Внеклассное мероприятие в 11-м классе "Устный журнал"

Разделы: Математика


Глава 1. Оформление кабинета

Глава 2. Вступление к внеклассному мероприятию “Устный журнал”.

“Итак, семь лет назад вы пришли в этот кабинет математики на первый урок, где вспоминали натуральные числа, долго выясняли, является ли 0 натуральным числом. День за днём вы постигали математические истины: учились выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями, знакомились с геометрическим материалом, изучали алгебру и геометрию, стереометрию, а теперь вот элементы высшей математики, производную, интеграл. В течение всех лет вы знакомились с математиками и теоремами, изучали вопросы из истории математики, участвовали в различных внеклассовых мероприятиях по математике.

И вот сегодня у нас устный журнал под девизом: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. Наш журнал состоит из трёх страниц.

Оканчивая школу, вы должны знать имена не только Пифагора, Виета, Герона, Ферма, но и русских учёных-математиков. Первая страница нашего журнала как раз и посвящается русским учёным-математикам.

Итак, первая страница “Из истории математической мысли”.”

Глава 3. Внеклассное мероприятие “Устный журнал”.

3.1. Страница первая “Из истории математической мысли”

На фоне музыки Мусоргского “Прогулка” учащиеся кратко рассказывают о русских учёных-математиках и демонстрируют их портреты:

Леонтий Филиппович Магницкий

Русский математик, педагог. Учился в Московской славяно-греко-латинской академии; затем самостоятельно изучил математические науки, в объеме, далеко превосходящем уровень сведений, сообщаемых в русских арифметических, землемерных и астрономических рукописях XVII столетия.

С 1701 г. и до конца жизни преподавал математику в школе математических и навигационных наук. Напечатал свою “Арифметику”, по ней учился М.В. Ломоносов, назвавший её “вратами учёности”. Ввёл термины “множитель”, “произведение”, “делитель”, “частное”. 

Николай Иванович Лобачевский

Родился 1 декабря 1792 г. в г. Нижний Новгород в России. В 1807 г. поступил в Казанский университет, в котором ему предстояло провести последующие 40 лет жизни, как студенту, экстраординарному профессору и, наконец, ректору.

Он является основоположником неевклидовой геометрии.

Его называют “Коперником геометрии”.

Пафнутий Львович Чебышев

Один из крупнейших математиков. Исследования по теории чисел выдвинули молодого русского математика в число первых учёных Европы.

Его считают основателем русской школы теории вероятности.

У него были работы, посвящённые вычерчиванию географических карт; рациональному раскрою одежды; он изготовил чехол, плотно облегающий шар; создал механизмы, осуществляющие движение по тем или иным кривым: грибной автомат, повторяющий движение вёсел, самокатное кресло.

Софья Васильевна Ковалевская

Для оклейки комнат, и стены комнаты маленькой девочки оклеили листами литографированных лекций М.В. Остроградского по математическому анализу.

Впоследствии она стала первой женщиной – математиком, доктором философии.

Ей принадлежит роман “Нигилистка”.

Михаил Васильевич Остроградский

Русский математик - один из основателей Петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук, занимался внешней баллистикой, статическими методами браковки изделий, участвовал в комиссиях по реформе календаря и водоснабжению Петербурга.

Основные труды в области прикладной математики.

Мстислав Всеволодович Келдыш

Замечательный советский учёный, основатель института прикладной математики АН ССР.

Вместе с С.П. Королёвым стал одним из инициаторов работ по освоению космоса. Разработал эффективные способы расчёта самолёта на флаттер (колебания, приводящие к его гибели) и методы балансировки, предотвращающие гибель машины.

Отто Юльевич Шмидт

Его имя в памяти людей навсегда связано с освоением Арктики, Северного морского пути, с Челюскинской эпопеей, с высадкой на лёд научно-исследовательской экспедиции “Северный полюс-1”.

Однако, он всю жизнь оставался математиком по образованию и по складу мышления.

Доказал замечательную теорему “О бесконечных группах с конечной цепью”, ставшую классической.

Михаил Алексеевич Лаврентьев

Советский учёный, основатель Новосибирского Академгородка, создатель теории направленного взрыва.

На основе его математических расчётов, направленным взрывом, была создана плотина, которая спасла Алма-Ату от разрушительных грязевых потоков – селей. Ему принадлежат работы по математическому анализу, теории дифференциальных уравнений и современной теории функций.

Он создал несколько новых теорий в механике непрерывных сред, газовой динамике.

Лев Семёнович Понтрягин

Советский математик, великий учёный, потерявший в 14 лет зрение. В его честь вошли в обиход термины: пространство, поверхности, квадраты и другие.

3.2. Страница вторая “Красиво не солгать, историю не рассказать”

Под музыку Баха “Шутка” выходят к доске двое учеников – ведущих и читают следующие строки:

1 ведущий:

Мы смеёмся над каменным веком,
Мы с улыбкой глядим на него,
А тогда лишь, чтоб быть человеком,
Надо было вещей, ну всего ничего

2 ведущий

Предок жил, на природу надеясь,
С ветки ел, и из озера пил,
Не имел на сберкнижке он денег,
Но зато никогда ни за что не платил

1 ведущий:

И в пасмурной Гренландии,
И в солнечной Италии,
Носил с собою человек
Всё имущество своё:
Обрывок шкуры мамонта
Вокруг могучей талии,
Под мышкой каменный топор,
А в руке копьё.

2 ведущий

Презирал он калоши и шапку,
Хоть не слабые дули ветра,
И собрав дров большую охапку,
Мезозойскую ночь коротал у костра.

1 ведущий:

На камнях и снегу спать умел он
Без подушек и без одеял,
Пусть почти ничего не имел он,
Но зато никогда ничего не терял.

2 ведущий :

Итак наш вариант урока математики первобытного общества. Вашему вниманию предлагается сценка.

На доску вывешивается панно с изображением пещеры, костра и нескольких первобытных людей. Выходят участники сценки, переодетые в костюмы первобытных людей

Учитель: Садитесь!

Один из учащихся вскрикивает и показывает бивень мамонта.

Учитель: Кто подложил ему бивень мамонта?

Ты, Вырви Глаз?
Останешься сегодня без сыро мяса!

Учитель: Приготовили булыжники. Ослиное Ухо, иди к скале! Высекай условие задачи: “По небу летели птеродактили. Сначала их было столько, сколько пальцев на одной руке, потом к ним пристало столько же. Сколько стало всего ?

Ученик 1: Ой, смотрите! Динозавриха пошла со своими динозавриками!

Ученик 2: Ну, где динозавры? Где?

Ученик 3: Вымерли уже!

Учитель: Ах, Ослиное ухо, садись! Два! Сколько лун ты уже сидишь в одном классе? Две? И ещё одну останешься!

Учитель: Вырви глаз? Ты решил задачу? Так сколько будет птеродактилей?

Ученик: Птеродактилей будет много.

Учитель: Нет, ответ неверный! Их будет очень много!

3.3. Страница третья “Игра “Брэйн–ринг””

Игра проводится под звучание музыки Моцарта “40 симфония”

Разминка (игра со зрителями).

  • Именно этой фразой греческий математик, “отец геометрии” Евклид заканчивал каждый математический вывод.

Что это за фраза?

(Ответ: Что и требовалось доказать)

  • Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них – буква и ноты. А каков третий ключ?

(Ответ: Цифра)

  • По мнению Л. Толстого каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что собой представляет знаменатель дроби?

(Ответ: А это то, что он о себе думает)

  • Известно, что Пифагор построил так называемый Пифагоров строй музыкальной гаммы, то есть определил математические характеристики (числа): тон, терция, квинта, октава, полутон.

Исходя из этого, продолжите слова древнекитайского философа Конфуция: “Если хотите знать, как страна управляется и какова её нравственность, прислушайтесь к её…

(Ответ: Музыке)

Вопросы к Брейн–рингу.

  1. Где больше красоты: в теореме или аксиоме?
  2. (Ответ: В теореме. В аксиоме мало красоты, т.к. их справедливость очевидна, ведь их не надо доказывать)

  3. К какому геометрическому телу стремились приблизить форму Останкинской башни?
  4. (Ответ: К конусу)

  5. При каком условии осевое сечение цилиндра – квадрат? (При условии, что высота цилиндра равна диаметру основания
  6. Кого современники называли королем математики? Он высоко ценил идеи Лобачевского
  7. (Ответ: Гаусс)

  8. Кто ввел знак логарифма?
  9. (Ответ: Кеплер)

  10. Вычислить
  11. (Ответ: 50)

  12. Название какой кривой является в тоже время литературным термином?
  13. (Ответ: Гипербола)

  14. График какой функции изображен?
  15. (Ответ:)

  16. Кто автор первого учебника арифметики на Руси?
  17. (Ответ: Магницкий)

  18. Его называют Коперником геометрии, он совершил переворот в геометрии, как Коперник в астрономии.
  19. (Ответ: Лобачевский)

  20. Кто по преданию из великих геометров древности сказал неприятельскому солдату, пришедшему убить его: “Не тронь моих кругов!”?
  21. (Ответ: Архимед)

  22. Найти производную функции
  23. (Ответ: )

  24. Какое великое творение Древнегреческой математики лежит в основе в основе учебника геометрии для средней школы во всех странах? Кто его автор?
  25. (Евклид “Начала”)

  26. Вычислить
  27. (Ответ: 2)

  28. Что представляет собой развертка боковой поверхности цилиндра?
  29. (Ответ: Прямоугольник)

  30. Что из математики можно назвать универсальным языком архитектуры?
  • пропорции
  • логарифмы
  • степени
  • функции

(Ответ: Пропорции)

  1. Решить уравнение
    (Ответ: )
  2. Два тысячелетия тому назад в древнем мире была выведена знаменитая формула единого архитектурного целого, включающая три компоненты: польза – красота – … Назовите третью компоненту, которая рассчитывалась математиками.
    (Ответ: Прочность)
  3. Назовите фамилию гениального французского математика и революционера, создавшего основы общей теории уравнений.
    (Ответ: Эварист Галуа)
  4. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
    (Ответ: От дискриминанта)