Цели: продолжить знакомство с произведениями М.М.Пришвина, формировать тип правильной читательской самостоятельности.
Задачи:
- Формировать навыки чтения, организуя разные виды прочитывания.
- Учить понимать эмоциональный тон произведений.
- Формировать умения выявлять авторскую точку зрения и роль автора в произведении.
- Развивать у детей речь, память, воображение, интерес к книге-собеседнику и их собственное мышление.
- Воспитывать доброту к окружающей нас природе.
Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, магнитофон.
Ход урока
1. Введение в тему.
– Смотрим на портрет. Кто узнал? Назовите имя, отчество, фамилию писателя, автора рассказа “Ярик”. Что знаем о нём?
Дети:
– писатель
– путешественник
– фотограф
– охотник
– агроном
– сельский учитель
– военный журналист
– учёный природовед
– А ещё…Слушаем стихотворение поэта–моряка Тихонова. ( читает учитель)
– Кто же ещё Пришвин?
– Волшебник, обладающий силой слова. Поистине волшебник мог увидеть, почувствовать, сказать: “Я стою и расту – я растение.
Я стою, и расту, и хожу – я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек!”
– Продолжим знакомиться с произведениями этого замечательного писателя, учимся понимать его мысли, поступки, его отношение к природе.
2. Работа над рассказом “Ярик”.
– На какую тему этот рассказ? Выберите из вариантов предложенных тем ту, к которой, на ваш взгляд, подходит рассказ.
Мир родной природы.
Человек и живая природа.
Мой четвероногий друг.
– Кто предложит своё название темы.
– Какое название вам нравится больше?
– В каком названии темы передано отношение человека к природе? (мой друг)
– Прочитайте слова:
Порадовался, загрустил, удивился, открыл для себя, изумился, огорчился
– Назовите особенности этой группы слов. (Глаголы, слова-названия действий, передающих состояние души человека)
– Какими из этих глаголов можно сказать о чувствах самого М.М.Пришвина как автора рассказа “Ярик” (подчёркиваю).
– Докажите чтением отрывка. Какого? (чтение 1 абзаца)
– Летний дождик для писателя – удовольствие.
– Так примечать всё вокруг, открывать для себя подчас неприметную красоту родной земли, может только любящий её человек, а рассказать об этом – талантливый писатель.
– Что вам подсказывает название рассказа “Ярик”? (отношение – любовно-ласковое)
– Кто из вас при чтении определил породу собаки? Что помогло определить? (содержание)
– Можно ли по одному этому рассказу что-либо узнать об охотничьих собаках? Что? (зачитывается отрывок)
– Само название – охотничья собака говорит о многом: это очень необходимое для человека существо, этой науке собаку обучают и наука даётся нелегко.
– Подтвердите примером. Найдите отрывок, где тетеревиная матка уводила опасность от детей.
– О чём забыл Ярик? (зачитать)
– Как видите, рассказ Пришвина познавательный, он говорит много о природе. Для нас интересны названия цветов; интересно узнать о выучке охотничьих собак – один из эпизодов прочитали.
– Но мне кажется, в рассказе есть очень интересный момент. Какой? Чем интересен рассказ? Подсказка на доске.
Он дал мне понять…
Он мне по-своему доложил…
Он повёл…
Я понял – он говорил…
Я поспешил к нему…
Я говорю Ярику глазами…
– О чём говорят эти слова?
– Пришвин как бы перевёл с языка природы на язык человеческий разговоры животного с человеком, мысли. И нам всё понятно.
– На что, в выписанных из текста выражениях, обратили внимание? (Я – ОН. Мы понимаем друг друга!)
– Да, это рассказ о взаимоотношениях человека и четвероногого.
– Как назовём героя рассказа? Кто он? (автор, писатель, человек, охотник, хозяин)
– А собака для него? (зачитывается отрывок из текста о Ярике)
гражданин
друг
брат
– Каким видится Ярик?
– Какая сильная собачья воля! На такое способен только друг!
– Каким словом называем такое отношение собаки к человеку? (верность, преданность)
– Людям бы поучиться!
– Вслушаемся в слово собака – безразлично-равнодушное, если одно слово.
– А если…своего Ярика или и того пуще – ГРАЖДАНИН !
– Необычное обращение. Вижу – улыбнулись. Пришвин не раз заставляет нас улыбнуться. Рассказ его и серьёзен, и мягок, и добр, да и жизнерадостен. По-хорошему радостно на душе за тепло от человеческого участия и теплоты в отношении к животному.
– Найдём строки рассказа, вызвавшие у нас это чувство.
– МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА БЕЗ СЛОВ!
– Итак, что же будем читать? (“разговоры”, диалоги, внутренние мысли)
3. Самостоятельная работа по группам.
1 группа – автор, Ярик
2 группа – тетеревиная семья, автор, Ярик
– Мы рядышком, мы слышим их. Зачитываем самые интересные.
4. Проверка самостоятельной работы.
Каждая группа зачитывает интересные “разговоры”.
Вывод о хозяине: уважает, любит, терпеливо учит
Вывод о собаке: предана, верна, имеет силу воли
– Можно ли рассказ читать по ролям? Почему? (нет, диалоги воображаемые)
– А если бы я предложила вам пересказать ребятам из параллельного класса содержание этого рассказа. Попробуйте мысленно. А теперь друг другу (работа в парах) Ну как?
– Этот рассказ пересказывать очень трудно, как стихотворение. Произведения о переживаемом, о чувствах, там, где много разговоров, пересказывать трудно. И не будем.
– Рассмотрите иллюстрацию к книге “Ярик”. Соотнесите с текстом.
– Чувствует ли художник текст! Откуда это видно? (поза собаки, желание автора научить)
– Художник сумел увидеть, почувствовать сцену и нам помог это увидеть. Художник Евгений Чарушин сам прекрасный писатель. Он недаром этот эпизод выбрал. В нём раскрывается психология животного. Оно близко, понятно нам по-человечески.
– Обратите внимание на концовку рассказа. (перечитали)
– Очень выразительная концовка. Чем? (Мы смеёмся! Представили Ярика и автора как двух неразлучных друзей, которые нам говорят: “ Вот как мы Вас одурачили, граждане!”)
– Рассказ о Ярике не окончен. Сегодня ещё одним маленьким рассказом дорисуем “портрет” человека и его друга.
5. Чтение и работа над рассказом “Предательская колбаса”.
Прочитайте название рассказа. (“Предательская колбаса”) Подберём родственные слова к прилагательному предательская. Что означают эти слова? Обратимся к словарю.
– Как думаете о чём рассказ? (Опять чувствуется тонкий юмор автора)
– Вот после чтения и скажите, почему излюбленная собачья закуска колбаса – называется таким отвратительным словом.
Чтение за диктором (аудиозапись)
– Понравился ли рассказ? Что понравилось? Как этот рассказ дополняет предыдущий? (дружба животных, ревнивое отношение хозяина, переживание)
– У меня создалось впечатление, что это, как бы продолжение той же истории. Как думаете, я права или нет?
– Этот рассказ отличается таким же проникновением во внутренний мир человека и животного.
– Какую мысль о взаимоотношении человека и животного утверждает избитая пословица. Кто помнит её? ( “Собака – друг человека”.)
– Можно ли считать её главной мыслью произведения? Докажите.
– Самые яркие эпизоды вам запомнились. Но мы не в беспорядке их вспомним, а в определённой последовательности.
– Кто догадался, почему?
– Перед нами ряд последовательных эпизодов о взаимоотношении человека и четвероного друга. Проследим.
- Подружились с Рябчиком.
- Ярик пропал.
- Через неделю снова незаконный визит.
- Хватило на две недели.
- Виноват, прости!
- Пожалуйте, молодой человек!
– Что означает слово визит? (обращение к словарю)
– Даже по заголовкам мы можем судить о выразительности рассказа, об отношении человека и его четвероного друга.
– Из-за чего оказался виноват Ярик? А уходил почему? (перечитываем начало рассказа)
– Объясните значение слова “ верста”. (обращение к словарю)
– Как расценил сам охотник и писатель Пришвин поступки своего воспитанника? (чтение отрывка со слов: “Я ничего не имел против…”
– Это не шуточное дело воспитывать собаку. Вы берёте в дом, заботитесь о ней, учите, воспитываете.
– Какими словами называет автор жизнь Ярика у него в доме? (зачитывается отрывок)
– Как понимаете значение слова “служба”? (обращение к словарю)
– Служба – обязательство. И важно не только по отношению к человеку, но и к собаке тоже.
– Перечитаем выразительно 1-й разговор хозяина с Яриком. Как надо читать? (строго, сурово)
– Подумайте, только ли нарушение служебного долга вызвали беспокойство автора. (чтение 1-го диалога)
– Нет! В первую очередь – беспокойство за жизнь собаки!
– Каким голосом разговаривал автор с Яриком?
– А результат? (прощал)
– Сколько раз прощал Ярику уход из дома писатель?
– Почему же Ярик нарушал каждый раз своё “обещание”? Почему я употребила слово “обещание”, ведь собака ничего не может обещать? (Опять мысленные диалоги. Опять Пришвин – переводчик.)
– Кто виноват, что Ярик нарушал обещание? (И хозяин отчасти. Срок визитов удлинялся в зависимости от наказания.)
– Говорит строго, сурово. Собака чувствует строгость, но за суровым словом почувствовали что-то? Что? (Скорое прощение.)
– Обратите ещё раз внимание на план. Если бы я предложила разделить рассказ на части в соответствии с заголовками, одинаковы ли были бы части?
– Какая самая большая? Почему?
– Главное для писателя показать, что явилось переломным, самым важным моментом в воспитании собаки. Действует не словом, а поступком. Здесь и переживание, и успокоение, что вернулся живой, и игра.
Задание по группам: Проследим, что пишет автор о состоянии человека (1 группа), как раскрывается психология охотничьего пса (2 группа). Но мне бы хотелось, чтобы вы обращали внимание на авторские слова. Почему это важно?
Вывод: Язык произведений Пришвина выразителен!
Самостоятельное чтение 5 части до слов “… в ящик стола”
Проверка работы
1 группа человек – беспокойство, тревога, успокоение, любопытство, игра, желание наказать, но тактично, по-человечески воспитывает несущую службу собаку |
2 группа собака – чувство вины, желание примириться с хозяином, загладить вину |
– Вернёмся ещё раз к названию рассказа. Почему назван рассказ так?
– Подумайте, кому из вас дам задание перечитать эпизод о Ярике и предательской колбасе, 1 группе или 2-ой? (Трудно определить. Всё переплелось, переживание человека и собаки.)
– 1 группа читает, а все подумали как этот эпизод позволяет почувствовать любовное отношение человека к собаке. (Рассуждения детей)
– Подумайте, как надо прочитать оставшуюся часть рассказа?
– Особая теплота рассказа поражает нас и заражает таким же добрым отношением к животным.
– Подумайте, что если бы все, как автор, любили, тепло относились к своим четвероногим друзьям, так же разумно воспитывали? (высказывания детей о том, что не было бы бездомных, покалеченных, брошенных собак, кошек)
– Перечитаем концовку рассказа. Что заставило улыбнуться в очередной раз? (Пришвин обращается к Ярику: “Пожалуйте, молодой человек!”)
Итог:
Вначале я прочитала вам стихотворение, где Пришвин назван волшебником. А ещё он кто? Вернёмся к записи: писатель, охотник,…,…,…, искатель. Много знал и нам советовал: “…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека… Природа – зеркало души человека”
Домашнее задание:
Подумайте, а что дальше может произойти? Читаем рассказы Пришвина о животных.