Цели:
- Научить построению и изображению различных птиц.
- Развивать творческие способности и воображение в процессе изображения объектов природы.
- Способствовать экологическому воспитанию любви к природе и Родине.
Задание: каждый ребёнок рисует ту птицу, которая нравится ему больше других.
Оборудование: изображение различных птиц;
Литературный ряд: стихи о птицах.
Звуковой ряд: фонограмма с голосами птиц.
Ход урока (учебный диалог)
(прочитать стихотворение о птица)
-Ребята посмотрите на доску, что вы увидели?
П.О.: ( птиц )
-Давайте полюбуемся птицами. Какие они красивые, разноцветные, какие у них разноцветные перья хвостов, на голове хохолок или даже корона!
-Вспомните, каких ещё особенно красивых птиц вам приходилось видеть?
П.О.: (синицу, воробья, дятла, снегиря.)
-Скажите, а вы знаете, какие птицы живут у нас на Алтае?
П.О.: (глухарь, рябчик, кедровка, дятлы, клесты, снегирь, сорока, ворона, воробей, грач, клёст, тетерев, ворон, орёл, и т.д..)
- Ребята давайте подумаем вместе, что общего есть у птиц?
П.О.: (клёв, лапки, хвост, крылышки, голова, туловище)
- А какую форму имеет: голова – круглую, туловище – овальное, хвост – вытянутая трапеция, прямоугольник.
- Молодцы, правильно.
- А сейчас я вам расскажу о некоторых птицах поподробней.
(при рассказе включить музыку с голосами птиц)
Сорока: Живёт в Евразии, на северо-западе Африки и на северо-западе Сев. Америки. Истребляет вредных насекомых, разоряет гнёзда мелких птиц.
Ворон: птичка крупная. Оперение черное с синим, зеленоватым и фиолетовым металлическим отливом. Перья зоба удлиненные, ланцетовидные. Ноги и клюв черные.
Воробей: Длина 12-15 см. У самцов многих видов на горле черное пятно. 18 видов, распространены широко. Почти все стайные.
Снегирь: Величиной с воробья. У самца на голове черная шапочка. Верх головы и кольцо у основания клюва, крылья и хвост черные. Подхвостье и надхвостье белые, спина голубовато-серая, брюшная сторона розово-красная. У самок брюшная сторона серая, клюв черного цвета.
Пуночка: Оперение самца белое с чёрным, осенью и зимой на свежих перьях рыжеватые каёмки. Самка буроватая. На зиму улетает в зону лесостепи и степи. Питается зелёными частями растений, семенами, насекомыми.
Корольки: Мелкие птицы; оперение мягкое, пушистое. 7 видов. В России — 3 вида. Наиболее распространён желтоголовый Королёк. Оперение серовато-зелёное; темя у самцов оранжевое, у самок жёлтое с чёрными полосками по бокам. Обитает в еловых или пихтовых лесах.
Чечетка: Оперение серое с пестринами. Темя и грудь с красным или розовым. Бывают 3х видов. Живут в Европе, Азии и Северной Америке. Питаются семенами.
Щур: У самцов голова и грудь малиново-розовые, спина буровато-серая, у самок грудь оливково-зеленоватая. Живёт в таёжной полосе Европы, Азии и Северной Америки. Питается семенами, почками, ягодами, иногда насекомыми. Щура нередко держат в клетках.
- Ребята, а чем отличаются эти птички друг от друга?
П.О.: ( разная окраска, форма, разные голоса, клюв, хвост, туловище, размер)
- С какими из этих птиц вы уже встречались?
Образ птицы всегда привлекал людей и находил отражение в разных видах народного творчества. Это щепная птица народного мастера А. Петухова из с. Волошки Архангельской области, вышитая птица рава на полотенце из Ярославской области и лепная глиняная птица с птенцом на спине из Каргополя. В народе издавна считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. О птице – солнце жила в народе загадка: Большая светлица, Горит жар – птица, Всяк её знает и обожает.
Практическая работа:
Ребята сегодня я предлагаю Вам нарисовать птичку, которая больше всего Вам понравилась. Затем мы ваших птичек разместим на нашем чудо – дереве. Прежде чем приступить к работе мы разберём с вами план работы на примере изображения синицы.
(демонстрация учителем на доске плана работы по схемам и таблицам)
- Скажите, какие краски вы будете использовать?
П.О.: ( яркие, чистые, звонкие, открытые, контрастные. )
- Какова должна быть ваша птица по характеру?
( во время самостоятельной работы включить музыку)
(учитель контролирует работу учащихся)
(Затем птицу вырезают и приклеивают на заранее нарисованное чудо - дерево. Ребята могут приклеить свою птичку самостоятельно на понравившееся им место.)
Подведение итогов:
- Вот и получилось у нас чудо – дерево с замечательными птицами.
- А своей работой вы довольны?
- Чья птица вам больше всего понравилась? Почему?
(учащиеся высказывают своё мнение об увиденном.)
Учитель подводит итоги обсуждения, хвалит детей, подмечает преимущества коллективной творческой работы.