Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе (Обобщение)"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

Задачи:

  1. Образовательные: закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.
  3. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ; воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование урока:

ТСО: магнитофон, аудиокассета «Русские народные песни».

Для учителя: карточка со словом «Россия», иллюстрации с изображениями села, леса, поляны, города, ромашки, одуванчика, подснежника, ландыша, Бабы Яги, четырёх фонариков с именами прилагательными.

Для учеников: листы со словосочетанием «талантливый русский народ», тетради, учебники Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» (4 класс)

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы урока.

Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка? Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об имени прилагательном: особенности склонения имён прилагательных мужского, женского и среднего рода, правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Урок сегодня будет необыкновенным. Я приглашаю вас в путешествие. Хотите путешествовать?

II. Повторение.

1. Запись числа. Объяснение орфограмм.

Перед дальней дорогой немного разомнёмся и выполним некоторые задания. Запишите сегодняшнее число… Объясните правописание орфограмм. Какие слова из словаря встретились? Какая в основном орфограмма в этих словах? Как поступаем с непроверяемой буквой безударного гласного?

2. Словарный диктант, знакомство с новым словом из словаря.

Я буду описывать какой-либо предмет, а вы должны написать его название.

а) Огромный населённый пункт с большим количеством улиц, площадей, проспектов, многоэтажных домов. В нём работают фабрики, заводы, магазины. Каждый такой населённый пункт имеет своё название: Киев, Берлин, Париж, Санкт-Петербург (город).
б) Небольшой населённый пункт. В нём, как правило, несколько улиц в основном с одно- или двухэтажными кирпичными или деревянными домами (деревня).
в) Это место, где человек родился и вырос, где он живёт и трудится, где живут близкие ему люди (Родина).
г) Один из крупнейших городов мира. Основан в 1147 году Юрием Долгоруким. Главный город нашей страны (Москва).
д) Каждая страна имеет свой главный город. А как сказать одним словом «главный город страны»? (столица).
е) Какой язык является государственным в нашей стране? (русский).
ж) Любимое дерево нашего народа, воспетое в рассказах, песнях, стихах. У него белая кора с тёмными отметинами. (берёза)

Объясните правописание слов. Какой темой можно объединить все эти слова? (Россия) Перед вами слово «Россия» (карточка на доске). Почему оно написано с большой буквы?

Чистописание.

Вспомним, как нужно правильно писать заглавную букву «Р». Сколько элементов её составляют? Какие?

Напишите букву одну строчку.

С точки зрения русского языка слово Россия словарное. Какую букву нужно запомнить? (о) Какую ещё особенность имеет написание этого слова? (сс) Напишите правильно слово «Россия» несколько раз на следующей строке.

III. Основная часть.

Вы уже говорили, что Россия – это страна, в которой мы живём, наша Родина. Я предлагаю вам послушать стихотворение и ещё раз ответить на вопрос, что такое Россия. Ученик читает наизусть стихотворение:

Что такое Россия наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина – труд и праздник.
Сто дорог для тебя самых разных.
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам – не один, а с друзьями.

Как вы теперь ответите, что такое Россия? И вы, наверно, думаете, что путешествовать мы будем по нашей стране? Нет. Этой страны нет ни на одной карте мира, но она живёт в сердце каждого из нас с самого раннего детства (открывается красочно оформленная доска (план путешествия): «Устное народное творчество», названия «остановок» с символическими рисунками, правое крыло доски: рисунки фонариков и названия падежей.

Как называется страна? Произведения какого жанра относятся к устному народному творчеству?

1. Упражнение в склонении имён прилагательных.

Какая первая «остановка»? (Певучее село). Назовите имя прилагательное. Какое окончание? Почему? Как вы думаете, что любят делать житель этого села? Они предлагают вам послушать русскую народную песню «Как пойду я на быструю речку». Когда будете слушать, подумайте, какие имена прилагательные можно подобрать, чтобы описать мелодию этой песни (слушание).

Понравилась песня? Какая мелодия? Кто автор этой песни? (русский народ) Как вы думаете, легко ли сочинять песни, каждый ли может это делать? А каким свойством, даром должен обладать человек, чтобы сделать что-то выдающееся? (талантом) Каким был русский народ? У каждого из вас на парте листок. Какое словосочетание на нём написано? (талантливый русский народ)

Назовите имена прилагательные. Определите род, выделите окончание. Какое задание нужно выполнить? (просклонять имена прилагательные) Какая часть слова изменяется при склонении? (окончание) Допишите окончания.

(на листах:

талантливый русский народ

И. п. какой? талантлив… русск… народ
Р. п. (нет) какого? талантлив… русск… народа
Д. п. (дать) какому? талантлив… русск… народу
В. п. (вижу) какой? талантлив… русск.. народ
Т. п. (доволен) каким? талантлив… русск… народом
П. п. (думаю) о каком? талантлив… русск… народе)

В каких падежах прилагательные мужского рода отвечают на одинаковые вопросы? (И. п., В. п. )

Какие имеют окончания? (-ый, -ий, -ой). Назовите окончания имён прилагательных мужского рода в родительном падеже? (-ого, -его) В дательном падеже? (-ому, -ему) В творительном падеже? (-ым, -им) В предложном падеже? (-ом, -ем) Прилагательные какого рода склоняются так же, как и прилагательные мужского рода? (среднего рода) Что значит «склоняются так же"? (отвечают на те же вопросы и имеют те же окончания)

2. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных, определении падежа.

Продолжаем наше путешествие! Где мы теперь оказались? (пришли в «Загадочный лес») Назовите имя прилагательное. Какое окончание оно имеет? Почему? Что «приготовил» для вас лес, если он «загадочный»? (загадки)

Вот для вас загадки, попробуйте их отгадать!

а) Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (ромашки)
б) На пушистый цветок дунул ветерок. Ой! – и шапка долой. (одуванчик)
в) На проталине лесной распускается весной маленький и нежный беленький… (подснежник)

Ромашка, одуванчик, подснежник – что это, скажите одним словом? Какие ещё лесные цветы вы знаете? А в тексте загадок какая часть речи помогла догадаться , о каком именно цветке идёт речь? Какой делают нашу речь имена прилагательные? (точной, яркой, выразительной) Цветы – частичка родной природы. Как нужно относиться к природе?

Физминутка: давайте представим, что мы – лесные цветы. Повторяйте движения за мной…

Нежный, маленький бутон –
Туго-туго свёрнут он. (дети обнимают себя руками)
Солнце луч к нему протянет,
И цветок ромашкой станет (дети постепенно разжимают руки и тянутся вверх)

«Загадочный лес» приготовил для вас рассказ и просит придумать для него название. Слушайте: «Ты встаешь ранним утром. Бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь чудо. В зелёной траве белеет цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Ты вдыхаешь запах нежного цветка. Это подарок русского леса».

Какое название придумали? (Ландыш) Перед вами этот красивый цветок. Он занесён в Красную книгу и охраняется законом. Как вы думаете, почему? Вернёмся к тексту. Напишем выборочный диктант. С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? Я буду читать предложения, а вы должны выписать из него словосочетание: прилагательное и существительное, с которым оно связано… Прочитайте словосочетания… Определите падеж прилагательного и выделите окончание… как определить падеж имени прилагательного? Что помогает правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Как пишутся безударные окончания имён прилагательных? (так же , как ударные)

3. Упражнение в соотнесении падежа и имени прилагательного.

Но не так-то просто выйти из «Загадочного леса». Посмотрите, какая поляна. Как она называется? («Сказочная поляна). Назовите имя прилагательное в этом словосочетании. Какое окончание? Почему? А какие русские сказки вы знаете? Русские народные сказки не просты. Недаром о них говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Чему учат сказки? Догадайтесь, из какой сказки отрывок...(«Гуси - лебеди») Чему учит эта сказка? А вот и герой этой сказки (Баба Яга) Кто это? Почему пугаются Бабы Яги? (страшная, злая, коварная). Не хочет она выпускать вас из леса и приготовила трудное задание. Посмотрите, ниточки и фонарики. Это не просто ниточки, а падежи (дети записывают в тетради падежи в первый столбик), и не просто фонарики, а имена прилагательные: русская, русской, русскую, о русской (дети записывают имена прилагательные во второй столбик). «Повесьте» фонарик на свою ниточку (дети соединяют имя прилагательное и падеж). В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? ( родительный, дательный, творительный, предложный)

4. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Мы покидаем «Сказочный лес» и перед нами появился город. Какой это город? («Город пословиц») Пословица – замечательное творение русского народа. Такая короткая фраза, а как много она говорит! С этими произведениями устного народного творчества мы не раз встречались на уроках русского языка, литературного чтения. Есть они и в нашем учебнике русского языка. Откройте учебник на странице 143. Найдите упражнение 327. Какое задание? (объясняется выполнение задания) Это упражнение вы будете делать дома.

Вот и окончилось наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Что запомнилось? Какие задания показались трудными? Знания о какой части речи мы обобщили? Как нужно писать безударные падежные окончания имён прилагательных?

Вы были хорошими «путешественниками»: быстро и правильно выполняли задания, отвечали без ошибок на трудные вопросы, помогали друг другу. Большое спасибо за хорошую работу!