Урок в 1-м классе по теме: "Красоту надо уметь замечать. Украшение птиц"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Научить построению и изображению различных птиц.
  2. Развивать творческие способности и воображение в процессе изображения объектов природы.
  3. Способствовать экологическому воспитанию любви к природе и Родине.

Задание: каждый ребёнок рисует ту птицу, которая нравится ему больше других.

Оборудование: изображение различных птиц;

Литературный ряд: стихи о птицах.

Звуковой ряд: фонограмма с голосами птиц.

Ход урока (учебный диалог)

(прочитать стихотворение о птица)

-Ребята посмотрите на доску, что вы увидели?

П.О.: ( птиц )

-Давайте полюбуемся птицами. Какие они красивые, разноцветные, какие у них разноцветные перья хвостов, на голове хохолок или даже корона!

-Вспомните, каких ещё особенно красивых птиц вам приходилось видеть?

П.О.: (синицу, воробья, дятла, снегиря.)

-Скажите, а вы знаете, какие птицы живут у нас на Алтае?

П.О.: (глухарь, рябчик, кедровка, дятлы, клесты, снегирь, сорока, ворона, воробей, грач, клёст, тетерев, ворон, орёл, и т.д..)

- Ребята давайте подумаем вместе, что общего есть у птиц?

П.О.: (клёв, лапки, хвост, крылышки, голова, туловище)

- А какую форму имеет: голова – круглую, туловище – овальное, хвост – вытянутая трапеция, прямоугольник.

- Молодцы, правильно.

- А сейчас я вам расскажу о некоторых птицах поподробней.

(при рассказе включить музыку с голосами птиц)

Сорока: Живёт в Евразии, на северо-западе Африки и на северо-западе Сев. Америки. Истребляет вредных насекомых, разоряет гнёзда мелких птиц.

Ворон: птичка крупная. Оперение черное с синим, зеленоватым и фиолетовым металлическим отливом. Перья зоба удлиненные, ланцетовидные. Ноги и клюв черные.

Воробей: Длина 12-15 см. У самцов многих видов на горле черное пятно. 18 видов, распространены широко. Почти все стайные.

Снегирь: Величиной с воробья. У самца на голове черная шапочка. Верх головы и кольцо у основания клюва, крылья и хвост черные. Подхвостье и надхвостье белые, спина голубовато-серая, брюшная сторона розово-красная. У самок брюшная сторона серая, клюв черного цвета.

Пуночка: Оперение самца белое с чёрным, осенью и зимой на свежих перьях рыжеватые каёмки. Самка буроватая. На зиму улетает в зону лесостепи и степи. Питается зелёными частями растений, семенами, насекомыми.

Корольки: Мелкие птицы; оперение мягкое, пушистое. 7 видов. В России — 3 вида. Наиболее распространён желтоголовый Королёк. Оперение серовато-зелёное; темя у самцов оранжевое, у самок жёлтое с чёрными полосками по бокам. Обитает в еловых или пихтовых лесах.

Чечетка: Оперение серое с пестринами. Темя и грудь с красным или розовым. Бывают 3х видов. Живут в Европе, Азии и Северной Америке. Питаются семенами.

Щур: У самцов голова и грудь малиново-розовые, спина буровато-серая, у самок грудь оливково-зеленоватая. Живёт в таёжной полосе Европы, Азии и Северной Америки. Питается семенами, почками, ягодами, иногда насекомыми. Щура нередко держат в клетках.

- Ребята, а чем отличаются эти птички друг от друга?

П.О.: ( разная окраска, форма, разные голоса, клюв, хвост, туловище, размер)

- С какими из этих птиц вы уже встречались?

Образ птицы всегда привлекал людей и находил отражение в разных видах народного творчества. Это щепная птица народного мастера А. Петухова из с. Волошки Архангельской области, вышитая птица рава на полотенце из Ярославской области и лепная глиняная птица с птенцом на спине из Каргополя. В народе издавна считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. О птице – солнце жила в народе загадка: Большая светлица, Горит жар – птица, Всяк её знает и обожает.

Практическая работа:

Ребята сегодня я предлагаю Вам нарисовать птичку, которая больше всего Вам понравилась. Затем мы ваших птичек разместим на нашем чудо – дереве. Прежде чем приступить к работе мы разберём с вами план работы на примере изображения синицы.

(демонстрация учителем на доске плана работы по схемам и таблицам)

- Скажите, какие краски вы будете использовать?

П.О.: ( яркие, чистые, звонкие, открытые, контрастные. )

- Какова должна быть ваша птица по характеру?

( во время самостоятельной работы включить музыку)

(учитель контролирует работу учащихся)

(Затем птицу вырезают и приклеивают на заранее нарисованное чудо - дерево. Ребята могут приклеить свою птичку самостоятельно на понравившееся им место.)

Подведение итогов:

- Вот и получилось у нас чудо – дерево с замечательными птицами.

- А своей работой вы довольны?

- Чья птица вам больше всего понравилась? Почему?

(учащиеся высказывают своё мнение об увиденном.)

Учитель подводит итоги обсуждения, хвалит детей, подмечает преимущества коллективной творческой работы.