровье ребенка;
6. Эмоциональное благополучие ребенка;
7. Ребенок на улице.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета возрастных особенностей; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

В МДОУ №15 «Аленький цветочек» г. Нерюнгри разработаны перспективно-тематические планы по ОБЖ для средней, старшей и подготовительной к школе групп (Приложение 1).

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводится в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Формирование основ безопасности у дошкольников мы осуществляем на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Данная работа ведется через:

- организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения, труд;
- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Для формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных чрезвычайных ситуациях, в ДОУ разработан цикл мероприятий с участием педагога-психолога, медицинских работников. Родители наших воспитанников являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

В результате данной работы дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Литература.

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
2. Белая К.Ю. и др. Твоя безопасность. – М.: Просвещение, 1998.
3. Комплексная программа физического воспитания для дошкольных образовательных учреждений республики Саха (Якутия)/под ред. С.И.Захарова. – Якутск, 2002.
4. Журналы «Дошкольная педагогика» №№1,2,3/2005.