Урок литературного чтения по произведениям М.М. Пришвина "Ярик", "Предательская колбаса"

Разделы: Начальная школа


Цели: продолжить знакомство с произведениями М.М.Пришвина, формировать тип правильной читательской самостоятельности.

Задачи:

  • Формировать навыки чтения, организуя разные виды прочитывания.
  • Учить понимать эмоциональный тон произведений.
  • Формировать умения выявлять авторскую точку зрения и роль автора в произведении.
  • Развивать у детей речь, память, воображение, интерес к книге-собеседнику и их собственное мышление.
  • Воспитывать доброту к окружающей нас природе.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, магнитофон.

Ход урока

1. Введение в тему.

– Смотрим на портрет. Кто узнал? Назовите имя, отчество, фамилию писателя, автора рассказа “Ярик”. Что знаем о нём?

Дети:

– писатель
– путешественник
– фотограф
– охотник
– агроном
– сельский учитель
– военный журналист
– учёный природовед

– А ещё…Слушаем стихотворение поэта–моряка Тихонова. ( читает учитель)

– Кто же ещё Пришвин?

– Волшебник, обладающий силой слова. Поистине волшебник мог увидеть, почувствовать, сказать: “Я стою и расту – я растение.

Я стою, и расту, и хожу – я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек!”

– Продолжим знакомиться с произведениями этого замечательного писателя, учимся понимать его мысли, поступки, его отношение к природе.

2. Работа над рассказом “Ярик”.

– На какую тему этот рассказ? Выберите из вариантов предложенных тем ту, к которой, на ваш взгляд, подходит рассказ.

Мир родной природы.

Человек и живая природа.

Мой четвероногий друг.

– Кто предложит своё название темы.

– Какое название вам нравится больше?

– В каком названии темы передано отношение человека к природе? (мой друг)

– Прочитайте слова:

Порадовался, загрустил, удивился, открыл для себя, изумился, огорчился

– Назовите особенности этой группы слов. (Глаголы, слова-названия действий, передающих состояние души человека)

– Какими из этих глаголов можно сказать о чувствах самого М.М.Пришвина как автора рассказа “Ярик” (подчёркиваю).

– Докажите чтением отрывка. Какого? (чтение 1 абзаца)

– Летний дождик для писателя – удовольствие.

– Так примечать всё вокруг, открывать для себя подчас неприметную красоту родной земли, может только любящий её человек, а рассказать об этом – талантливый писатель.

– Что вам подсказывает название рассказа “Ярик”? (отношение – любовно-ласковое)

– Кто из вас при чтении определил породу собаки? Что помогло определить? (содержание)

– Можно ли по одному этому рассказу что-либо узнать об охотничьих собаках? Что? (зачитывается отрывок)

– Само название – охотничья собака говорит о многом: это очень необходимое для человека существо, этой науке собаку обучают и наука даётся нелегко.

– Подтвердите примером. Найдите отрывок, где тетеревиная матка уводила опасность от детей.

– О чём забыл Ярик? (зачитать)

– Как видите, рассказ Пришвина познавательный, он говорит много о природе. Для нас интересны названия цветов; интересно узнать о выучке охотничьих собак – один из эпизодов прочитали.

– Но мне кажется, в рассказе есть очень интересный момент. Какой? Чем интересен рассказ? Подсказка на доске.

Он дал мне понять…

Он мне по-своему доложил…

Он повёл…

Я понял – он говорил…

Я поспешил к нему…

Я говорю Ярику глазами…

– О чём говорят эти слова?

– Пришвин как бы перевёл с языка природы на язык человеческий разговоры животного с человеком, мысли. И нам всё понятно.

– На что, в выписанных из текста выражениях, обратили внимание? (Я – ОН. Мы понимаем друг друга!)

– Да, это рассказ о взаимоотношениях человека и четвероногого.

– Как назовём героя рассказа? Кто он? (автор, писатель, человек, охотник, хозяин)

– А собака для него? (зачитывается отрывок из текста о Ярике)

гражданин
друг
брат

– Каким видится Ярик?

– Какая сильная собачья воля! На такое способен только друг!

– Каким словом называем такое отношение собаки к человеку? (верность, преданность)

– Людям бы поучиться!

– Вслушаемся в слово собака – безразлично-равнодушное, если одно слово.

– А если…своего Ярика или и того пуще – ГРАЖДАНИН !

– Необычное обращение. Вижу – улыбнулись. Пришвин не раз заставляет нас улыбнуться. Рассказ его и серьёзен, и мягок, и добр, да и жизнерадостен. По-хорошему радостно на душе за тепло от человеческого участия и теплоты в отношении к животному.

– Найдём строки рассказа, вызвавшие у нас это чувство.

– МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА БЕЗ СЛОВ!

– Итак, что же будем читать? (“разговоры”, диалоги, внутренние мысли)

3. Самостоятельная работа по группам.

1 группа – автор, Ярик

2 группа – тетеревиная семья, автор, Ярик

– Мы рядышком, мы слышим их. Зачитываем самые интересные.

4. Проверка самостоятельной работы.

Каждая группа зачитывает интересные “разговоры”.

Вывод о хозяине: уважает, любит, терпеливо учит

Вывод о собаке: предана, верна, имеет силу воли

– Можно ли рассказ читать по ролям? Почему? (нет, диалоги воображаемые)

– А если бы я предложила вам пересказать ребятам из параллельного класса содержание этого рассказа. Попробуйте мысленно. А теперь друг другу (работа в парах) Ну как?

– Этот рассказ пересказывать очень трудно, как стихотворение. Произведения о переживаемом, о чувствах, там, где много разговоров, пересказывать трудно. И не будем.

– Рассмотрите иллюстрацию к книге “Ярик”. Соотнесите с текстом.

– Чувствует ли художник текст! Откуда это видно? (поза собаки, желание автора научить)

– Художник сумел увидеть, почувствовать сцену и нам помог это увидеть. Художник Евгений Чарушин сам прекрасный писатель. Он недаром этот эпизод выбрал. В нём раскрывается психология животного. Оно близко, понятно нам по-человечески.

– Обратите внимание на концовку рассказа. (перечитали)

– Очень выразительная концовка. Чем? (Мы смеёмся! Представили Ярика и автора как двух неразлучных друзей, которые нам говорят: “ Вот как мы Вас одурачили, граждане!”)

– Рассказ о Ярике не окончен. Сегодня ещё одним маленьким рассказом дорисуем “портрет” человека и его друга.

5. Чтение и работа над рассказом “Предательская колбаса”.

Прочитайте название рассказа. (“Предательская колбаса”) Подберём родственные слова к прилагательному предательская. Что означают эти слова? Обратимся к словарю.

– Как думаете о чём рассказ? (Опять чувствуется тонкий юмор автора)

– Вот после чтения и скажите, почему излюбленная собачья закуска колбаса – называется таким отвратительным словом.

Чтение за диктором (аудиозапись)

– Понравился ли рассказ? Что понравилось? Как этот рассказ дополняет предыдущий? (дружба животных, ревнивое отношение хозяина, переживание)

– У меня создалось впечатление, что это, как бы продолжение той же истории. Как думаете, я права или нет?

– Этот рассказ отличается таким же проникновением во внутренний мир человека и животного.

– Какую мысль о взаимоотношении человека и животного утверждает избитая пословица. Кто помнит её? ( “Собака – друг человека”.)

– Можно ли считать её главной мыслью произведения? Докажите.

– Самые яркие эпизоды вам запомнились. Но мы не в беспорядке их вспомним, а в определённой последовательности.

– Кто догадался, почему?

– Перед нами ряд последовательных эпизодов о взаимоотношении человека и четвероного друга. Проследим.

  1. Подружились с Рябчиком.
  2. Ярик пропал.
  3. Через неделю снова незаконный визит.
  4. Хватило на две недели.
  5. Виноват, прости!
  6. Пожалуйте, молодой человек!

– Что означает слово визит? (обращение к словарю)

– Даже по заголовкам мы можем судить о выразительности рассказа, об отношении человека и его четвероного друга.

– Из-за чего оказался виноват Ярик? А уходил почему? (перечитываем начало рассказа)

– Объясните значение слова “ верста”. (обращение к словарю)

– Как расценил сам охотник и писатель Пришвин поступки своего воспитанника? (чтение отрывка со слов: “Я ничего не имел против…”

– Это не шуточное дело воспитывать собаку. Вы берёте в дом, заботитесь о ней, учите, воспитываете.

– Какими словами называет автор жизнь Ярика у него в доме? (зачитывается отрывок)

– Как понимаете значение слова “служба”? (обращение к словарю)

– Служба – обязательство. И важно не только по отношению к человеку, но и к собаке тоже.

– Перечитаем выразительно 1-й разговор хозяина с Яриком. Как надо читать? (строго, сурово)

– Подумайте, только ли нарушение служебного долга вызвали беспокойство автора. (чтение 1-го диалога)

– Нет! В первую очередь – беспокойство за жизнь собаки!

– Каким голосом разговаривал автор с Яриком?

– А результат? (прощал)

– Сколько раз прощал Ярику уход из дома писатель?

– Почему же Ярик нарушал каждый раз своё “обещание”? Почему я употребила слово “обещание”, ведь собака ничего не может обещать? (Опять мысленные диалоги. Опять Пришвин – переводчик.)

– Кто виноват, что Ярик нарушал обещание? (И хозяин отчасти. Срок визитов удлинялся в зависимости от наказания.)

– Говорит строго, сурово. Собака чувствует строгость, но за суровым словом почувствовали что-то? Что? (Скорое прощение.)

– Обратите ещё раз внимание на план. Если бы я предложила разделить рассказ на части в соответствии с заголовками, одинаковы ли были бы части?

– Какая самая большая? Почему?

– Главное для писателя показать, что явилось переломным, самым важным моментом в воспитании собаки. Действует не словом, а поступком. Здесь и переживание, и успокоение, что вернулся живой, и игра.

Задание по группам: Проследим, что пишет автор о состоянии человека (1 группа), как раскрывается психология охотничьего пса (2 группа). Но мне бы хотелось, чтобы вы обращали внимание на авторские слова. Почему это важно?

Вывод: Язык произведений Пришвина выразителен!

Самостоятельное чтение 5 части до слов “… в ящик стола”

Проверка работы

1 группа

человек – беспокойство, тревога,

успокоение, любопытство, игра,

желание наказать, но тактично,

по-человечески воспитывает

несущую службу собаку

2 группа

собака – чувство вины, желание примириться с

хозяином, загладить вину

– Вернёмся ещё раз к названию рассказа. Почему назван рассказ так?

– Подумайте, кому из вас дам задание перечитать эпизод о Ярике и предательской колбасе, 1 группе или 2-ой? (Трудно определить. Всё переплелось, переживание человека и собаки.)

– 1 группа читает, а все подумали как этот эпизод позволяет почувствовать любовное отношение человека к собаке. (Рассуждения детей)

– Подумайте, как надо прочитать оставшуюся часть рассказа?

– Особая теплота рассказа поражает нас и заражает таким же добрым отношением к животным.

– Подумайте, что если бы все, как автор, любили, тепло относились к своим четвероногим друзьям, так же разумно воспитывали? (высказывания детей о том, что не было бы бездомных, покалеченных, брошенных собак, кошек)

– Перечитаем концовку рассказа. Что заставило улыбнуться в очередной раз? (Пришвин обращается к Ярику: “Пожалуйте, молодой человек!”)

Итог:

Вначале я прочитала вам стихотворение, где Пришвин назван волшебником. А ещё он кто? Вернёмся к записи: писатель, охотник,…,…,…, искатель. Много знал и нам советовал: “…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека… Природа – зеркало души человека”

Домашнее задание:

Подумайте, а что дальше может произойти? Читаем рассказы Пришвина о животных.